В последнее время как-то разом всплыли в окрестном инфопространстве темы ночных бомбардировщиков У-2, женщин-лётчиц и англоязычные ролевых игр про Великую Отечественную - и я внезапно вспомнил, что лежит у меня давным-давно не то чтобы необозрённый, а даже непрочтённый пдфник, подходящий под все эти категории (и даже легально купленный у издателя, если что). Игра
Night Witches (Ночные ведьмы) за авторством некоего Джейсона Морнингстара. Посвящена она, как несложно догадаться по названию и картинке на обложке,
588-му ночному бомбардировочному авиационному полку. В феврале 1943-го, спустя менее чем год после своего боевого крещения, он стал 46-м гвардейским, получив имя "Таманский", но в книге об этом упомянуто вскользь, и он до конца продолжает именоваться 588-м. И вот я его вчера таки прочитал. А сегодня - обзираю. Сумбурно, не очень систематизированно и практически без картинок. Под катом.
Если вкратце - иногда иностранцы начинают проникаться к нам сочувствием и сопереживанием. И обычно делают это так, что лучше бы не делали вовсе. Отношение игры к реальной истории, в принципе, проще всего передаётся соответствующим разделом из начала книги (стр. 4-5), который я приведу здесь целиком в переведённом виде:
Хотя игра имеет подробную историческую проработку, не бойтесь сделать что-то неправильно. Хотя вам будет предоставлено множество исторических фактов, при помощи которых вы сможете привязать вашу игру к мрачной реальности, она, тем не менее, может обращаться с этими фактами достаточно вольно. Чтобы начать играть в Ночных ведьм вам будет достаточно нижеследующей выжимки. Между мировыми войнами Советский Союз был охвачен "авиационной лихорадкой". Лётчики - и лётчицы тоже - были звёздами пропаганды и народными героями. Множество молодых женщин с энтузиазмом учились летать. В тридцатые СССР накрыло кровавое безумие, названное Великой Чисткой. Любого могли обвинить в чёи угодно, приговорить и казнить. Чистка коснулась всех, и сотни тысяч погибли. Особенно сильно пострадал офицерский состав вооружённых сил. Эхом Чистки стали политические офицеры ("политруки"), которые назначались в каждую воинскую часть. Политруки подчинялись напрямую жуткомой тайной полиции НКВД и постоянно занимались поисками шпионов и вредителей, находя их даже там, где их нет. Для женщин 588-го полка собственное тоталитарное государство во многом было опаснее, чем немцы. Когда Гитлер напал в 1941-м, Красная Армия была разбита и деморализована. Но поражения дали советам время для отступления и перегруппировки, а немцы, в свою очередь, оказались слишком самонадеяны и опьянены первыми лёгкими успехами. Результатом стала долгая кровопролитная война. Поначалу женщин в ВВС не использовали, но потом, когда потери достигли критической величины, Сталин приказал принимать в авиацию женщин-добровольцев. Было сформировано три женских авиаполка. Последний их них, 588-й, был практически изгоем. Он снабжался по остаточному принципу и, как единственный полк, состоящий из женщин целиком, нёс всю тяжесть бремени секзизма Красной Армии. Многие желали полку громкого провала, чтобы этот позор стал бы уроком для всех амбициозных женщин. Боевой задачей 588-го являлись беспокоящие бомбардировки прифронтовой полосы противника. Он был оснащён бипланами По-2 - самолётами, устаревшими почти на два десятка лет. Каждую ночь они отправлялись утюжить хорошо защищённые немецкие позиции, иногда совершая по пять-шесть вылетов за ночь. Это были одни из опаснейших лётных заданий войны, и потери были, соответственно, ужасающими.
Что же мы можем сказать по итогам прочтения? "Достаточным для игры" историческим багажом считается, по мнению автора, стандартный набор про "Сталин-Берия-ГУЛаг, мы поднимем красный флаг", а также странные сказки про ужасающую советскую мизогинию. Ну и плюс россыпью различные исторические ляпы. Скажем, неясно, как мог быть "устаревшим на два десятка лет" По-2, если на момент первого боевого вылета 588-го в июне 1942 года прошло всего 13 лет с момента начала его серийного производства? Год пуска самолёта в серию и год основания полка, кстати, в книге позже указаны - автор не смог в арифметику? Или понадеялся, что не смогут его читатели? И, кстати, название "По-2" самолёт получил лишь во второй половине 1944 года, а до этого назывался У-2. Совершенно очевидно, что мнение о снабжении 588-го "по остаточному принципу", основанное, похоже, всего лишь на его номере, самом большом из трёх сформированных приказом НКО №0099 от 08.10.41г., является лишь основанием поддать побольше драмы и надрыва. На деле все три полка формировались одновременно ("последним" 588-й не был) и никакой из них приоритетного отношения не имел. Да, 588-й действительно был единственным из трёх укомплектованным "небесными тихоходами" - кукурузниками У-2, но не потому, что ему не нашлось других машин, а потому, что У-2 в советских ВВС в те времена полноценно применялся в качестве лёгкого ночного бомбардировщика. Собственно, три полка были истребительным (на Як-1), дневным бомбардировочным (на Су-2, а впоследствии на Пе-2) и ночным бомбардировочным (на У-2) - все виды боевой авиации того времени, кроме, разве что дальнебомбардировочной и штурмовой. Не было вручение женщинам "рус фанеров" и признаком мизогинии - ночных бомбардировочных полков, вооружённых У-2, в Красной Армии было более шестидесяти, а женский из них - всего один. Хочется сказать автору спасибо за то, что, хоть он и пугает нас страшными политруками, но жертвами репрессий не назначил традиционные десятки миллионов - названная им цифра в "сотни тысяч" вполне правдоподобна (современные историки, если память мне не врёт, говорят о шестиста-семиста тысячах приговорённых к высшей мере). А про "иногда по пять-шесть вылетов за ночь", кстати, смотрится преуменьшением - настоящие лётчицы 588-го вспоминают, что в сложные периоды бывало и до двенадцати за ночь, так что экипажи приходилось доставать из кабин на руках - ноги не держали. Впрочем, дальше в книге упоминается, что "пять вылетов - это минимум, максимум до двенадцати" (стр. 97), и таких вот мелких противоречий в тексте полно.
Ну и, кстати, о мизогинии, да. Сам же автор в самом начале, говоря о роли пола в сюжете игры, допускает божественнейшую оговорку, за которую феминистки (если бы они играли в ролевые игры) должны были бы сожрать его с потрохами. Эта игра, пишет, он, не о людях, а о женщинах. Ага, именно так: "not a game about people - but women" (стр. 5). Это, в принципе, всё, что надо знать о феминизме мистера Морнингстара. Как и многие западные авторы, мистер Морнингстар традиционно занимается тем, что проецирует на нас грешки из собственной истории. Потому что в реальности презрение, недооценку способностей и вставление палок в колёса женщинам-лётчицам в годы Второй Мировой переживать, разумеется, приходилось. Но в Соединённых Штатах. Историю американской Женской службы пилотов можно почитать, например,
вот здесь - там масса любопытных подробностей. В реальном 588-м, разумеется, без случаев половой дискриминации тоже не обошлось - только немножко обратной. Служил там единственный на весь полк мужчина, но то ли был он сам по себе мудаком, то ли просто не сошлись характерами - короче, бабоньки его затравили и он с большим скандалом перевёлся по собственному желанию куда подальше. В остальном ни о каких притеснениях не вспоминают ни сами "ведьмы", ни служившие бок о бок с ними мужчины из других частей. В игре же присутствуют такие божественные моменты, как, например, дружественный обстрел боевыми боеприпасами от собственного эскорта на учебном задании. Да, потому что в тех самолётах сидят мужчины, которые ненавидят персонажей и желают им зла. А по соседству постоянно присутствует 218-й ночной бомбардировочный болк, укомплектованный исключительно мужчинами, который снабжается на ура, а когда ему всё же не хватает снабжения, он приходит и отбирает его у 588-го.
Не забывает игра о том, что Советский Союз - страна многонациональная. В главе про генерацию персонажей сказано, что "американкой вы играть не можете, но вариантов у вас много - вы можете стать неразговорчивой грузинкой, горделивой азербайджанкой, холодной эстонкой или презираемой всеми поволжской немкой, или даже якуткой из далёких пределов страны - как пожелаете" (стр. 74). Про презираемую поволжскую немку, конечно, перегиб, но сам факт того, что "советские" - это не обязательно "русские", радует.
Самолёты, по мнению автора, не оснащались пулемётами никогда, "кроме исключительных ситуаций", парашютов тоже не было ("вы всё равно летаете на таких высотах, где он раскрыться не успеет"), а пистолеты полагались только офицерам (стр. 91). На самом деле пулемёты с 1944 года начали ставить на все машины 588-го. До этого их и в самом деле не было, и единственным оружием лётчиц были табельные пистолеты ТТ, но полагались они всем, а не только офицерам (и в реальности, и в игре, некоторые лётчицы носят звание сержанта). Парашюты же "ведьмы", как они вспоминают, не брали по собственному желанию, предпочитая подцепить лишнюю бомбу на сэкономленные килограммы. С 1943 года, однако, человеконенавистнический мизогинистический советский режим обязал лётчиц парашюты таки брать в приказном порядке. Кстати, пулемёты и боерипасы к ним почему-то упоминаются в списке имущества, требующего обслуживания и грамотного распределения между экипажами (стр. 93). И утверждается, что иногда бомб может не хватать, тогда придётся сыпать на головы немцам железнодорожные костыли и прочий мусор - что-то сомневаюсь, чтобы когда-то была столь суровая нехватка самых простецких ФАБ-25 и ФАБ-50, которые и таскали У-2.
Раздел, освещающий исторический контекст, состоит из ада угарного кутежа чуть более, цем полностью. Нам рассказывают, что, оказывается, практически всё, что делали женщины 588-го, было в глазах остальной страны не подвигов, а несмываемым позором. Что советская власть предписывала женщинам только трудиться по хозяйству и рожать детей, и потому лётчицы, которые летали на бомбардировщиках, убивали фашистов и за всю войну произвели на свет всего одного ребёнка считались плохими коммунистками, без пяти минут капиталистическими вредительницми (стр. 124). Тут уже, как нетрудно заметить, автор не со своей родной Америкой Советский Союз путает, а с Третьим Рейхом. Да, кстати, утверждается, что особо успешных в боевом ремесле лётчиц военнослужащие-мужчины брезгливо считали лесбиянками. Я, если честно, не уверен, что большинство тогдашних военнослужащих-мужчин вообще подозревали о существовании такого понятия, как лесбиянки, но автору, по его мнению, виднее. Описание начала войны вполне хрестоматийно для западной поп-истории (или отечественной двадцатилетней давности): Сталин запрещал готовиться к нападению немцев, так как не верил в него, армия была полностью деморализована и бежала, авиация была уничтожена на мирно спящих аэродромах (стр. 127). К рассказу о том, что запланированный Гилером на август победный парад в Москве не состоялся, автор перескакивает без какого-либо логического мостика. По его тексту выходит, что Красная Армия так лихо бежала и потеряла так много людей и техники, что немцы аж застопорили своё продвижение. По идеологии - на стр. 128 нам пишут, что подавляющее большинство населения верило в социализм весьма натянуто, с фатализмом, горечью и циничным юмором, при этом автор, совершенно не стесняясь взаимоисключающих параграфов, на стр. 131 рассказывает, как искренне и горячо верили лётчицы 588-го в коммунизм и Партию (что подтверждается аутентичными цитатами из них, которыми усыпана вся книга). Впрочем, взаимоисключающих параграфов здесь вообще не стесняются, как можно заметить.
Сама игровая система довольно компактна и ограничена. Кажется, ей больше подошёл бы карточный формат или традиционная формула "поле и фишки в коробке". Для персонажей имеется набор архетипов. Все они отличаются взглядом на мир и привычным поведением, все они условно названы именами птиц - специально для того, чтобы автор мог скаламбурить про то, что "невзирая на свои различия все птицы любят летать". Ястребы резки и решительны, совы тихи и предпочитают выжидать, наблюдая со стороны, воробьи шумны, вездесущи и трусоваты, голуби прагматичны и общительны, вороны умны, ехидны и не наделены чувством такта. У каждого архетипа есть свой набор всего - от вариантов внешности до уникального набора Действий. Действия - это набор неких заранее прописанных, собственно, действий, которые являются единственным средством влияния персонажа на происходящее в игре. Набор их довольно ограничен, и делятся Действия на дневные и ночные. Собственно, вся игра чётко подразделяется на день, когда лётчицы отдыхают, едят, общаются, помогают механикам обслуживать самолёты и выцыганивают из снабженцев припасы, и ночь, когда они летают на задания. Дневные Действия включают в себя такие как "присмотреться к другому персонажу" (это даст в будущем плюсы на бросок к другим Действиям с ним), "повлиять на персонажа" (авторитетом, угрозами или обаянием выжать из него нечто, что он формально не обязан предоставлять), "установить/упрочнить связь с персонажем" (про связи будет ниже), "добыть припасов" и т.д. Ночью всё ещё проще: партия представляет собой звено бомбардировщиков (то бишь, шесть человек - три машина, каждая с пилотом и штурманом), недостающие позиции заполняются NPC, назначается главный штурман (он использует действие "найти путь к цели") и пилот ведущего самолёта (он использует действие "атаковать цель"), все остальные имеют толькео действия "Vedomaya", позвляющее дать плюсы к предыдущим двум. Все пять-двенадцать вылетов заночь условно обыгрываются как один. Печально то, что самым интересным является провал операции - если ведущие провалят свои броски, то ведомым приходится самим искать дорогу и атаковать или же возвращаться на базу - то есть, они при этом принимают хоть какое-то участие в действе. Опять же, проваленный бросок поиска пути или захода на цель делает доступными новые Действия - "уход от вражеского огня" и "аварийную посадку", что хоть как-то, да разнообразит довольно уныло выглядящую в остальном боевую систему. Днём и ночью доступно также универсальное действие "искусить судьбу" - в него скопом влезает любое лихачество, сорвиголовство и прочий неумеренный героизм. Бросок при совешении любого Действия выполняется одинаково - кидается два шестигранных кубика, результаты складываются, к ним прибавляется указанный в описании Действия параметр персонажа и дополнительные модификаторы. Если полученный результат равен 10 или более - это полный успех, если 6 или менее - полный провал, если попадает в промежуток (то есть, равен 7, 8 или 9) - успех частичный и дополняется указанным в описании Действия геморроем. Параметра четыре: навык, харизма, удача и награды. Первый представляет собой обобщённое числовое выражение профпригодности, последний применяется для давления авторитетом. Колеблются параметры от -1 до +3, исключение составляют только награды, которые варбируются от 0 (наград нет) до +4 (Герой Советского Союза).
Связи, упомянутые выше - это сильные эмоции, которые персонаж испытывает к другому персонажу (или, кстати, к какому-то самолёту). Это может быть как любовь или привязанность, так и уважение, идолизация, даже ненависть и страх. Смысл связей в том, что если Действие каким-либо образом касается человека или машины, с которыми у персонажа есть связь, персонаж получает +1 на бросок этого Действия. Ну и отыгрывать, разумеется, помогает. Помимо связей в лист персонажа заносятся метки и раны. Ран у каждого персонажа три, получаешь четвёртую - персонаж умирает. Лечатся отлёживанием в госпитале (тяжёлые) или просто отдыхом от полётов (лёгкие), а также "укреплением связей" - под ранами понимаются не только физические повреждения организма, но и стресс, так что посидеть-покурить с подружкой на брёвнышке у лётного поля, смотаться в самоволку к парню или написать письмо родным домой - вполне помогает. Метки - это следы травм (опять-таки, как физических, так и психологических), оставленных войной. У каждого архетипа есть список из двенадцати (местами совпадающих, но по большей части уникальных), и если неудачный бросок или какое-либо другое событие привели к получению персонажем метки, игрок выбирает одну из списка и отмечает её. Это может быть как что-то плохое (чаще всего), так и нечто нейтральное или даже положительное, например "получен уникальный боевой опыт, который может стать основой для увлекательной истории". Одна из меток во всех списках - смерть. Логично, что игроки будут стараться выбрать её в последнюю очередь, но если все остальные уже зачёркнуты, то не остаётся больше ничего. Спасти может только "истинная любовь", уникальное свойство одного из архетипов - если ваш персонаж кого-то любит, то при перволм получении метки "смерть" можно сразу же стереть зачёркивание как будто ничего не произошло. Любовь побеждает смерть. Но ровно один раз. Третьего шанса не будет. Вообще, правила и советы для ведущего всячески педалируют гримдарк - например, погоду рекомендуется описывать в основном мерзкой, некомфортной и опасной для полётов, лишь очень изредка давая персонажам полюбоваться чистым небом и ярким солнцем или полной луной.
Игровая кампания состоит из последовательности баз, на которых располагается полк, начиная с аэродрома Энгельс, на котором он проходил подготовку в начале 1942 года. Выполнив все задания на базе (а их имеется отдельный список на каждую), полк перелетает на следующую. При смене базы все персонажи излечиваются (считается, что они как бы отлежались в дороге) и назначается новый ведущий, а старый занимает место игрока и создаёт себе персонажа (или берёт кого-то из имеющихся). Если полк располагается на аэродроме Бухгольц (исторически самом последнем месте базирования 588-го во время войны) и происходит смена базы, то считается, что настала Победа, и все празднуют её и радуются. Также при смене базы происходит прокачка - "поднимают уровень" все персонажи, слетавшие хотя бы несколько заданий с этой базы. При поднятии уровня выбирается одна из нескольких плюшек. Можно повысить на единицу один из параметров персонажа, добавить новую связь, выбрать новое Действие из числа уникальных, доступных только определённому архетипу, наградить персонажа медалью или повысить в звании. Понижений в звании, кстати, не предусмотрено - написано, что если персонаж совершила что-нибудь, достойное понижения в звании, её вызывает на ковёр НКВД и либо отпускает, помурыжив для вида, либо сразу отправляет в штрафбат искупать кровью (то бишь, убирает персонажа из игры). Ещё прокачать персонажа можно, совершив соответствующее Действие, выбрав соответствующую Метку или благополучно вернувшись с задания, в описании которого значится, что его выполнение приводит к "поднятию уровня".
Книжка относительно неплохо иллюстрирована, есть даже цветная вкладка.
А вот с русским языком у автора и/или художника традиционно проблемы. То есть, надпись-то срисовали без ошибок, но вот прочитать её и дотумкать, что если помянут Наркомзем, то перед нами не боевая вариация У-2, а сельскохозяйственная - на это соображалки не хватило.
Портреты лётчиц красивые - явно обработанные хроникальные фотографии - но вот принадлежность изображённых на них личностей к рекомому 588-му/46-му полку художник, опять-таки, не догадался. Вот тут, например, за заднем плане ну совершенно не У-2 виднеется.
А вот, скажем, пример русскоязычных надписей, выполненных криво и неграмотно. Ну и трогательная женская дружба, да. Насчёт последней в книге есть божественный пассаж, что, мол, лесбиянкам кроваывый режим развернуться не давал (жуткие краснозвёздные мизогины карали гомосексуальных женщин тремя месяцами отлёжки в психушке в то время как гомосексуальным мужчинам грозили всего лишь какие-то пять лет тюрьмы - это можно прочитать в том же абзаце), поэтому раскрыться они могли только в армии. Я, если честно, не уловил логической связи и, признаться, боюсь спрашивать, как автор представляет себе армию, особенно воюющую. Тем более, что сразу же следом рассказано, как их в армии преследовали, прессовали и шантажировали. Впрочем, как вы уже поняли, к взаимоисключающим параграфам этой книге не привыкать.
Итог? Игра с потенциально интересной, но простоватой механикой, разглядеть играбельность которой без проверки на практике мне не представляется возможным. С очень пёстрым бэкграундом: общая историческая справка - на уровне типичной западной иллюстрированной энциклопедии для подростков, конкретно боевой путь 588-го - на удивление точен, но вот "половой вопрос" - адский цирк авторских политкорректных фантазий о старинной тоталитарной неполиткорректности. Текст не вычитан и во многом противоречит сам себе. Художественное оформление - на твёрдую четвёрку с художественной точки зрения и на шаткую троечку с точки зрения исторического реализма. Своих пятнадцати долларов книга не стоит (не беспокойтесь, покупал я её ещё по старому курсу). В предисловии автор пишет, что если, мол, игрокам некомфортен вопрос угнетения женщин, то его можно смело игнорировать и играть так, как будто женщин все советсткие мужчины любили и уважали. Поблагодарю любезного автора за столь щедрое разрешение и добавлю от себя, что по моему скромному мнению идеальный вариант употребления этой игры - игнорировать её историческую составляющую. Пусть героини будут анимешными старшеклассницами в какой-нибудь абстрактной стране абстрактного вымышленного мира, превозмогают там гримдарк, ужасы войны, провалы снабжения и, опционально, мизогинию окружающих. А также, все всякого сомнения, любят друг друга высокой чистой любовью в свободное от вышеперечисленного время. Вот это будет отличная игра, да.