Рай на глубине в три тысячи футов

Mar 28, 2014 03:47

На днях в скайпе товарищи (не буду показывать пальцем, но начал всё rottenshworz) вспомнили старую добрую ролевую систему Paranoia, и подумал я, что надо бы о ней рассказать. Это игра про (кто бы мог подумать!) паранойю и зависящее от неё выживание индивида в условиях идеальной утопии. Мир игры преисполнен чёрного юмора и едкой сатиры, основной настрой подразумевает опытных игроков, недетскую тематику и умение посмеяться над собой и другими. Впервые игра появилась в 1984 году (весьма символично, кстати), последняя на данный момент редакция вышла в 2009-м. Вещь, которая, на поверхности являясь простой пародией на американские времена маккартизма (охота на ведьм в лице "коммунистической угрозы"), при более глубоком рассмотрении несёт ряд мыслей гораздо более интересных - и гораздо более близких нынешнему дню. Вархаммер, экранизированный цирком Монти Пайтона. Дивный новый мир, если бы его писал Терри Пратчетт. Немного подробностей - под катом. Картинки взяты из второго издания, выпущенного в 1987 году - оно первое, которое попалось под руку.



Далёкое будущее. Насколько далёкое - неясно (летоисчисление утеряно и отсчёт ведётся заново), но, судя по наличию роботов, ручного лазерного оружия и прочих признаков научно-фантастического жанра, не завтрашний день. Цивилизация на планете Земля практически полностью уничтожила себя в глобальном ядерном конфликте, один из немногих уцелевших островков человечества - подземный комплекс "Альфа". Здесь царит сущий рай - все обитатели счастливы. Потому что счастье является обязательным условием, отказ быть счастливым приравнивается к подрывной деятельности, а подрывная деятельность карается смертью. Дело всё в том, что комплексом руководит искусственный интеллект, который изначально был предназначен играть роль помощника руководства комплексом, но во время войны руководство погибло, а ИИ потерял большую часть банков памяти. Занявшись восстановлением информации по крупицам из того, что осталось, он обнаружил лишь некоторое количество американской пропаганды и художественной литературы времён Холодной войны, остальное пришлось достраивать логически. Так как главной инструкцией было поддержание благополучия обитателей, и она-то как раз не пострадала, компьютер (утерявший даже своё изначальное название и потому называющий себя просто Компьютером) начал это самое благополучие обеспечивать. Ну, в меру своего компьютерного разумения - логичного, прагматичного, параллельного и перпендикулярного. Для простоты обеспечения деятельности все граждане "Альфы" поделены на классы, согласно своим способностям и заслугам. Классы именуются "уровнями допуска" и называются по цветам спектра - от инфракрасного (самого низкого) до ультрафиолетового (самого высокого). Ходят слухи, что есть уровни допуска и выше ультрафиолетового, но распространение слухов приравнивается к подрывной деятельности, а подрывная деятельность карается смертью. Весь комплекс поделён на зоны доступа с теми же градациями, всё оборудование также делится на инфракрасное, красное, оранжевое и т.д. Для облегчения взаимодействия людей со средой и друг с другом, допуски имеют цветовое обозначение - инфракрасному соответствует чёрный цвет, ультрафиолетовому белый, прочие соответствуют одноимённым цветам. Каждый гражданин носит одежду цвета, соответствующего его допуску, стены каждой зоны раскрашены в цвет, соответствующий её допуску, и все вещи имеют соответствующую маркировку. Ношение одежды с цветом, соответствующим более высокому допуску, присутствие в зонах, требующих более высокого допуска, и пользование предметами, разрешёнными только для лиц с более высоким допуском, приравнивается к подрывной деятельности и карается смертью. Блага, начиная от еды и заканчивая всякими развлечениями, распределяются сугубо по уровням допуска - невидимая рука рынка Компьютера одаривает достойных, а тупых и слабых оставляет прозябать в пучинах нищебродства. Хочешь пробиться выше - продемонстрируй свои способности и покажи полезность, тогда твой уровень допуска может быть повышен. Если способностей не хватает - будь счастлив тем, что имеешь. Потому что счастье - обязательное условие для каждого гражданина "Альфы". Тот, кто не хочет быть счастливым - со всей очевидностью является коммунистом и подлежит уничтожению. Компьютер не очень много знает о коммунистах - из того, что осталось в его памяти с довоенной эпохи, ему удалось добыть лишь информацию, что они носят ушанки с красными звёздами, пьют vodka, танцуют kazachok и замышляют ужасные злодейства против цивилизованного человечества. Последнее-то и является основным критерием для вычисления коммунистов в "Альфе". Ещё Компьютер тщательно вычищает из населения расово неполноценных лиц мутантов - потому что в найденных им комиксах мутанты всегда представляли угрозу и творили непотребства. Процесс воспроизводства населения поставлен под контроль - старые дикарские методы слишком хаотичны, поэтому в подземной утопии Компьютер размножает граждан исключительно путём выращивания их в пробирках. И каждый человек имеет после имени номер от одного до шести - позже расскажу, почему.


Персонажи игроков выступают в роли низовых сотрудников техподдержки Компьютера. И техподдержка эта - очень специфическая. Увы, в переводе соль шутки теряется - сотрудник техподдержки на американском английском восьмидесятых-девяностых назывался troubleshooter, дословно "расстреливающий проблемы" (беззубое политкорректное helpdesk, "стол помощи", ввели в обиход позднее, в двухтысячных). Вот именно этим персонажи и занимаются - находят проблему и стреляют в неё, пока она не перестаёт быть проблемой. В роли проблем иногда выступают мелкие житейские неурядицы комплекса "Альфа" - гигантские крысы, внезапно наводнившие служебные тоннели, например, или немножко заглючивший роботанк, который катается по коридорам, стреляя во все стороны и наматывая на гусеницы неосторожных граждан. Но это всё - побочная деятельность, потому что главная цель существования техподдержки - обнаружение и ликвидация предателей, коммунистов и мутантов. Обычно, впрочем, им попадаются "три в одном" - коммунистические мутанты-предатели (commie mutant traitors). Потому что если ты встретил кого-то, кто тебе не нравится кто проявляет признаки одного из перечисленных пунктов обвинения, на него для надёжности имеет смысл навесить и остальные два - ну, чисто для перестраховки.


Самое же смешное в том, что ВСЕ персонажи игроков (как и все прочие обитатели "Альфы") - мутанты. Ну, вы же понимате - радиация, всякая гадость химическая, да и вообще жизнь в бетонном подземелье здоровью организма не способствует. Что? Спрашиваете, откуда мутации, если каждый гражданин выращен в пробирке под чутким контролем Компьютера? Что-то мне кажется, гражданин, что вы задаёте слишком много вопросов. Или, может, вы просто хотите подвергнуть сомнению правильность расчётов Компьютера? То-то же... В общем, каждый игрок при создании персонажа определяет случайным образом по специальной табличке, какая у него мутация. Все мутации даруют полезные силы - телекинез, инфракрасное зрение, молнии из пальцев и прочее в этом роде. Но силы эти, по понятным причинам, стоит проявлять так, чтобы никто этого не видел, или если видел, то не смог бы заподозрить именно вашего персонажа. Это, впрочем, ещё не всё. Дело в том, что ВСЕ персонажи игроков - ещё и члены тайных обществ (как и все прочие обитатели "Альфы", да). Не обязательно Компартии комплекса "Альфа" - ассортимент обществ богат и разнообразен. Так как всё запрещённое является притягательным, то найти можно кого угодно - от Свидетелей Иисуса Христа, Первого Программиста до сторонников единения с природой и фанатов киборгизации организма (выбирается общество опять-таки случайно по табличке при создании персонажа). Правда, так как информации обо всём, что выходит за рамки их допуска, у граждан практически нет, а какая есть - та обрывочная, искажённая и вырванная из контекста, идеологии этих обществ представляют собой уморительно смешную коллекцию стереотипов и заблуждений. Смех, впрочем, сквозь слёзы - так как уж очень оно узнаваемо в реальности. Как и многое в этой игре, собственно. Итак, персонаж игрока занимается тем, что уничтожает мутантов и заговорщиков, сам являясь мутантом и заговорщиком, в обществе, где все вокруг - мутанты и заговорщики, а отстрел мутантов и заговорщиков есть основной путь продвижения в статусе и получения житейских благ. Начинаете улавливать флёр местного безумия?


Самым опасным врагом персонажа, таким образом, являются его коллеги по группе. Они же являются и самым вкусным и легкодоступным материалом для продвижения по службе - поскольку всегда рядом, а тесное общение позволяет быстрее обнаружить у них мутации или признаки заговора. Стоит, однако, помнить, что о наличии друг у друга тёмных секретов персонажи не догадываются, каждый думает, что он один такой уникальный - с мутацией и членством в подпольном кружке. И тут вылезает важная особенность игры - она плохо предназначена для начинающих. Ролевик, не имеющий опыта, ещё не осознаёт, как правило, что известное ему необязательно известно его персонажу. Соответственно, может не понимать, что его персонаж не имеет никакого повода сразу же после начала игры открывать огонь на поражение по персонажам своих товарищей, потому что "у них же у каждого суперсила мутантская на листке персонажа записана, я сам видел". Отчасти этот недостаток предполагается преодолевать игрой "втёмную", когда игроки ничего не знают об игре и её механике, и даже персонажей им создаёт ведущий и раздаёт их индивидуально. Собственно, вариант игры, рекомендуемый самими авторами - это когда всю книгу целиком читает только ведущий, а игроки ограничиваются только прочтением раздела №0, где коротенько, меньше чем на страничку, описана минимальная вводная, и им даже правила читать не рекомендуется: недостаток информации - наиболее благоприятная почва для произрастания паранойи. Это несколько снижает требования к игрокам, но целиком их не отменяет в любом случае.


Так как смертность среди персонажей катастрофически высока (даже если вы успешно прячете от окружающих реальные провинности своего персонажа, это не помешает другим персонажам при желании обвинить его в ложных), предусмотрена система "запасных жизней". Все обитатели комплекса "Альфа" - клоны, вы же помните. Так вот, Компьютер, в бесконечной мудрости своей, этих клонов заготавливает сразу по шесть штук. Пока один из них, основной, выполняет свои обязанности, остальные хранятся в капсулах в состоянии готовности, и в случае смерти основного ему на смену приходит один из них. Он имеет те же игровые параметры, что имел на старте оригинал, и даже имя то же - только цифра в конце на единицу больше. Мутация, правда, другая, да и в тайное общество придётся вступать заново (и не факт, что в то же, что и раньше). И вот тут вторая засада для неопытных игроков - новый клон не помнит ничего о событиях, произошедших с его предшественником, знает лишь ту трактовку, которую сообщат ему (если захотят) коллеги и Компьютер. И это, опять-таки, надо отыгрывать. Если Джонни-1 уличил Билла-1 в подрывной деятельности, но Билл-1 успел выстрелить первым и рассказал всем, что Джонни-1 был коммунистическим мутантом-предателем, то прибывший на следующий день Джонни-2 будет знать только то, что его предшественник был казнён бдительным коллегой за тяжкие провинности, и не будет иметь ни малейших причин подозревать Билла-1 в чём-то нехорошем. Да, за грехи предшественников клоны не отвечают и на момент выхода из капсулы являются полностью чистыми перед Компьютером и согражданами.


По мере выполнения заданий Компьютера, а также самодеятельного поиска коммунистических мутантов-предателей, персонажи игроков не только прокачивают навыки, но и повышают уровень допуска. Начинают они с красного (по сюжету каждый из них буквально только что поднялся с инфракрасного, разоблачив своего соседа - который, естественно, оказался коммунистом, мутантом и заговорщиком). Чем дальше - тем больше добычи, тем выше допуск. Жилая кубатура попросторнее, еда повкуснее, развлечения побогаче. Ну и, само собой, поклонение граждан более низкого допуска - поскольку нежелание оказывать почести гражданам более высокого допуска приравнивается к подрывной деятельности, а подрывная деятельность карается смертью. Правда, и опасности больше - чем выше допуск у разоблачённого предателя-коммуниста-мутанта, тем больше плюшек получит разоблачивший его.


Любопытная особенность - всё лазерное оружие в игре (а оно является основным) имеет, как и прочее оборудование, уровни, соответствующие уровням допуска граждан. А комбинезоны граждан одновременно исполняют роль брони, защищающей от выстрелов оружия с тем же или низшим уровнем (повреждения нивелируются не полностью, но существенно). В итоге, в схватке побеждает тот, чей уровень допуска выше - если, конечно, гражданин с более низким допуском не принёс на перестрелку оружие более высокого уровня. Да, использование оборудования более высокого уровня приравнивается к подрывной деятельности - но ведь это сначала нужно доказать, а как справедливо замечено в книге правил, "мёртвый коммунистический мутант-предатель не разговаривает - а значит, не сможет ни оправдать себя, ни обвинить тебя".


Вообще, атмосферу паранойи и смещения шаблонов в правилах поддерживают постоянно (не забывая подчёркивать, впрочем, что всё это должно оставаться в игре и не выплёскиваться в реальную жизнь). "Основная ошибка начинающего игрока - доблестно выполнять поручения Компьютера. Опытный игрок знает, что доблестно выполнять поручения Компьютера должны коллеги его персонажа, сам же персонаж должен терпеливо дождаться, пока коллеги полягут в процессе выполнения, после чего присвоить всю славу себе. Если кто-то из коллег выживет - его следует застрелить, объявив коммунистическим мутантом-предателем, и получить награду не только за выполнение задания, но и за разоблачение опасного врага". Отдельного безумия добавляет в происходящее Компьютер - тем, что при всём сдвиге своей позитронной крыши продолжает сохранять манеру общения, заложенную довоенными программами. Манеру доброжелательного социального работника. "Гражданин, к сожалению, Ваше поведение несёт признаки коммунистического заговора. Пожалуйста, обратитесь к ближайшему сотруднику техподдержки для проведения казни. Благодарю за сотрудничество. Желаю Вам приятного дня".


Итог? Ну, итог прост - специфичная и довольно требовательная к уровню участников (пожизнёвому, а не записанному в листке персонажа) игра про гримасы современного (а по большому счёту - любого) общества, упакованная в чёрный юмор и тонкую шизофрению. Это недобрая игра - игроки в ней подставляют и предают друг друга, а ведущий с любезной улыбкой вываливает им на головы непреодолимые препятствия. Часто и помногу в это играть вряд ли кто станет, но время от времени - стоит каждому ролевику. Просто для прочистки мозгов. Главное - помнить: Компьютер - твой друг. Счастье является обязательным условием. Не верь никому. Держи лазер под рукой.


случайно?кубы, игроков:7, тип:ролевая, игроков:4, подготовка:9+мин, игроков:6, автор: Александр sam_newberry, настрой:погружение, игроков:9+, сложно?да!, игроков:3, рубрика:обзор, вживание:необходимо, партия:90+мин, игроков:5, игроков:8, взаимодействие:конфликт, аудитория:взрослые

Previous post Next post
Up