World of Tanks: Rush, Game of Thrones (карточная)

Jan 11, 2014 21:27

В каникулы поиграли в две настолки: наконец, спустя два с лишним месяца после покупки, удалось сыграть две партии в World of Tanks: Rush, а в карточную "Игру престолов" поиграли соревновательной компанией, так сказать - до этого ее пробовали только в "добром домашнем" варианте - с мамой и сестрой.

WoT:R в целом оставил неплохое впечатление. Игра по механике напоминает "Доминион": у каждого игрока есть небольшая стартовая колода из умеренно бесполезных карт, есть "магазин", в котором можно покупать новые карты техники. Существенных отличия от Доминиона два: во-первых, предложение карт не фиксировано (10 видов карт действий на партию + победные карты), а постоянно меняется - взамен купленным картам и самой старой из невостребованных из колоды техники выкладываются новые (то есть ротация идет весьма активно). Во-вторых, нет специальных карт денег - техника может использоваться для оплаты покупки новой техники (не спрашивайте меня, какое соответствие реальной жизни имелось в виду. Мы предположили, что на танках удобно ездить за картошкой, на которую можно что-то выменять). Однако есть у карт танков и другие применения: во-первых, их можно отправить в атаку на базу или технику противника, во-вторых - выставить на защиту своей базы, попутно использовав их специальную способность. Игра заканчивается после того, как у любого игрока захватят все три базы. Победные очки даются за захваченные базы, за уничтожение вражеской техники (при уничтожении выдается карта медали, добавляемая в колоду игрока) и выполнение боевых задач: карты задач случайным образом выбираются в начале игры и бывают преимущественно двух видов: накупить больше всего [легких танков; средних танков; тяжелых танков; вспомогательных войск,...] или получить больше всего медалей той или иной нации (убили вражеский танк своим французским танком - получите французскую медаль). Собственно, именно задачи и обеспечивают большую часть победных очков.


Самая существенная проблема игры, как мне кажется, в том, что в течение большей части игры невыгодно использовать танки иначе как ресурсы. Дело в том, что если мы атакуем, то получаем в колоду медаль. Медаль ничего не делает, только может использоваться как 1 ресурс, а двойная медаль, даваемая за уничтожение 2 танков за ход - как 2 ресурса. Однако при трех картах на руке в начале каждого хода нам нужна средняя эффективность карт в колоде в 2 ресурса, а в ней и так накапливаются менее эффективные карты - так что одиночные медали явно портят нам эффективность колоды. В общем, медали нужно брать только той нации, которая фигурирует в боевых задачах, и то с осторожностью.

Карты баз еще хуже - они дают по 3 победных очка, но не могут использоваться как ресурсы вовсе. В Доминионе есть карты действий, которые позволяют пришедшие на руку бесполезные карты победных очков или сбросить с руки, взяв взамен них новые, или просто взять ещё карт - в WotR первых нет вовсе, вторых довольно мало, и карт на руке тоже мало - поэтому шансы вытащить что-то нужное не так велики. Таким образом, начинать вести какие-то военные действия можно лишь набрав побольше карт в колоду, чтобы медали не заморозили вам дальнейшую игру. В общем, это несколько странно для игры с таким названием.

Разумеется, еще можно разыгрывать спецспособности танков. Одна беда: при этом танки встают на защиту базы. Соответственно, не попадают в нашу колоду, пока не будут уничтожены, или пока мы не сыграем новый танк на защиту в тот момент, когда свободных мест на базах не будет - при этом один из уже стоящих на них танков мы вернем в сброс. А способности этих карт, скорее всего, полезные, и нам совершенно не нужно, чтобы они застывали на защите баз, которые нам вообще не нужны - за их сохранение даже очков в конце игры не дают. Поэтому мы тайно надеемся, что кто-то разберет две наших базы (подпортив себе колоду) и поскорее уничтожит стоящую на их защите технику (еще подпортив колоду медалями), и тогда мы, наконец, сможем сыграть наши танки снова. В общем, это как-то совсем не соответствует сеттингу.

Полезность спецспособностей очень разная - если "купить сколько угодно танков на этом ходу" почти всегда бесполезна (большую часть времени мы еле можем купить один не лучший), а вот "возьмите N карт" великолепна, если N>1, как и "все противники сбрасывают по карте" - даже единожды примененная, она сильно портит всем жизнь на ближайший ход.

Еще один "скорее минус" - до конца игры непонятно, кто побеждает. Если в том же Доминионе можно хотя бы считать "Провинции", купленные каждым игроком, то в WotR следить и за собой, и за противниками одновременно практически нереально. Ну, во всяком случае, моей памяти на такое не хватает даже близко.

В общем и целом, неплохая игра, но а) очень рандомная (шансы, что в трех картах на руке будет то, что нужно, не особо высоки; в четырех картах предложения магазина тоже может оказаться фигня) и б) сильно противоречивая в отношении игромеханики и сеттинга. Хотя бы за сохраненные базы победные очки давали бы, что ли... Наверное, хоумрулами это как-то можно пофиксить, но тут попахивает тотальным ребалансом. Впрочем, это впечатление после двух партий, может, потом откроются какие-то новые моменты.

А вот карточная "Игра престолов" утвердила впечатление полного провала, которое оставалось после первых пробных партий, о которых я писал выше.

Игра чем-то напоминает MtG. Ну, тут есть тут есть существа, усиления существ, эффекты, на них влияющие и все такое. Существа ходят в атаку, что дает некие эффекты. Огромнейшее "но" состоит в том, что ходить в атаку чертовски невыгодно: сейчас вот ты пошел, заложился на то, чтобы победить в бою - а противник тебя пропустил, почти не защищаясь, а потом пошел в ответ два раза по разным параметрам. Если же, как в нашем случае, игроков четверо, и каждый играет сам за себя - сходив в атаку, ты, с вероятностью, огребешь от всех троих.

Очень чувствуется, что игра претендует быть спортивной. "Угадайте, какой план применил противник, и..." - ну как я могу угадать, если я даже не видел этих карт никогда? Кому пришло в голову такую карту класть в базовый набор для новичков? Очень чувствуется, что игра претендует быть коллекционной: баланс между колодами... откровенно фигов, нужно, надо понимать, докупать карт и все переделывать. Скажем, у Баратеонов есть Станнис, которого может блокировать только другой лорд (а за незаблокированную атаку Станнис приносит в общей сложности 3 победных очка, при игре до 15). За все время игры других лордов на столе обнаружилось двое, оба слабее - то есть атака все равно проходила и приносила по 2 очка.

У Таргариенов есть Мейстер Эйемон, который может "спасти героя Ночного дозора". Рад за него, но карт этого самого дозора там то ли совсем нет, то ли исчезающе мало (логично, да - что им делать у Таргариенов). Т.е. это бессмысленная карта, которая еще и стоит непомерно много, потому что относится к чужой фракции. У тех же Таргариенов (да, я ими играл) основная механика, на которую завязана куча карт - это использование усилений-"довесков": "когда вы выкладываете довесок, получите...", "когда противник выкладывает довесок, нанесите..." и так далее. Довесков за всю игру на столе было три, один из них мой. И таких колодостроительных багов огромное количество.

Толкование правил игры зачастую неочевидно. В рулбуке нет банального глоссария - а просматриванием оного рулбука нам, скажем, так и не удалось установить, чем отличается "Сброс" от "Кладбища". "Пропустите фазу налогов в этом ходу" - это "игрок, использовавший эту способность, пропускает..." или "В этом ходу фазы налогов нет"? В общем, такого тоже много. Ну да, верю, что есть FAQ на эту тему, но это же очевидные вещи, которые надо в правилах сразу делать; да, на ходу как-то решали, но после выверенных формулировок Магии это ужасно.

В общем, к концу шестого хода и второго часа игры мы плюнули и свернули игру - хотя, теоретически, шансы не дать выиграть Баратеонам у нас были, но всех задолбало. Подозреваю, в ближайшем будущем мы едва ли достанем эту игру еще раз.

автор: Михаил Иванов, рубрика:обзор

Previous post Next post
Up