Моя пушкинистика ( 26.02.12. Неужели это я написала?)

Oct 28, 2024 02:10

А.С.Пушкин испытывал потребность поклоняться Красоте как Божеству. Он должен был склоняться перед Ней, воздавать Ей божественные почести и приносить к Ее стопам жертву хвалы. Воплощением Божественной Красоты стала для него Н.Н.Гончарова.
Его поклонение ей было абсолютным и совершенно внешним, в душу своей супруги он предпочитал не заглядывать. Что в ней творится его не интересовало. Словно он лучше знал, что в ее душе, чем она сама. Вернее, что должно быть в ее душе.Одним из свойств Божественной Красоты , по А.С.Пушкину, была отрешенность , великолепное божественное равнодушие сияющей статуи. Но Гончарова не была статуей, она была обычным человеком. И также не могла проникнуть и понять душу своего гениального супруга. Да от нее и не требовалось.Он не искал в ней духовного понимания, кажется так. Куда как больше Гончаровой понимающая и жадно заглядывающая во внутренний мир гения,умная и прекрасная , влюбленная Екатерина Ушакова, была не нужна ему.Он поклонялся сияющему идеалу внешней оболочки Гончаровой. Разделить его страсть она была не в состоянии, как нам известно из знаменитого стихотворения. Чтобы воспламениться самой, ей не хватало мускулатуры Аполлона и лихо подкрученных усиков на холеном лице кавалергарда. И то что жило и билось в ее душе, в конце концов проросло и погубило его. И это настоящая трагедия, без всяких "если бы только...", как было, например, в истории с зайцем,якобы помешавшим Пушкину оказаться на Сенатской площади.
Об этом писали, и гораздо лучше меня, многие. Не знаю почему, совершенно спонтанно, эта тема сегодня проросла во мне. В юности я встречала людей, сделавших своим хобби рыцарское служение памяти Н.Н.Гончаровой. Один такой человек, доктор географических наук, строчил статьи и доклады, защищавшие, как он полагал, от всяческих наветов неприкосновенное имя супруги поэта. Похожий тип академического интеллектуала, самовлюбленного и до безжизненности искусственного,"гальванизированного", уморительно описывает в своих книгах Олдос Хаксли.
Я же почти никак не соприкасаюсь с Пушкиным, редко перечитываю, не интересуюсь пушкинистикой. Вот разве что около месяца тому назад побывала со школьниками в музее быта пушкинской эпохи на Пречистенке. Нога Пушкина не ступала в это здание, просто воссоздана эпоха, картинки на стенах, то-се, досадный стук молотка паркетчика, заглушающий чириканье экскурсоводши. Но зато впервые видела и разглядела посмертную маску Пушкина. Широко расставленные, глубоко посаженные глаза с выпуклыми веками, тонко намечены брови. Удлиненный, чуть заостренный книзу нос слегка расплющен в области крыльев. Длинный рот, линия которого угадывается как очень подвижная и изгибистая, углы его опущены вниз, особенно длинна нижняя губа.По моему впечатлению, эта маска скорее похожа на умное и подвижное французское лицо,есть в нем отдаленное сходство с кем-то вроде П.Ришара.
Может быть все это написалось потому, что я много лет жила на Черной Речке?

Добавить комментарий
3 комментария
Свернуть Развернуть
pessimist_v pessimist_v (от 95.72.50.209)
26 февраля 2012, 03:09:08

Свернуть

А я много лет ходил по маршруту пушкинского гробовщика. И вот результат.
Ответить

Нравится
nasto2009 nasto2009 (от 95.25.181.125)
26 февраля 2012, 11:41:35

Свернуть

Какой результат?
Ответить

Веселый!
pessimist_v pessimist_v (от 95.72.236.245)
27 февраля 2012, 00:07:37

×

словеса

Previous post
Up