Счастливое открытие.

Feb 08, 2024 23:09

Пишу эту заметку всего для нескольких душ, которые поймут меня. Я совершенно случайно, просто роясь в сети на предмет что бы почитать, нашла книгу Жориса-Карла Гюисманса "В пути". И абсолютно потрясена. Может быть я даже молилась так ( очень редко, но все же, иногда я позволяю себе легкомысленные молитвы, вроде " Боже, пошли мне книгу, от которой не оторваться, чтобы носить ее с собой и чтобы всегда хотелось вернуться к ней! "), может быть. Оказывается Гюисманс, который считается утонченным эстетом, столпом декадентства, чуть ли не жрецом культа красоты, популярный роман которого " Наоборот" ( я не читала) называли Библией декадента, тот самый Гюисманс, которого переводил Макс Волошин - в 45 лет пережил обращение в католичество такой силы и подлинности, что сделался истым христианином, знатоком богослужебных текстов и паломником монастырей. Он написал трилогию про свое обращение - "Там, внизу"( переводилось как "Бездна" и "Преисподняя"), " В пути" и "Собор". И хотя я не развращенный 45-летний парижский писатель конца 19 века Дюрталь ( альтер эго автора) , пресыщенный, изнеженный и опустошенный, я понимаю каждое слово, каждую фразу и реплику этого текста, как свое. Трусливый трепет перед исповедью, сбивчивые молитвы, отчаянные терзания, неуверенность в себе, предательские мысли, которые гонят неофита из храма в храм, из обители в обитель - все это мы испытали, когда в юности приобщались к православию. Этот текст словно написан вчера, или недавно, или всего каких-нибудь тридцать лет тому назад, когда и началось наше пресловутое религиозное возрождение, а на самом деле ему больше ста лет... Психологически абсолютно подлинный, достоверный до слез и смеха, невероятно узнаваемый! Я даже не могу назвать это художественным вымыслом, полностью романом, это скорее духовный дневник, написанный гениальным писателем. Из Вики : "В 1905 году у писателя обнаружили рак. В соответствии со своими религиозными убеждениями он отказался от лечения и умер двумя годами позднее. Награждён на смертном одре орденом Почётного легиона. Похоронен на кладбище Монпарнас." Да и то сказать - лечиться от рака в 1905 году было делом почти безнадежным.
Но немного о романе. Первая часть посвящена парижским терзаниям героя, когда он хочет вырваться из своего превычно-греховного существования, носится по церквям, рассуждает о стилях богослужения и церковном пении.Наконец духовник отправляет его в маленький провинциальный монастырь ордена траппистов на покаяние. Вторая часть посвящена 9-дневному пребыванию в чудном аббатстве, которое не так давно возрождено из руин! после революции! Терзания героя еще усиливаются в монастыре. После причастия он выходит прогуляться по саду и на него набрасываются угрызения...нет, не совести, а теодицеи! Опять все знакомо. И текст становится все более и более духовным, вдохновляющим, настраивающим. Приводится даже подробный суточный устав траппистов, как для братьев, так и более облегченный, для паломников. Вот что говорит игумен на исповеди о четках: " В вашем ответе я чую отпечаток козней диавольских, ибо велика благодать, сопряженная с четками - истинным венцом молений. Пресвятая Дева сама раскрыла святым это орудие молитвы. Возвестила, что оно радует ее. И этого довольно, чтобы полюбить их.
Сделайте так ради Нее, могущественной помощницы вашего обращения, предстательствовавшей пред Сыном о спасении вашем. Вспомните, что Господь Бог восхотел, чтобы чрез Нее нисходила на нас вся благодать. Как непреложно свидетельствует о том святой Бернар: "Totum nos habere voluit per Mariam" {Все, что имеем, мы обрели через Марию -- лат.}.
После новой паузы монах прибавил:
-- Четки повергают в ярость злые силы, и в этом надежное знамение свыше. Налагаю на вас эпитемию: ежедневно в течение месяца прочитывайте десяток." Речь шла о десяти бусинах, но герой понял превратно...
Все, все в этом романе, от предисловия ( которое я читаю всегда последним, только если текст понравится) до последней строки оказалось сокровищем. И открытием. Тот монастырь существовал в реальности, назывался Нотр-Дам-де-Сен - Иньи и находился в департаменте Марны, в 100 км от Парижа. Не знаю как сейчас, но боюсь что то, чего не удалось разрушить французской революции, разрушило время.Но все-таки, но все-таки мы ведь здесь чтобы сопротивляться разрушению?

О насущном

Previous post Next post
Up