May 05, 2018 10:44
Пока не забылось, напишу про книгу "Искусство соперничества" про 4 пары художников, чьи жизни были связаны взаимным интересом и противостоянием.
Первая пара - Дега и Моне. Они на самом деле были близкими друзьями, и лучшая мысль этой главы связана с дружбой. Картины Дега отражают суть его личности - наблюдатель с холодным разумом, но со слишком жадным взглядом, он как будто расчленяет то, на что смотрит, выявляет конфликт и обнажает напряжение. А возможно и помогает этому напряжению родиться. Он не подвластен страстям, в отличии от Моне. Моне знал чувственную сторону жизни очень хорошо) Он нуждался в любви и признании, а Дега презирал зависимость от окружающих. Есть милая песня про дружбу, "друг в беде не бросит, лишнего не спросит", вот во втором Дега был не силен, он со своей страстью исследователя внутренних человеческих конфликтов зашёл слишком далеко. В общем-то, приятнее всего дружить с неуязвимыми людьми, у которых нет слабых мест, но друзья бывают разные, и один из секретов дружбы - принимать друга таким какой он есть, и стараться обходить конфликтные места, а не углубляться в них. Иначе дружбы не выйдет.
Вторая история - про Пикассо и Матисса. Там дружбы как таковой не было, было соперничество за внимание меценатов и за первенство в искусстве того времени. Мне Матисс не очень нравится, ну, как выяснилось, и не зря, его манера письма была продиктована в том числе и нехваткой навыков. А про Пикассо я уже писала, он прикольный) Интересно читать про людей, которым природа дала не только талант художника, но и неограниченную бурную энергию, которой хватило бы не на одного человека)
Третья часть про Фрейда и Бекона. Мне очень нравится Бекон, его выставка в Эрмитаже до сих пор остаётся одним из сильнейших впечатлений от живописи. В аннотации к выставке было написано, что его картины - результат восприятия ужасов войны. Конечно, это не совсем так) слишком уж они личные. Ужасов в жизни Бекона тоже хватало, связаны они были в основном с его личной жизнью. Интересно было почитать про манеру работы Бекона, экспрессивность читается и в самих картинах, но теперь она для меня имеет ещё и визуальный образ - Бекон, как одержимый, борется с картиной, рисует всем, что под руку попадется - тряпки, газеты, руки, вокруг полный разгром, а сам он как будто не в себе,и среди этого хаоса рождается красота. Про Фрейда и гиперреализм тоже интересно было почитать, теперь хочется увидеть его картины вживую.
Последняя глава самая неинтересная, Поллок и Кунинг. Художники впали в полный постмодернизм и стали продуктом пиара художественных критиков. Так, конечно, было всегда, без меценатов и критиков ты не мог жить, но меня дриппинг Поллока не трогает, как и абстракция с фрагментами фигуративности Кунинга, выбирать из них не хочется.
whatiread книги,
whatiread