Экзистенциальные вопросы тревожат меня.
Лет в 6 пришло осознание, что все так или иначе придет к своему логическому завершению.
И так меня накрыло, что я плакала и никому не могла сказать, почему.
С годами стало проще отвлекаться или мириться с такими мыслями.
Не то что бы меня не устраивает ответ христианской религии на все это.. Не знаю.
Никогда не отпускало ощущение, что люди неправильно даже текст Библии порой понимают.
Рано или поздно человек начинает искать философское, религиозное знание, которое ответит на большинство его вопросов.
Сразу вспоминаю Харрисона, у которого все получилось.
Очевидно, что мне тоже нужен какой-то вектор.
Пусть, пока я думаю, здесь повесит кусочек интервью Бродского на тему.
- Простите за вопрос: Вы человек религиозный, верующий?
- Я не знаю. Иногда да, иногда нет. Не церковный, это точно. Я ни в чем сильно не убежден. Человек отвечает сам перед собой за все. То есть он сам до известной степени свой Страшный Суд. На каком-то этапе я понял, что я сумма своих действий, поступков, а не сумма своих намерений.
Я не верю в бесконечную силу разума, рационального начала. В рациональное я верю постольку, поскольку оно способно подвести меня к иррациональному. Когда рациональное вас покидает, вы на какое-то время поддаетесь панике. Но именно здесь вас ожидают откровения - в этой пограничной полосе, на стыке рационального и иррационального. По крайней мере дважды или трижды мне пришлось пережить такие откровения, и они оставили ощутимый след.
Все это вряд ли совмещается с какой-то четкой, упорядоченной религиозной системой. Вообще я не сторонник религиозных ритуалов или формального богослужения. Я придерживаюсь представления о Боге как о носителе абсолютно случайной, ничем не обусловленной воли. Я против торгашеской психологии, которая пронизывает христианство: сделай это - получишь то. Или и того лучше: уповай на бесконечное милосердие Божие. Ведь это, в сущности, антропоморфизм. Мне ближе ветхозаветный Бог, который карает…
- безосновательно…
- …нет, скорее непредсказуемо. Меня не слишком интересует зороастрийский вариант верховного божества, самый жестокий из возможных… Все-таки мне больше по душе идея своеволия, непредсказуемости. В этом смысле я ближе к иудаизму, чем любой иудей в Израиле. Просто потому, что если я и верю во что-то, то в деспотичного, непредсказуемого Бога.
Я не получил религиозного воспитания, в меня не вложили в готовом виде основы веры. Все это я осваивал самоучкой. Библию впервые взял в руки в двадцать три года. И остался, так сказать, без пастыря.
Я вырос в обстановке суровой антирелигиозной пропаганды, исключающей всякое понятие загробной жизни.
Из ваших стихов явствует, что вы - человек верующий. Это вам дано от рождения, как совесть или порядочность, или вера пришла с годами от пережитого, от страданий?
- Я бы не сказал, что я такой уж верующий человек.. Вообще об этих делах говорить не следует, это дело всегда сугубо личное… Тот же Карл Проффер, когда его кто-то спросил в моем присутствии: "Верующий ли вы?" - сказал: "Еще нет". Я был в синагоге только один раз, когда с группой приятелей зашел туда по пьяному делу, потому что она оказалась рядомд. Я плохой еврей. Думаю, что человек должен идентифицировать себя более точно, чем по расе, вере или национальности. Сначала нужно понять, каков ты: труслив, честен, бесчестен. Идентичность человека не должна зависеть от внешних критериев.
Иосиф Бродский
--------------------------------------------------------------------------
Петр Вайль. - "Независимая газета" от 21 декабря 1991 г.
Свен Биркертс. - Журнал "Paris review", 1982, № 83б.
Ну и еще. Достало меня слушать про неземную любовь к Прекрасной Даме. И от слов "половая любовь" забавно передергивает.
Никакой половой любви, только поклонение, только хардкор восторг.
Половая любовь. Любовь. Половая. Пол. Любовь. Да. Любовь на полу. Так хорошо.
P.S.
Интересно, почему в христианском триединстве нет женской ипостаси? У католиков с этим как-то по-другому?
А буддистом мне не быть. Они слишком спокойные.