15 июля (27 июля по новому стилю) 1874 г в Симбирске было открыто кладбище, получившее название Воскресенский некрополь. Здесь похоронены многие деятели науки, медицины, культуры, искусства, литературы. Наиболее известные могилы: поэта Дмитрия Дмитриевича Минаева (1835-1889) и его отца Дмитрия Ивановича Минаева (1808-1876); купцы Балакирщиковы, Нагашевы, Чебоксаровы, покоится прах народной учительницы, друга семьи Ульяновых Веры Васильевны Кашкадамовой (1858-1931); здесь есть могила праправнука А. С. Пушкина, со смертью которого в России прервался род поэта по мужской линии. Много захоронений времен Великой Отечественной войны: Герой Советского Союза П.В. Лаптев, генерал-майор П.Е. Шуров, летчики И.Я. Белоногов, Н.И. Макаров, А.А. Худяков, В.Малецкий; воины, умершие в госпиталях Ульяновска в 1941-1945 гг. Это кладбище хранит не просто прах умерших, но и целую историю нашего города, нашей страны.
В честь дня рождения Воскресенского некрополя или же старого городского кладбища сотрудник Государственного архива Ульяновской области, краевед Антон Шабалких провел весьма необычную экскурсию для журналистов Ульяновских СМИ по старым и памятным захоронениям. Вместе со своим коллегой Иваном Сивоплясом он уже на протяжении многих лет исследует кладбище. Благодаря их кропотливому труду было сделано много значимых открытий. И те, кто захоронен на Старом городском кладбище, снова будто оживают, а вместе с ними оживает их история. Если бы не инициатива двух неравнодушных ульяновских краеведов, то возможно бы, никто так и не смог оценить всю историческую значимость Воскресенского некрополя. Антон Шабалкин начинает шутить на тему того, что он частенько бывает на кладбище «Для меня это место даже стало любимым». На вопрос «зачем он занимается этим кладбищем», ведь за это никто ему не доплачивает, отвечает: «Все мы когда-нибудь окажемся здесь, а так хочется, чтобы вместе с нами не умерла и наша история».
Само кладбище тоже имеет даже более потрясающую историю, чем его жители. Кладбище планировали закрыть, не успев открыть, делили на части. «Кто стал первым жителем кладбищам Города мертвых, мне, к сожалению, найти не удалось, - отметил Антон Шабалкин. - Я посмотрел все метрические книги за 1874 год, но там не указывали, кто был первый - есть несколько первых». Воскресенский некрополь даже становился местом для криминальных историй. Оду из таких историй нам поведал Антон Шабалкин:
«Послевоенный Ульяновск. Летняя ночь. Два грабителя, которые где-то обчистил квартиру, решили, что ночью шататься с узлами опасно - может встретиться милицейский патруль - решили переночевать на кладбище. Оно тогда еще было действующее, и там были заготовлены ямы под захоронения. И вот сбросили они в эту яму свои тюки и сами туда устроились, решив отметить удачно проведенную операцию. Но когда они откупорили бутылку и начали пить, вдруг из могильной тьмы раздался хриплый голос: «Ребят, мне-то глоточек оставьте!» Бросив все награбленное и бутылку, они бежали, куда глаза глядят. А дело было вот в чем: в пекарне на Куликовке женщина-пекарь в тот день что-то отметила, напилась, и ноги принесли ее на кладбище. Сил идти дальше не было, она спустилась в ближайшую яму и «отрубилась». Но когда она услышала бульканье водки, молчать не смогла и попросила оставить ей глоток. Когда с криками и воплями грабители дали деру, она доползла до бутылки, выпила и прикорнула на тюках с краденым. Так поутру ее кладбищенские сторожа и нашли и вызвали милицию».
Храм, который находится в Воскресенском некрополе был построен в 1906 году, архитектором проекта стал Федор Ливчак. В 1911 году состоялось освещение храма в византийском стиле. Крест водрузили в 1910 году. «Это единственный сохранившийся у нас храм с дореволюционными внутренними росписями», - заметил Антон Шабалкин.
Вместе с властью, кладбище тоже подвергалось изменениям. Время, когда губернатором Ульяновска был Юрии Горячев, лучшее время для старого городского кладбища. За каждым кварталам были закреплены те или иные предприятия, учебные заведения и организации города. Регулярно вывозился мусор, проводились субботники. Именно при Горячеве храму придали тот вид, который он имеет и по сей день.
Во времена Владимира Шаманова про кладбище забыли. Его начали разворовывать, с корнями вырывали ограды, металлические памятники. Постепенно оно начинало зарастать травой и превращаться в джунгли.
На данный момент кладбище переживает снова не лучшее время. За могилами не ведется практически никакой уход. Кладбище заросло травой. Своими мощными корнями деревья начали разрушать могилы и памятники. Администрация экономит на вывозе мусора, сжигает его прямо на территории кладбища. К счастью есть люди, которым не безразлична судьба старого городского кладбища. Софья Дмитриевна, член совета Воскресенского храма, занимается созданием попечительского совета, который будет решать дальнейшую судьбу Воскресенского некрополя. Кто возглавит совет, еще не известно. На это место приглашали Антона Шабалкина, но он отказался, т.к не имеет на это времени. «Я считаю, что возглавить совет должен человек, который сможет сюда регулярно ходить, смог контролировать администрацию кладбища, искал финансирование, чтобы содержать некрополь. Лучше всего, я думаю, нужно найти какого-нибудь отставника»- отмечает Антон Шабалкин.
Про дальнейшее развитие кладбища краевед говорит следующее: «Кладбище будет поставлено на охрану, появится ответственный, тогда, надеемся, его начнут приводить в порядок».
140-летию Воскресенского некрополя был сделан подарок кладбищу от Антона Шабалкина, архитектора Юлии Гончаренко при содействии директора ООО «Симбирск-Ритуал-Сервис» Семена Кропачева. Подарком стал баннер, установленный возле входа на кладбище, где указаны самые известные захоронения.
От себя лично хотелось бы добавить. Пока вместе с коллегами и Антоном Шабалкиным бродила по кладбищу передо мной оживала целая история. Купцы, генералы, поэты, медики. Все они становились настолько реальными. Казалось, что ты погружаешься в другую эпоху. И так жаль, что за таким удивительнейшим историческим местом не ухаживают. Мы должны чтить свою историю. Кто, если не мы?