Фарфор. Начало. Отливка и шлифовка. (2)

Sep 22, 2016 17:44

Это продолжение поста (1): http://nastasia-mirror.livejournal.com/125265.html

СУШЬЁ

А вот с сушьём не подружилась...
Первые впечатления, когда детальки совсем высохли, были примерно такие.
Материал стал очень легким, чего я не ожидала. Почему-то приходят сравнения с безе. Такой же ярко-белый, легкий, странно пористый внутри и с виду весьма прочный... Первый раз взяв в руки «это» я подумала - почему все говорят о хрупкости? Вон он какой жесткий. Но после того, как почти без усилий я свернула шею, примеряя голову, поняла, что не всё так просто. :)
При более близком знакомстве с сушьём я поняла всё коварство этого состояния фарфора. Он и правда как безе - очень хорошо маскируется под прочный, но стоит чуть-чуть приложить усилия, как рассыпается. Элементарно сломала палец на руке, просто случайно поверхностно задев его ногтем... Еще несколько деталей пострадали в процессе шлифовки. Естественно.



И я поняла, что настолько хрупкий материал не для моих рук. Особенно после шлифовки полиуретана, который очень жесткий и шлифуется с применением достаточно большой силы, удержать такие уязвимые вещи в руках сложновато. Плечо вот, например, я просто раздавила рукой, когда шлифовала другой конец.
Шлифуется сушьё очень легко, очень мягко. Для меня даже неприятно мягко. То есть запросто можно переборщить и стесать весомую часть. Жесткие шкурки к нему вообще лучше не применять, только мелкие и очень мелкие. Иначе можно наделать внушительных царапин, которые потом долго сглаживать. И еще он откалывается. То есть сверлить тоже лучше именно по-сырому, когда какие-то неровности можно сгладить водой. Если отколется на сушье, то сгладить уже не так просто - материал мгновенно впитывает влагу.
По этой же причине и приклеить уже ничего невозможно. Сломала палец, решила попробовать. Мочу-могу водой излом, а она тут же впитывается, не успевая никак склеиться, сцепиться с более влажным кусочком. Короче, у меня не получилось. Если сломалось, то уже всё.

Теперь о гадостях, которые показались мне именно на сушье, т.к. на влажном не были вообще замечены.
Это ужасные «корки», потеки и еще странности всякие. Корки - это самое жуткое, что мне пока довелось испытать. Это некий тонкий (причем разной толщины) поверхностный слой, более плотный, чем фарфор под ним. Корка может быть незаметна, пока не тронешь, а может быть заметна, как более твердая и немного блестящая поверхность. Иногда ее видно, как потеки или разводы, с явными краями. И это беда. Так как слой этот значительно более твердый, то протерев его получаешь вмятину, поскольку слой под ней значительно мягче и более пористый. И убрать эту границу практически невозможно. Или счищать всю корку целиком (но тогда может сильно пострадать исходная форма детали), или пытаться по-максимуму снивелировать эту границу.
В общем, ужас. Никогда ни с чем так не мучилась. Но на сушье еще ничего, а вот на утиле (о котором буду писать ниже), эти корки становятся еще заметнее и еще страшнее в обработке...
Откуда эта гадость берется - неизвестно. Догадок много. Причем, при одной отливке они есть, при другой нет, при третей тоже есть, но на другом месте... Только на одной детали я могу предположить причину их появления - это когда при заливании шликер льется по стенке. Там я точно знаю, что это было, т.к. форма такая, что иначе не получается лить. Образование этой гадости в других местах непонятно...
Еще бывают какие-то внутренние уплотнения, которые идут не параллельно поверхности, словно вглубь. Тонкие такие разводики. И если шлифуешь это место, то они остаются выше основной поверхности. Тоже беее... Но их мало было.

Очень интересная у фарфора поверхность, которая нормальная, без корок. Она мелко пористая и похожа на яичную скорлупу или кожу. Мне кажется это красиво. Так понимаю, что это и есть сам «здоровый» фарфор. :)
На фото видно хорошо фактуру. Кстати, личико это получилось уникальное. Первое, которое я стала обрабатывать. По еще мягкой отливке переборщила, потом еще переборщила... а потом решила, что раз это Аля уже совсем не Аля, то надо ей придать свои черты. За одно прикрыла глазки - давно хотела попробовать такое лицо. Получилась она грустная-печальная. Но мне очень нравится. Если выживет после обжига и будет вполне годное, то, скорее всего, оставлю ее себе. :)



Еще раздумывала о гравировке. Очень хочу попробовать, но в первый же раз не рискнула. При работе поняла, что, наверное, удобнее будет делать ее на полусухом или утиле. Полусухое дает возможность сгладить что-то водой, а утиль нет. Но надо найти такое тонкое состояние, между тем, когда еще мокрое и вязкое и прилипает к игле, и уже сухое, когда начинает откалываться. Или делать на утиле - менее хрупкое, проще, но остается риск откола, и тогда сглаживать только зашкуриванием... Всё приходит с опытом. :)
Пока не стала пробовать, потому что тут есть такая штука, о которой не хочется думать, но мысль эта не покидает всё равно. Вот ты делаешь красивую гравировку, сидишь день, царапаешь иголочкой орнамент... а потом на обжиге у тебя вдруг пузырь, точки или еще что... и вся ювелирная работа в мусорке... Это, конечно, дело житейское и для фарфора нормальное. Но я пока решила, что для первого опыта мне и так задуманного хватит... :)

Поломок на сушье было не так много, как я думала изначально. Наверное потому что я сразу решила по-возможности его не касаться, а переходить сразу к утилю. Но всё же пострадавшие случились. И я решила провести эксперимент. Взяла сначала только сломанные кисть и стопу, положила их в баночку и залила дистиллированной водой. Знаю, что некоторые мастера шликер делают не из свежей массы, а специально ее сушат, растирают в порошок и потом разводят.
Эффект оказался весьма интересным. Детальки меньше чем за минуту растворились полностью. Стали шипеть, очень обильно пузыриться мелкими пузыриками и «разложились» в прах. :) Еле успела фото сделать. :))
Решила размочить и все остальные сломанные части. Раз так делают, значит потом это можно будет использовать. Процедить и всё. Кстати, литники тоже оставляю. Сминаю в массу и кладу в специальную герметичную коробочку. Всегда есть под рукой масса для долепливания, и можно потом использовать еще раз для разведения шликера. С тем количеством деталей, что я отлила, массы от литников получилось весьма не мало. Так что у меня почти безотходное производство. :)



Поскольку при шлифовке сушья получается просто огромное количество пыли, я поняла, что моя хитрая встроенная вытяжка просто не справляется. Пыль везде. Она очень мелкая, легкая и летучая. На фоне лампы просто замечательно это видно. Тем более я же в респираторе, чтобы не дышать всем этим, и сдувать пыль с поверхности не чем. А она очень быстро образовывается. Приходится смахивать ее кисточкой. И это, естественно, всё вокруг витает.
Короче говоря, решилась я на покупку маникюрной вытяжки. :)



Неплохая оказалась вещь, весьма удобная и полезная. Хорошо встала на мой микро стол. Очень мощная, прямо чувствуется, как тянет. И очень мало шумная. Работать, права, надо над самой серединой и близко, иначе раздувает по краям (от лопостей ветер, не разбираюсь в терминах, как-то этот эффект называется:) ). В общем, это вполне удобное приспособление оказалось. А когда смахиваешь пыль кистью - мгновенно засасывает, а не во все стороны летит. Только надо ее усовершенствовать немного и будет отлично.

В общем, шлифовать сушьё мне крайне не понравилось. Во-первых, очень хрупкое для меня. А во-вторых, еще эта жуткая пыль ко всему прочему! Благо новая вытяжка вроде хоть как-то спасает. Не идеально, но это лучшее, что вообще возможно пока. Думала про стеклянный короб... очень давно думаю. Поставить туда вытяжку, руки в рукава и сиди себе спокойно в «окошечко» гляди... Сделать-то надо такую штуку. Но, наверное, именно шлифовать я в нем не смогу. Во-первых, пыль и на стенках будет, обзор закрывать. Во-вторых, очень привязан к одному месту, а я то ближе, то дальше, то под другим углом смотрю... Короче, развернуться негде. Но вот для работ с тем же металлом, для срезания всякого жесткого и опасного - очень даже пригодится.

УТИЛЬ

Прежде чем делать утиль, я протестировала печку. Были там сначала некоторые недоразумения в выставлении времени... но зато я поняла, что штука - зверь!
Сделала ей первых прокал по инструкции, посмотрела, как греется, что происходит. Максимум поставила 950 гр. Думаю, что больше мне вряд ли пригодится. На этой температуре она, конечно, разогрелась не слабо, но на расстоянии см 7-10 уже вполне «тепленькая» температура, просто ощущается тепло, не жар. А запах как от печки, например, в сауне - пахнет жаром, теплом, но ни какой не гадостью (пока, ха-ха-ха). Проверила настройки, задала программу для утиля. Поставила на место, где она теперь и стоит. На нижней полочке стеллажа на балконе, на всякий пожарный оббитой асбестовыми листами. Так точно ничего не нагреется лишнее и не загорится.



Делала утиль на 800 гр. Пол часа на подъем температуры и еще примерно 2,5 часа до открывания. Приоткрывала маленькую щелку на 100 гр, полностью открывала на 60-50. Может и не правильно, но ничего страшного не произошло. :))
Утиль мне понравился. Наверное, самое удобное для меня состояние фарфора. Шлифуется мягко, но не так легко, как сушьё. Можно выгладить хорошо. Шлифовать можно и сухое, и в воде. На сухом, на белом, лучше видны какие-то мелкие неровности. И пыль, кстати, совсем другая. Более тяжелая, не летит во все стороны. На влажном - шлифуется мягче, без царапин. И вообще приятно это делать в воде, пыли нет совсем, всё смывается. Вот так, прямо в тазике. При опускании в воду приобретает приятные бежевый оттенок, и еще шипит и пузырится. Хорошо, что меня предупредили обо всех этих неожиданностях. :))



Еще на влажном хорошо видны швы, которые можно и нужно тщательно пошкурить. Когда деталь совсем мокрая, то она кажется прям супер ровной. Но это обманчиво, и чтобы проверить, как всё шлифуется, надо периодически вытирать ее. «Убили» только эти корки, с которыми сладить на мокром утиле оказалось еще сложнее, чем на сушье. Бырррр...
Также мне утиль помог выявить достаточно много пузырей. Если слой тонкий, то при внимательном рассмотрении видно более темное пятнышко, где скрывается он. Приходилось протыкать тонкой иголочкой, чтобы проверить правильность догадки, и потом тщательно сошлифовывать. Но зато они (хотя бы часть) были замечены и уничтожены. На сушье они незаметны мне были.
А еще после такого низкотемпературного, но обжига, лучше ощущается, что ты имеешь дело с керамикой. Он еще не фарфор, но уже не «безе». По виду ничем не отличается от сухого. Но по ощущениям уже совсем другой.
На этом же этапе уже удобно подгонять шарниры. Уже можно не бояться, что свернешь шею. :)) Не знаю, как мастера работают без утиля. Конечно, у меня еще крайне мало опыта, да и каждый сам подбирает себе оптимальные условия для работы. Но я без утиля не могу и не хочу. Очень удобно, тем более и печь моя мне позволяет это делать, и не так много времени занимает. А везти на высокий обжиг - так это вообще без утиля никак! :)



Подводя итоги шлифовки, выяснила для себя следующее.
+ Сушьё для работы мне крайне неприемлемо. Слишком хрупкое и слишком пыльное. Если получается по-максимуму хорошо обработать влажную детальку - отлично! Но всегда можно дошлифовать на утиле.
+ Поскольку на сушье всё равно не получается что-то сломанное приклеить, то это еще один аргумент в пользу утиля.
+ Утиль приятен в работе - нет пыли, гладко шлифуется в воде, прочный.
+ Если делать гравировку, то надо пробовать именно на утиле. На влажном есть свои нюансы и плюсы. На сушье просто всё пооткалывается и поломается, а водой загладить тоже уже не очень получится. На утиле будет удобно по жесткости, и неровности можно снивелировать шлифовкой.
+ Ну, и, конечно, если приходится возить на обжиг, то сушьё просто не довезешь. Я так точно не довезу. :))
+ По работе с печкой. В обращении оказалась удобная и достаточно простая. Нагрев корпуса не смущает (всё обезопашено). Поскольку работает не долго, то электричество жрет не так уж сильно (как стиральная машина). Основное потребление во время нагрева и поддрежания температуры. Если остывание естественное, то работает только контроллер. Печь быстрая и мощная. Главное, подружиться с ней на красочных обжигах...

В общем, мне практически всё понравилось. :) Фарфор - штука приятная, хотя капризная очень и любит устраивать неожиданные обломы, в прямом и переносном смысле. А еще портить кайф корками. :) Поскольку деталей отлила и обработала много, чуть-чуть опыта и представления что к чему на данном этапе работы у меня есть. Насколько я была права или не права - покажет высокий обжиг. Устала только очень... Но это потому, что делала сразу много и однообразной работы. С расчетом на возможный брак, и чтобы не возить несколько раз. Надеюсь, хотя бы пара кукол у меня из этого получится в итоге. А в итоге я сделала 5 почти полных комплектов и еще дополнительные мелкие детали. Почти, потому что всего по 5, а если по попам считать, то 4. Ну, так вот. :)) А голов много, очень про запас.

В понедельник, 19 сентября, отвезла все эти свои сокровища Маше Жуковой на обжиг. Получится две загрузки точно, а может и три. Буду ждать... :) Правда, я уже знаю результаты первой закладки, но не буду о них пока говорить. Судить о работе и подсчитывать потери можно будет только, когда будет готово всё и я всё это сама обнюхаю, ощупаю и осмотрю. Потому что только я знаю, где чего нужно было ждать, что оправдало ожидание, что сделало неожиданную подставу...
А тебе, Машенька, огромное спасибо! За всё - и за обжиг, и за ценнейшие советы по работе. :* Если мне удалось избежать каких-то ошибок, то это благодаря тебе.
Кстати, еще о печке. Впервые увидела этого монстра вживую. Ну, надо сказать, что она гораздо больше, чем я предполагала... Однозначно пока приобретать не получится, не только по финансам, но еще и по причине абсолютного отсутствия места для такого агрегата... Если получится наладить контакт со своей, то я постараюсь прожить пока без настоящей печки. Тем более не думаю, что я прям вот так сразу начну очень активно заниматься фарфором. Да, он манит и затягивает. Но есть еще мои малышечки ПУ-шные, и без них я никуда. Соскучилась уже, пока работала только с фарфором. Сейчас активно готовлюсь к Салону (об этом позже еще напишу) и занимаюсь пока только ими. Такими крохами кажутся после больших фарфорочек!...

Вот такой жутко длинный пост получится. Писала ни один день. Спасибо тем, кто нашел силы прочесть до конца. :)


фарфор, рабочее, КУКЛЫ

Previous post Next post
Up