Или
уроки Владимира Путина
В рамках необъявленной предвыборной кампании вечный президент РФ встречался в июле с одаренными детьми в сочинском центре Сириус. Потом беседовал с участниками молодежного лагеря Таврида. И наконец, первого сентября президент провел открытый урок целеполагания в Ярославле - в режиме телемоста, с возможностью задавать вопросы для юных зрителей из прочих регионов.
И пару уроков из его открытого урока о целеполагании мы уже можем извлечь. Вот, к примеру, заглянем в российский телевизор. В любой почти момент времени хоть на одном из государственных каналов идет политическое ток-шоу, посвященное украинским бедам и ужасам. Или документальный фильм о катастрофическом состоянии украинской экономики. О страданиях киевских пенсионеров, о безудержном росте тарифов на услуги ЖКХ в Виннице
Казалось бы, это все давно уже не имеет смысла. Аудитория определилась со своими симпатиями и антипатиями. Одни твердо убеждены в том, что киевская хунта - наследница нацистского рейха, другие к изыскам пропаганды относятся чуть осторожнее. Но главное, позиции давно сформировались. Схема, в которой бесконечное повествование о кошмарах украинцев позволяло отодвинуть Россию на второй план и на контрасте показать, как нам, россиянам, повезло и от чего мудрый Путин со товарищи спасают нас, не работает. Но воспроизводится.
Думаю, не для нас, обычных россиян, а для тех, кто эту схему придумал и уже не может соскочить с накатанной дорожки. Ее воспроизводят, чтобы убедить себя, что она продолжает работать. Россияне продолжают не замечать Россию, и с Россией можно по-прежнему творить все что угодно, на россиян не оглядываясь. То ли сеанс автопсихотерапии такой, то ли банальный самообман, хотя здесь тонкая грань.
Рискну предположить, что за встречами Путина с детьми (А ярославский открытый урок очевидно не последняя такая встреча. Дети и губернаторы, похоже, выбраны в качестве главных собеседников главного, хоть до сих пор и не названного кандидата в президенты) тоже что-то такое прячется. Это разговор воплотившегося в конкретном человеке государства с самим собой, попытка себе внушить: я не устарел. Я не только прошлое и настоящее. Будущее тоже я. Будущее со мной.
Это первый из обещанных уроков. В абстрактной, отдаленной стратегической перспективе государство может (наверное, в качестве ночного кошмара, но все-таки может) представить себе ситуацию, в которой существует другое будущее, от его образа будущего отличное. Говорящее на другом языке и не поддающееся на его манипуляции. Это, скорее, позитивный урок.
Но есть и второй, не столь веселый. Который касается тактической перспективы, не абстрактного будущего, а ближайших лет, времени, в которое нам тоже доведется жить. Главный кандидат в президенты в рамках предвыборной кампании (назовем вещи своими именами) встречается с людьми, которые совершенно точно не будут за него на этих выборах голосовать - просто в силу юного возраста. Тратит время.
Тратит, потому что не сомневается - в тактической перспективе он здесь надолго. Дети подрастут, придут на участки, вспомнят Шуберта и хруст французской булки. И дальний космос, и сверхскоростной полет из Калининграда во Владивосток, и алтарь отечества. И тогда поставят галочку в нужный квадрат. Он не спешит и уходить никуда не собирается.
Впрочем, один чиновник из мэрии Москвы заявил на днях, что они проектируют столицу на 500 лет вперед. И он не шутил. Они тут все надолго и всерьез. И, размышляя о собственном будущем, это следует иметь в виду.