Утилитаризм как скрепа

Feb 06, 2017 01:36



Русской государственности - в продолжение темы

Государство - форма oрганизации жизни народа в целом. Народы разные, с разной историей, поэтому и государства их отличаются друг от друга. Государство может стать результатом естественного развития, а может быть и установлено чужими людьми (колонизация, оккупация). Оно может быть даже добровольно заимствовано одним народом у другого.

Поскольку в мире все давно перемешалось, чаще всего встречаются государства смешанного типа, причем в крайних не лучших случаях - двойного назначения. То есть в виде т. н. феномена двуслойности - сосуществования театрализованного, формального внешнего и актуального внутреннего государств.
В обществе, живущем по таким понятиям, скрепоносным и неполживым является внутреннее государство, а не его формальная надстройка.

Внутреннeе государство базируется скорее на системе сбывающихся ожиданий, чем на своде писаных правил, но вовсе не является оттого трудноуловимой, подвижной структурой. Кто пробовал пойти напeрекор, тот знает - сразу упрешься в каркас. Так вот, в современных терминах, традиционное российское внутреннее государство и сейчас, и до того, насколько мы можем проследить в истории, функционирует по типу бандитской шайки.

Все это богатство базируется на традиционных, унифицированных, скрепоносных принципах утилитаризма. Системы, в которой народ играет роль исключительно прикладную, как средство достижения целей лица или, чаще, группы лиц, оприходовавших внутреннее государство. Характерный руководящий принцип такой системы - не жалко ничего и никого.

Концепция утилитаризма проистекает из крестьянской морали и не подразумевает разницы между человеком и скотиной. Традиционному крестьянину было все равно, хряка ли зарезать или соседа. Жестокость гражданской войны в России и войн раздела Югославии отличалась от, скажем, государственной жестокости нацизма - тем, что она проявлялась постоянно на микроуровне, меж какими-нибудь соседями, внутри какой-нибудь деревни.

Массовые доносы с целью получить дополнительную комнату в коммуналке имеют ту же природу. Эта крестьянская жестокость вполне гармонирует с целецентризмом банд и получает интеллектуальное оформление в аксиоматической идеологии бандогосударства. Утилитаризм учитывает в бизнес-схеме затраты/прибыль только собственные затраты. Остальное неважно. Застрелить Гумилева, чтоб все другие все поняли? Да как два пальца...

Второй, не менее важный принцип - все в деле и повязаны кровью. Это очень важное средство контроля. Главные бандюганы имеют всегда самый жирный кусок, но все остальные, чтобы получить хоть какой-то кусок и просто остаться живыми, должны совершать подлости. "Чистеньким" не должен себя чувствовать никто. Все, включая нещадно доимых, чувствуют себя частью системы и этой системе даже благодарны (ну, живы пока, да), думают, что разделяют с шайкой какие-то общие (типа национальные) идеи.

В наше время такое поведение получило название стокгольмского синдрома. Он не случайно возникает, коллективную ответственность сознательно воспитывают. СССР помните? Партия, идеи марксизма-ленинизма, доносы на друзей под пытками. Большая часть населения проходит через школы жизни в виде ремеслухи, армии, лагерей и прочих таких прелестей. А из Афгана потом кто вернулся? Будущий костяк ОПГ, плавно выросший в нынешнюю администрацию.

Следующий принцип - большая зона. Понятия большой и малой зон заслуженно хорошо освещены в русской литературе. В условиях утилитаризма выход из зоны на т.н. свободу слегка меняет условия содержания, но не общие принципы жизни. Прав все равно нет, и твоя жизнь все равно принадлежит бандитамю. Захотят, хавчика подкинут, захотят - в карты проиграют. Писаные правила не имеют никакого отношения к реальности. Действует исключительно "закон внутри нас", что синоним вечной духовной скрепоты - жизни по понятиям.

Ну и, конечно, архаизация и родоплеменнная структура - куда ж без них. Архаика - свойство внутреннего государства. Все исследователи самого угoловного мира отмечают огромную степень его архаизации. Татуировки, суеверия, приметы, а главное - структура отношений, аналоги которой легко отыскать в животном мире. То есть это ещё дочеловеческая традиция.

Индийский публицист описывает клановую структуру местного общества так: у нас никто не человек сам по себе, всех разложили по каким-то ящичкам. Предел устремлениям положен до рождения, расой, кастой, доходом родителей. Система тейпов в Чечне относится к той же категории - все это Азия в ее худших проявлениях. Кто скажет, что это все далеко, пусть попробует объяснить разницу между кастой далитов и петухами на зоне.

Разумеется, в таких условиях не может быть никаких благих намерений, общих и объективных ценностей. Идеологией бандитов является цинизм, и сомнений в ней никогда не бывает, поскольку весь круг их общения подл и продажен. И невозможно даже представить что-то другое. Это будет или целенаправленное вранье, или фантазии. Во всяком случае, личный опыт для всего этого социального слоя наличие другого не подтверждает. Замечательно, что все зараженные вирусом бандитизма искренне полагают, что дела обстоят точно также и у всех других народов - там только тряпки на каркасе поярче.

Никакая смена декораций, вывешивание новых тряпок на старом скелете не уведут страну из заколдованной дурной бесконечности, в которой она болтается едва ли не с момента зарождения на этих болотах государственности. Мы имеем дело с заколдованным царством. Природа колдовства, конечно, не биологически-генетическая, а историческая в своей природе. Расколдовать ее можно только изменением основы, введением внутреннего государства в формальные рамки и постепенным его изменением.

Все государства вышли из, в нашей современной терминологии, клановых бандитских шаек. Это было детство человечества, с присущими ему детско-бандитскими обычаями. Это реальная скрепа или, в известном смысле, естественное состояние человека. Легче всего сделать банду из детей, и "расколдовать" их потом бывает очень трудно. Отмечавшийся всеми исследователями архаизм уголовных нравов оттуда же - это природное и сложившееся очень давно.

К счастью, социальные организмы все же отличаются от биологических. Изменение внутренней основы, сбрасывание исторически сложившихся, окостеневших, сдерживающих всякое развитие духовных скреп возможно. Примеров тому множество и разного рода - долгая "французская революция", реформация, развитие американского государства. Основанного с самого начала на принципе ликвидации внутреннего государства в том виде, как оно было вывезено из Европы.

Да и в той же Азии удалось ликвидировать внутреннее государство и ослабить мертвую хватку скреп в столь разных местах, как Япония, Сингапур, Южная Корея. А в Индии, Турции и Китае все еще тянется переходный период. Требуется кропотливая систематическая долгая работа по изменению национального характера и разбору архаических скреп. Параллельно с самоочевидно необходимой социальной революцией - отстранением нынешних бандюков от власти.

Характерно, что сейчас все активно обсуждают именно вторую часть формулы, которая очевидна. Но надо отчетливо понимать, что она (совершенно) недостаточна.

теория и практика

Previous post Next post
Up