Этот пост состоялся бы существенно позже, если бы не ряд моих друзей, которые разным образом меня на него сподвигли.
Поэтому он будет достаточно сырым. Не в плане написания, а в плане понимая мной своей собственной мысли. И все же достаточно созревшим, что быть сформулированным, даже прилюдно.
Мой друг Бен хочет стать врачем, причем как жертва западной медицины, он тяготеет к традиционной восточной. Поэтому разговоры о медицине, болезни и здравии происходят у нас практически каждый день, и тема эта стала для меня еще более близкой. Я хочу здесь написать свои мысли, которые многим покажутся неправомерными и радикальными. Они частично основываются на моем собственном опыте, частично на опыте других людей. Они не относятся ко всем проявлениям отклонения от условной нормы здоровья, и у меня не хватает моего личного опыта, экспериментальных данных и просто времени на разработку своей теории еще не затратила достаточно, чтоб сказать какой процент болезненных состояний я точно отношу к своей теории. Короче, не надо в меня кидаться тапками дипломированных специалистов, хотя диалогу я открыта.
Когда мы сегодня говорим о западной медицине, то самый частый упрек, который ей адресуют, это то, что она борется исключительно со следствием, и практически никогда не доходит до корней болезненных состояний, до того, что собственно порождает болезнь. Хирурги режут опухоли, терапевты прописывают жаропонижающее, окулисты - очки и т.п. В принципе, в существенном количестве случаев, так или иначе, эти меры возвращают человека к способности функционировать, более или менее нормально, при хорошем раскладе помогая организму доделать все остальное самому. Однако при плохом раскладе организм при приведении в норму одного органа, может легко получить повреждение другого, и, если это не критично в данный момент, это допустимо во врачебной этике западной медицины. Что является вторым существенным упреком, роняющим акции западной медицины на всемирной бирже здоровья. Ну а третьей причиной, по которой этот вид медицины теряет своих верных клиентов, это случаи, в которых она не способна помочь. И случаев этих все больше.
Тогда традиционная медицина открывает свои приветливые двери, за которыми нас ожидает много чудес, начиная с ци с ее точками и меридианами. В нормальной традиционной медицине главное - это постановка диагноза, в смысле действительно главное. Потому как методов воздействия на блокированные точки и дисфункционирующие органы много, можно выбрать подходящий или чаще всего комплекс разных мер. (Тут врачи западной медицины могут со мной не согласится, для них тоже важен диагноз. Но правда в том, что западникам важнее вернуть функциональность человеку или ее видимость, нежели поправить ситуацию целиком и понять, а что ж на самом деле сломано то.) Так вот в старой школе традиционной медицины постановка диагноза отнимала вагон времени, основным из методов которой было общение врача с пациентом на всякие странные темы из его биографии, вплоть до «а в какой комнате спала ваша бабушка по отцовской линии». Потому что врачи пытались докопаться до сути того, почему начались всяческие застои ци, и что-то потекло не туда, куда следует. Впрочем, современные адепты ТВМ (традиционной восточной медицины), уже пошли по накатанной дорожке западников и спокойно кладут на дедовские задушевные разговоры, предпочитая им специальный трехточечный измеритель пульса и тепловизоры. А дальше подбирают под них комплекс методов из того, что сами умеют. И это самая большая подстава, кстати, которая пока еще не ясна большинству из них, поскольку деды прочно нащупали золотую жилу Ци.
Почему подстава? Да потому что мы снова возвращаемся к тому, что даем ответ на вопрос, которого сами не поняли.
Но в целом, в двух предыдущих абзацах я ничего революционного не написала. Так, одну из точек зрения. Кто-то согласится, кто-то нет. Ну что ж, пойду на повышение градуса несогласия.
Дело все в том, что если нарисовать в голове вектор Здоровья, начиная от момента(.) зарождения болезни, то выглядеть с точки зрения западной медицины, он будет так: Болезнь-Лечение традиционным западным путем через вскармливание и обрезание. То есть Болезнь (читай нефункциональность) - Возвращение функциональности в близком к привычному объеме.
С точки зрения ТВМ: Болезнь - Лечение ТВМ - Лечение ЗМ. То есть, традиционалисты считают, что к корням болезни находятся ближе, а потому болезни страшно переподвыподвернутые нередко успешно лечат. Итого: Болезнь - Причины нефункциональности - Устранение причин нефункциональности - Возвращение функциональности в возможном объеме (иногда превышающем тот, который был у человека на момент им диагностирования у себя Болезни).
Выглядит классно, не правда ли? Я прям как фанат ТВМ. И все же, мой вектор выглядит иначе.
Дело все в том, что мы привыкли рассматривать Болезнь, как нечто во-первых враждебное, во-вторых извне. В смысле не нашенское, гнусного агрессора, владеющего армией микробов, вирусов, гололедом, ветром и засухой, в общем армий его Легион. Но во мне тут что-то перещелкнуло, и взгляд мой несколько поменялся. Поэтому вектор мой стал выглядеть так.
Человек - Потребность в болезни - Создание условий для падения функциональности - Действие причин нефункциональности - Нефункциональность (или про простому Болезнь).
Тут мой язык возможно подвел меня, и я не идеально выразила все, что хотела сказать. Но попробую расшифровать.
По этому моему вектору ЗМ работает с пунктом «Нефункциональность» иногда с «Причинами нефункциональности», ТВМ практически всегда работает с «Причинами» и при хорошем враче еще и с «Условиями падения функциональности» (проще говоря, с условиями создания причин болезни). Но вот с потребностью в болезни не работает почти никто. То есть болезнь это всегда атакующий агрессор, это не тот, кого мы сами создали. Не, мы тут не при чем. «Не виноватая я, он сам пришел»(с)
Я отдельно хочу пометить, что я сейчас говорю не о заболеваниях, которые мы называем «психосоматическими».
Дело все в том, что я вдруг перестала рассматривать болезнь как врага. И попыталась вспомнить все свои серьезные болячки. И самое любопытное, что по прошествии лет я могу оценить те бонусы, которые они мне дали. Более того, мои болезни своеобразным образом поворачивали мою жизнь, перемещая меня в более комфортное для меня пространство и меняя мой стиль жизни и мировоззрение таким образом, что я раскрывала все больше и больше внутри себя. Конечно, не только болезни руководили моим поведением и выбором жизненной стратегии, но болезнь в ультимативном ключе не давала мне делать чего-то такого, что могло кончиться для меня плохо. И тут я поняла, Болезнь - это наша внутренняя кнопка «Стоп!», это последний аргумент в борьбе нас самих с нами же самими или чем-то еще.
Если осознавать что Я - это не только игры разума, эксплуатирующего физическое тело, но и нечто существенно большее, что мы чаще всего внутри себя игнорируем и делаем вид, что его не существует, то становится понятно, что происходит. Наше «Я», с которым мы себя ассоциируем, это мартышка на мамонте. Мартышка оседлала его и гонит куда-то, но когда дело идет явно не туда, куда надо, и кончится плохо, мамонт сначала вежливо останавливается. Мартышка наседает. Мамонт качает головой. Мартышка дает шенкелей. Мамонт говорит «сама дура» и мы заболеваем. В зависимости от ситуации процветает многообразие болезней наших.
Пример из биографии номер 1:
Я была ужасно больным ребенком. Просто кошмар какой-то. До 10 лет я прямо безвылазно болела, каждый год радуя своим визитом то одну, то другую городскую больницу. У нас даже правило по этому поводу дома было: «до 38,5 никто не считается больным, и все идут в школу». Болела я в основном дискинизией желчевыводящих путей. Это когда ешь-ешь, а оно как входит, так и выходит, почти не меняя ни формы, ни цвета, ни запаха. Прям как панда, короче. На этой почве в моем чахлом организме никогда не было достаточно сил, чтоб противостоять всей микрофауне нашей планеты, и мы регулярно с кем-нибудь дружили, кашляя и температуря. Правда, после долгих мытарств моей мамы меня все-таки поставили на ноги, годам к 10. Казалось бы, ну при чем тут мое желание болеть, ведь в школу я все равно упорно выгонялась и в 38, и на грядках как и все трудообязанные деревенские жители гордо развевала свои детские труселя. И все же хорошенько подумав, я сообразила уже после 30, что это была лучшая жизненная стратегия на то время. Я даже готова себе памятник поставить за сообразительность и живучесть. Только сестру жалко. Сейчас объясню. Дело в том, что мои родители были образцом несчастливой и несложившейся семьи, когда отец пьет, мать вечно в загоне, оттого нервы на пределе и достается тем, кто ближе всех, точно, нам с сестрой. Причем отец меня еще похоже подозревал в непричастности к его генофонду, что и вовсе нехорошо для психики малолетнего. Короче, мой мозг до этого додуматься не мог, поскольку я заболела в два или три месяца, но мой организм сказал, идите вы все в баню с такими условиями проживания. И я на несколько лет превратилась в привилегированного члена нашего маленького клана, насколько это было вообще возможно. Мне доставалось больше внимания, любви, заботы и на порядок меньше тумаков. То есть свой необходимый запас прочности моя психика получила хоть и таким путем. А поправилась я, когда отец перестал пить уже как несколько лет, исчезал из дома достаточно надолго, чтоб не вводить мать в состояние непрерывного бешенства, а я подросла, и малая доля сестринских тумаков уже совсем не страшила. Но сейчас уже после 30 мне очень стыдно перед сестрой, потому что она повторить мой маневр уже возможности не имела, и это очень на ней сказалось. Мне правда жаль. Сейчас мне кажется, что я предпочла б поделить поровну на двоих, и количество материнской любви, и количество ее тумаков.
Пример № 2.
С тех пор как перестала быть очень больной, я стала очень здоровой. Прямо как лось. То есть у меня были всякие болезни, и даже очень серьезные, но они никак не влияли на мое ощущение всемогущества и ослиное упрямство. Я такая, могу упереться лбом в ворота. И такая упертая я приехала на Удан. И все было хорошо, пока в один момент не стало плохо. Когда я просто не смогла больше нормально тренироваться, потому что сил не было от слова совсем. Часть из моих читателей даже не поймет о чем речь, потому что за свою жизнь понятие «держаться нету больше сил» я сама передвигала несколько раз. Так вот это «устала» на порядок превосходило мой горный и альпинистский опыт, и на два обычную daily life. Это когда к середине первого рабочего дня из всей шестидневной недели уже готов плакать от усталости, а все еще только началось. И было вообще непонятно, что с этим делать, как жить, и что теперь, убиться об стенку? Я полгода каждый день просыпалась с тем, что кранты, все плохо и как сделать лучше не ясно. В итоге все-таки необыкновенно крепко для себя задумалась о своей судьбе и покинула традиционный класс. Последняя. За полтора года до завершения пятилетней программы. Остальные сцепили зубы и держатся. Теперь уже немного осталось. И это было самым важным и самым верным решением для меня, которое не будь я так больна, не приняла бы ни за что. Потому что дорога, на которую пятилетняя программа в итоге свернула, не была моей совершенно, и я рада, что вместо того иду своим путем.
Я привела эти два примера для того, чтоб проиллюстрировать по меньшей мере два больших внутренних основания для появления болезни:
1. Изменение своего статуса в окружающей среде на более благоприятный (и дохрена людей так болеет, особенно стариков и детей).
2. Изменение образа жизни как заведомо ложного. Игнорировать не получается, потому что не получается жить как прежде, не сообразуясь с ограничителем (и таких собратьев по несчастью тоже полно).
Есть еще один очевидный пункт 3, который у меня выразился в свое время в приобретении гепатита С. Предупреждение о ложности избранного образа жизни или образа мышления. Это такой последний предупредительный выстрел, который игнорировать очень сложно; впрочем, люди, умирающие от рака регулярно это проделывают.
Так вот. Вся эта моя писанина сегодня о том, что наша болезнь - это не стороннее зло, это мы сами. Это та наша часть, которая пытается достучаться до нашего сознания, ну или действовать не достукиваясь, поскольку все равно бесполезно. Наша болезнь это мы. В это сложно поверить, но все же. А еще мы можем не болеть. Вообще. Если начнем жить в мире и согласии с собой и окружением. Поэтому первый и главный шаг к выздоровлению, особенно в случае с серьезными «неизлечимыми» болезнями, это понять, зачем они нам нужны, чем они нам полезны и что за ними стоит. А главный бонус от такого подхода, что мы не только обретаем здоровье, но еще и счастье быть самим собой и жить своей собственной жизнью.
Только не надо думать, что это «волшебная кнопка». Потому что это очень сложно. По многим причинам. В том числе и таким неочевидным, как перераспределние отвественности за здоровье и снятие ее со стороннего дяди доктора (Ересь, правда? Кто будет знать, как не врач?! Это его профессия.) и принятии на себя (Что за бред о самолечении! Ну и лечите сами аппендицит!). А уж разобраться с тем, что стоит за знаками, которые подает вам ваш организм, это вообще работа для сертифицированного психоанатома. В общем все это намного сложнее, чем достать 200 000 баксов на операцию где-нибудь в США, или 100 000 баксов на регулярные поездки в Китай или Корею. Впрочем, выбор всегда за нами.