Лк 12:16-21:
16 И рассказал Он им притчу: "У одного богача на полях был хороший урожай,
17 и он рассуждал сам с собой: "Что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда!"
18 И решил он: "Вот что сделаю: снесу житницы, выстрою другие побольше, свезу туда весь урожай, все, чем богат,
19 и скажу своей душе: "Ну, теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чем, ешь, пей да наслаждайся жизнью!"
20 Но Бог сказал ему: "Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя;
21 так кому достанется то, что ты скопил?" Так бывает с тем, кто собирает богатства для самого себя, вместо того, чтобы обогащать себя в очах Божьих".
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Нам сейчас сложно читать притчи про богачей. Богач в нашей жизни - это всегда отрицательный персонаж. Поэтому сложно понять, что речь идёт вообще обо всяком человеке. И вопрос, который должен рождаться в ответ на эту притчу: а что неправильного сделал этот человек? Богатство пришло. Не выкидывать же его! Разумеется, надо теперь этому богатству отдать какое-то время и силы, чтоб его "пристроить", разобраться с ним. И может плохое в его поступке лишь то, что он теперь собирается "ничего не делать" - есть, пить и наслаждаться жизнью? Да, очевидно, что для людей это зло, когда такое счастье выпадает кому-то другому. Но совсем иначе он же на это посмотрит, когда богатство придёт ему самому.
Тогда плохое может быть в том, что он не поделился с другими? Или может в том, что он среди забот забыл о духовном?
Но все эти вопросы лежат в плоскости, где в принципе не действует Бог, где жизнь человека закрыта от Божьего взгляда.
Человек попадает в те или иные обстоятельства не случайно. Падший человек всегда продукт обстоятельств. У него всегда: так сложилось, так получилось, что же мне ещё остаётся делать? Богач в этой притче отвернулся от Бога не в момент получения богатства. Это обстоятельства, из которых уже нет выхода, сложились, потому что он отвернулся от Бога. Уже давно в центр жизни был поставлен не Бог, а древо познания добра и зла, древо "самостоятельного", автономного бытия. Для неверующего человека и нет другой возможности, как всегда попадать в обстоятельства.
Только вера открывает доступ в пространство, где действуют иные законы, где действует вера, а не факты, случайности и обстоятельства.
Отсутствие ответа на вопрос, что же надо делать богачу, говорят лишь о том, что в центре жизни стоит пока ещё не то древо, и что вопросы веры и покаяния не стали актуальными.
Но ещё всё возможно исправить. Исправить, т.е. покаяться.
Аминь.