9 лет - удивительный возраст. Смотрю на дочку - вот она совсем малышка, круглое личико, голосок, как у персонажа из мультика, рассуждения совсем детские. А через пять минут на месте малышки вдруг оказывается настоящий подросток. Злится, грубит, врет. Словно землетрясение - и между нами трещина. Только что была рядом, и уже не достать.
А еще эта новая девочка-подросток умеет неожиданное -раздражать и злить меня. Нажимает на какие-то кнопки, о которых я и сама не подозревала. Клац - и вместо мамы злая ведьма, изо рта так и сыплются заклятья: “Наказана! Без планшета! Без сладкого! Невоспитанная! Хамка!” А потом морок спадает и ведьма снова видит заплаканную, грустную, испуганную малышку.
Ведьма замерзает, а затем разбивается на миллион мелких осколков. И на ее месте появляется мама с дырой на месте сердца и чувством вины.
Я бросаюсь утешать дочку, извиняюсь, мы миримся, она меня прощает… Все хорошо. Проблема в том, что этот сценарий мы разыгрываем снова и снова.
Я очень люблю дочку и понимаю, что так нельзя. Что каждый раз в ней что-то ломается. Исчезает крохотный кусочек счастья, радости, уверенности в себе. Значит, нужно срочно что-то менять.
В попытках извести злую ведьму я пробовала разное:
- надевала на запястье браслет, который нужно было носить 21 день, а если сорвешься - менять руку и начинать заново. У меня ни разу не получилось дойти даже до 7 дней;
- глубоко дышать, считать в уме до 10, прежде чем отвечать. Надо сказать, иногда это срабатывает и ведьма отступает;
- договориться с дочкой и придумать стоп-слово (“конфетка”), которое она говорит, если видит, что я перешла границу. Этот вариант годится - от конфетки наша ведьма бежит как от огня. Но дочка не всегда о ней вспоминает.
Среди советов, которые я не проверяла на себе были такие:
- попросить снять себя на видео в процессе крика - думаю, мои близкие постараются остановить, а не запечатлеть меня;
- пообещать себе, что больше никогда в жизни не будешь кричать на ребенка - ах, если бы это было так просто.
Но есть одна вещь, которая помогла мне больше, чем все остальные, вместе взятые. Как-то я посмотрела на заплаканное лицо своей дочки и подумала, что она похожа на грустный смайлик. У нее круглое личико, поэтому когда она улыбается, смайлик становится веселым. А когда сердится, то очень напоминает пыхтящий от злости эмоджи из мессенджера.
И теперь, когда дочка кричит и злится, я вспоминаю милый пыхтящий смайлик, и просто не вижу существо, которое что-то делает мне назло и с которым нужно бороться. Я ведь не могу сердиться на смайлик, понимаете?
Конечно, лучше просто понимать, что ребенок - это ребенок. Ему положено шалить, чудить, проверять границы и злить родителей. Но это легко на словах, а на деле каждому из родителей приходится искать свой способ это прочувствовать.
И пусть ваш способ на первый взгляд покажется глупым или наивным, как мой, это совершенно неважно. Главное, он работает. И злая ведьма исчезает.
Автор: Наши Дети
Фотография:
DESIGNECOLOGIST, Unsplash