...Год тому назад мы были вместе, изучали наскальные рисунки горного плато Акакуса в Ливийской Сахаре, Нуреддин Сасси делал с них зарисовки для своих картин, которые потом были выставлены в Музее в Триполи.
Мы встретились с ним случайно на Джербе. Тунисский остров находится недалеко от тунисско-ливийской границы. Этот жизнерадостный человек не смотрел мне в глаза, а все время озирался по сторонам. И я спросил Сасси, как его Музей и целы ли его картины.
- Все погибли, - сказал он с горечью и объяснил, что вовремя штурма Триполи музей был обстрелян, а потом туда ворвались грабители.
- Ну, там статуи были, три грации? И знаменитая Вернера триполитанская?
- Пропали, - сказал он.
- А античные города Лептис Магна и Сабрата?
- Разбомблены, - сказал он. - Все - вдребезги…
- А наскальные рисунки Акакуса, Вади Матхандуша? Лептис Магна и Сабрата?
- Уничтожены, - сказал он. - Расстреляны…
- Как… расстреляны?
- Ну, - он сделал жест, изобразил очередь из автомата.- Расстреляны…
Я представил слонов и жирафов, испещренных дырками от пуль. Я это уже видел на одном из петроглифов, пострадавшем во время Второй мировой войны, как мне сказал тогда, во время нашей экспедиции Сасси, стоя у расстрелянного слона. Он тогда еще не умел изобразить очередь из автомата.
- Нет, Эжен, давай лучше не говорить об этом. Когда у человека гибнет вся работа его жизни, все, что он сделал за свою жизнь, - лучше об этом не говорить.
Античные мраморные колонны, уничтоженные бомбами, и мозаичные панно, разбитые артиллерийскими снарядами, искромсанные пулеметным огнем, были великими произведениями Мирового искусства. Такими же великими, как и наскальные рисунки в горах Акакуса, которым было двенадцать тысяч лет.
Было… И они бы еще просуществовали двенадцать тысяч лет…
читать полностью репортаж Николая Алексеевича Сологубовского ПОЗОР ЮНЕСКО! ПОЗОР ООН!