Этой весной у Алексея Серебрякова сразу две яркие премьеры, где он играет главные роли. Сначала на экраны вышла экранизация пьесы Чехова «Иванов», ролью в которой актёр гордится особенно. А следом за ней - фильм «ПираМММида», снятый по мемуарам Сергея Мавроди. В нём Серебряков сыграл того самого горе-финансиста, который разорил полстраны.
Система - в тупике
«АиФ»: - Вы сыграли Мавроди - создателя самой скандальной финансовой пирамиды. Что думаете об этом персонаже и о том, почему стало возможным появление таких пирамид в нашей стране?
А.С.: - Я не отношу Мавроди к категории главных негодяев XX века. Просто он оказался одним из немногих, кого было решено подвергнуть публичной порке. Мавроди был несколько ярче других, успешнее в своих махинациях. Естественно, это не могло понравиться ни власти, ни силовым ведомствам. Вот его и цапнули. Но система финансовых пирамид родилась ведь тоже не без участия государства. Что такое ГКО, то есть заём денег у государства? Это чистой воды пирамида! А что такое современная банковская система с её процентными ставками, ипотеками, кредитами? Опять одна большая пирамида! Я говорю не только о нашей стране. По своему характеру вся мировая экономика - пирамидальная конструкция, которая едва-едва держится на ничем не обеспеченном долларе. Никто пока не может предложить другого пути, поэтому все между собой договорились: давайте, мол, делать вид, что доллары что-то стоят.
Если же назвать вещи своими именами и начать играть по-честному, рухнет всё. Наступит полный коллапс. Экономика потребления давно зашла в тупик.
«АиФ»: - Я одного не понимаю: почему, когда недавно Мавроди объявил о создании новой финансовой пирамиды, немало людей вновь согласилось в ней поучаствовать?
А.С.: - К сожалению, число малообразованных людей, желающих ежемесячно получать стопроцентную прибыль, ничего при этом не делая, у нас слишком велико. И Мавроди это отлично знает. Люди не хотят учиться, вникать в законы экономики, пытаться понять, откуда возьмётся прибыль. Люди тупо хотят денег на халяву. Это одна из бед нашего народа. В одночасье жажду к халяве из менталитета не вытравишь. Чтобы что-то изменилось, надо смотреть в будущее и правильно воспитывать наших детей.
Тотальный дефицит людей, знающих своё дело, привёл к тому, что самозванство стало ещё одной бедой и приметой нашего времени. Кругом сплошная самодеятельность! У человека исчезло желание быть мастером своего дела. У нас все самодеятельные. Кто-то говорит: я как бы врач, - и начинает как бы лечить людей. Дороги строят люди, которые сами придумали и поверили в то, что они это умеют делать. И так во всём… А то, что мы превращаемся в посмешище для всего мира, - это ничего.
Апофеоз пошлости
«АиФ»: - Алексей, принято считать, что чеховский интеллигент, к коим относится и другой ваш герой - Иванов, - это интеллектуал, который стремится не столько к политическому, сколько к нравственному переустройству мира. А сегодня такой тип интеллигента существует?
А.С.: - Без сомнения, они есть. Просто сегодня основным их жизненным пространством стал Интернет. Там эти умные молодые люди общаются друг с другом, обсуждают сложную литературу, пытаются осмыслить то, что происходит со всеми нами, со страной. Этих людей вы вряд ли застанете в кинотеатре за просмотром очередной поп-жвачки с попкорном в руках. Рынок на них не рассчитан.
Вот сто лет назад интеллигенция сидела не в Интернете, а в салонах, где читали друг другу стихи, бесконечно обсуждали политическую ситуацию, но обсуждения эти, по большому счёту, ни к чему не привели. Февральскую и Октябрьскую революции они благополучно профукали. Ведь что такое интеллигенция? На мой взгляд, наиболее точно это понятие расшифровал в одном из своих романов Дмитрий Быков: «Интеллигентность - это умение видеть чужое неудобство». Очень точно! К сожалению, интеллигенция во все времена обречена только на то, чтобы переживать - за страну, за окружающий мир, за конкретных людей, но не предлагать пути решения проблем. Умение видеть, формулировать, увы, не предполагает умения пробиваться локтями, владеть кулаками. Творческая интеллигенция транслирует своё ощущение от чужого неудобства через искусство - в первую очередь через литературу, кино. А тут уж, как говорится, нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Вряд ли Горький предполагал, что его роман «Мать» Ленин назовёт «очень своевременной и актуальной книгой». Да и Бомарше вряд ли мог подумать, что его «Фигаро» станет, в конце концов, одним из главных художественных образов Французской революции.
«АиФ»: - К слову об образах: а какое современное явление, предмет или конкретный персонаж мог бы наиболее точно охарактеризовать наше время?
А.С.: - Программа Андрея Малахова «Пусть говорят». Эта передача наиболее ярко демонстрирует нам, что, оказывается, выставление на продажу чужой боли, слёз, беды, копание в грязном белье на виду у всей страны без всякого на то морального права сегодня называется простым словом «формат». А точнее, формат, который приносит хорошие деньги. Степень цинизма просто в голове не укладывается.
«АиФ»: - Но, извините, зритель это смотрит!
А.С.: - А что вы хотите?! Конечно, это будет востребовано! Туалетная бумага, например, всегда будет пользоваться бóльшим спросом, чем рукописи Достоевского! И бестолковые реалити-шоу, в которых участники бесконечно выясняют отношения и спят со всеми подряд, априори будут иметь более высокий рейтинг, чем фильм Тарковского. Так было и, к сожалению, будет всегда. Я же хочу сказать о том, что степень пошлости и цинизма сегодня достигла абсолютного максимума. Когда видишь, как деградируют понятия человеческой морали и нравственности, становится не то что неловко - страшно.
Казалось бы, вот уже двадцать лет мы живём в новой России. А что изменилось-то, по большому счёту?! Как жили мы в стране, где балом правит чиновник, так и продолжаем в ней жить. Причём стало ещё хуже. Если при коммунизме чиновника худо-бедно сдерживала идеология, вынуждая его хотя бы создавать видимость порядочного человека, то сегодня он плюёт на всё. Ощущение безграничной власти, уверенность в безнаказанности и желание бесконечно обогащаться за счёт народа - всё это привело к тому, что прослойка партфункционеров стала ещё шире, в условиях тотальной коррупции абсолютно неконтролируемой, бесконечно преступной и чудовищно циничной по отношению к простым людям. В нынешних условиях человеческая жизнь, понятие «уважение к личности» не стоят ни-че-го.
Где вспыхнет завтра?
«АиФ»: - Но ведь так не может длиться вечно. Наверняка есть разумные решения или опыт других стран, которые прошли подобные периоды.
А.С.: - Насчёт разумных решений не знаю, а насчёт чужого опыта - не надо далеко ходить. Посмотрите, что на Ближнем Востоке творится. Или вспомните недавние события на Манежной площади. Да, толпу тогда разогнали. Но проблема-то не исчезла! Где вспыхнет завтра и с какой силой, никто не знает. По сути, сегодня в стране идёт гражданская война.
Тихая, ползучая, порой она прячется под маской обычной уголовщины, но это война. Историям о том, как 10 человек славянской внешности избили кавказца или 10 кавказцев избили одного русского, несть числа. От тотальной катастрофы страну пока спасает то, что в этой тихой войне ни у одной из сторон нет своего яркого лидера. А представьте, что будет, если такой негласный лидер вдруг появится и призовёт: «Мочи всех богатых!» Мы это уже проходили, но, как известно, история никого ничему в нашей стране не учит.
Источник