Сегодня исполнилось бы 105 лет Великому Александру Шамильевичу Мелик-Пашаеву

Oct 23, 2010 06:16

Он прожил всего неполных 59 лет. Из них - 41 посвятил Опере, из них - 33 года - Большому Театру.
Из Большого его ушли... этот грех потом, спустя много лет, незадолго перед смертью, оплакивал Евгений Фёдорович Светланов, испытав на себе предательство оркестра. "Всё возвращается, как бумеранг, но ничего нельзя вернуть".

Берегите своих близких, не обижайте друзей...
предательство, резкие слова потом будут вспоминаться всю жизнь, как будут вспоминаться и милые минуты,
а человека не вернёшь.... успейте попросить прощения... успейте исправить...





О милых спутниках, которые сей свет
Присутствием своим животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию - были!

Василий Жуковский
Эти бессмертные строки были выбиты на одной из каменных плит надгробия Василия Андреевича Жуковского, прекрасного поэта, учителя Пушкина и всех русских лириков XIX века. Те, кто избирали эти стихи в 1852 году для увековечения памяти вдохновенного автора, вряд ли задумывались об их универсальности на века. 
И все же историческое время на стороне защитников высших достижений культуры, благородных традиций преемственности творческих поколений. А лучшие представители духовной элиты современной России свято хранят благодарную память об учителях и наставниках, составивших золотую цепь свершений классического отечественного искусства.
Верность памяти Учителям - вот, что нас хранит.

Триумфально дебютировав в Большом театре оперой «Аида» в 1931 году, когда ему было всего 26 лет,
Александр Шамильевич Мелик-Пашаев работал только в этом театре всю свою жизнь, целых 33 года, до самой смерти, последовавшей в 1964 году. А Галина Вишневская, получившая свою первую главную роль в Большом театре, в опере «Фиделио» Бетховена (в постановке Бориса Покровского и Александра Мелик-Пашаева), - стала любимицей, обожаемой Примадонной дирижера. Она пела во всех спектаклях, которыми дирижировал Александр Шамильевич: в «Пиковой даме», «Войне и мире», «Фальстафе», «Травиате», «Мадам Баттерфляй» (спектакле, после которого Ростропович побежал к Мелик-Пашаеву ночью домой, чтобы выразить свой восторг).

«Я никогда не забуду чувства безграничного ликования, наполнявшего все мое существо, когда я пела с ним Аиду, - вспоминает Галина Вишневская. - И в какой стране мира я ни пела эту оперу, я всегда, как на исповедь, стремилась скорей в свой театр, в спектакль к Александру Шамильевичу, чтобы отдать ему все и получить от него красоту и обновление… В последние годы его жизни „Аиду“ пел только один состав: Ирина Архипова, я, Зураб Анджапаридзе, Павел Лисициан, Иван Петров. Если кто-то из нас уезжал, спектакль не ставили в афишу». Словом, звездный состав, навсегда оставшийся в памяти тех, кто имел счастье видеть и слышать эти спектакли.

«Двенадцать лет нашей совместной работы были самыми счастливыми годами в моей творческой жизни.
Он буквально лелеял голоса своих любимых певцов… Хорошо знал слабые и сильные стороны своих солистов и во время спектакля всем своим существом сливался с ними, помогая им проявить свои самые лучшие качества. Он не покидал певца ни на секунду, но рядом с властностью хозяина спектакля в нем было и желание подчинения - качество, присущее лишь избранным дирижерам. Давая вступление, он смотрел артистам в глаза, будто хотел прочесть в данный момент, чем певец полон, чтобы включиться в его эмоции и передать ему свои. За пультом, всегда одухотворенный, озаренный внутренним светом, он пробуждал у артистов творческий импульс, а не старался во что бы то ни стало навязать только свою волю и свою концепцию. Потому и было ощущение свободы музицирования в спектаклях Мелик-Пашаева…»

И ещё: «Александр Шамильевич замечательно чувствовал баланс звучания оркестра и певцов, и даже в самых кульминационных местах оперы у него всегда были слышны все солисты и все инструменты. Такого наполненного и в то же время прозрачного, кружевного звучания оркестра я ни у кого больше не слышала - это была какая-то тайна Мелик-Пашаева».

отсюда

image Click to view


1962 год. Большой Театр. Дирижёр - А. Ш. Мелик-Пашаев

Об Александре Шамильевиче вспоминает Ирина Константиновна Архипова

image Click to view



image Click to view


1959 год. Большой Театр. Дирижёр - А. Ш. Мелик-Пашаев

image Click to view


1959 год. зал показан чуть-чуть - вдруг кто своих узнает))



дирижер, Память, Ирина Архипова, юбилей, Борис Александрович Покровский, Галина Вишневская, Народный артист СССР, Большой Театр, Ростропович, мемуары/письма, опера и оперетта

Previous post Next post
Up