Министр культуры! Ау!

Aug 18, 2010 21:39

Я только что вернулась из Щелыково, театрального дома отдыха (нынче опрометчиво названного нашим СТД санаторием). Я отдыхаю там вот уже 23 года, хотя и дорога трудная, и условия не ахти, и цены почти как в Греции. Но «приговорена» к Щелыкову не одна я: помню, как именно там приходила в себя после смерти А. В. Эфроса Н. А. Крымова, абсолютно поверившая в целительную энергетическую силу этого места. И это так. В Щелыкове особый «микроклимат», тут усадьба А. Н. Островского, к которой он был магнетически привязан всю свою жизнь, где написал большинство своих пьес и где на погосте Никола-Бережки упокоился рядом со своим отцом, Н. Ф. Островским, когда-то приобретшим это имение. Позже рядом похоронили жену Марию Васильевну и дочь Марию Александровну Шателен. По мистическому стечению обстоятельств, все они умирали здесь июнями разных годов (может, сыграли свою роль не мистические июньские грозы?). И почти полтора века это семейное захоронение возле красивейшего белокаменного храма, стоящего, по сути, в чистом поле, является частью Музея-заповедника.



Сам заповедник уже который год в жутком состоянии - я хотела писать об этом еще прошлым летом, но не дошли руки. В жутком состоянии он не из-за отсутствия средств, не думайте. В этом году создалось впечатление, что деньги как раз осваиваются немалые: например, безо всякой на то надобности, церковь Св. Николая, к которой надо идти с через овраг, «евростандартно» каждую ночь освещается во всю свою высоту. Для кого? Мы шли туда с фонарями, хорошо зная дорогу! Кто ее видит?! Это же не Покрова на Нерли, видные издалека! Сторожа шутят: на прожекторах можно ночами жарить яичницу. Сотрудники объясняют: Музей вписался в какую-то программу. Ну не бред?

Разобран по бревнышку Дом Соболева (крестьянина, приятеля Островского), в котором был Музей народного быта, созданный когда-то сотрудником музея Ольгой Щукиной. Теперь строят огромный подземный бункер под некое «хранилище», на его месте воздвигнут новодельную избу с искаженными пропорциями… «Что там хранить? Нечего! Экспонаты прекрасно помещались в деревянном домике и чудно сохранялись при постоянной температуре», - говорит Щукина. Когда дом разобрали до основания и «затем» осталась одна печка, Щукина, замечательный знаток народной «берендейской» и «постберендейской» культуры, построившая теперь в Бережках музейный домик для демонстрации одних только кукол, которых в крестьянской семье водилось до 150 видов (для ПТЖ я привезла ее «скопидомку», чтоб материальное благополучие наконец пришло) - оделась во все черное, села на эту печку и голосила частушки… А что еще остается?

Нет, деньги есть, при этом безобразно зарос (видимо, умер) пруд, в котором Островский ловил карасей (да и наши дети успели!). А ведь это центральное место усадьбы, чуть не главный «экспонат»! Мостик на «остров любви» в центре этого пруда давно снесен, сам остров зарос крапивой, и ряска - как асфальт… И это при том, что в штате заповедника два десятка садово-перковых работников!

Нет нынче и цветов при въезде в усадьбу. «А что так? - спросила я. - Просто не аллея, а Владимирка с картины Левитана!» Говорят - так было при Островском. Господа, но при Островском в пруду плавала рыба, а на дне «Снегуркиного сердца» (ключика в Ярилиной долине, где, по легенде, растаяла Снегурочка) не валялись ржавые ведра и не плавали пятна бензина! Если не сажаете флоксы - вычистите пруд, запустите карасей и прекратите тратить попусту электроэнергию на ночное освещение храма в Бережках! При Островском так не было!

Над Щелыковым этим летом висел дым (пожары вокруг!), стояло красное апокалиптическое солнце и такая же луна. И, не поверите, мертвецы повставали из земли.

На Троицу, как говорят сотрудники музея и церковный староста, прах Островского и его семьи был вытащен из семейного захоронения и до сих пор не погребен!!! Не гробокопателями, не бандитами выкопан, а планово! Давно было понятно: могила требует ремонта в своей цокольной части, но ее зачем-то вскрыли полностью, и, обнаружив подземные повреждения, выкопали покойников, а теперь заняты подсчетами - сколько нужно на ремонт развороченной могилы.

Директора Музея-заповедника Галину Орлову мне застать не удалось (ей свойственно каждый активный сезон, когда дел в природном заповеднике - море, отдыхать… на настоящем море, подальше от забот. Вот не представить: кости Островского не погребены, а я плавать поеду! И - спокойно!). В ее отсутствие вопрос о целесообразности святотатственных действий, о которых говорит все Щелыково, я растерянно задавала то сотруднику музея Ольге Щукиной, то церковному старосте Андрею Ратникову. Их ответы были неутешительны. Ратников считает, что отремонтировать все можно было за неделю, не совершая эксгумацию. На вопрос, когда прах драматурга снова будет предан земле, говорят: «Дай Бог, к весне… Пока что составляются затратные сметы на ремонт».

Прах Александра Николаевича Островского почти три месяца хранится во времянке, сколоченной на том же Никола-Бережковском погосте… На моей исторической памяти это единственный случай эксгумации останков классика - причем не для захоронения, а так, будто шкаф на время ремонта вынесли в прихожую.

И недаром горит этим летом земля, ох, недаром. Последние времена, что ли, настали, матушка, Марфа Игнатьевна, или как? Островский не похоронен!

P.S.

Вернувшись из Щелыково, я обратилась с аналогичным текстом к коллеге, Татьяне Москвиной, ведущей раздел в газете «Аргументы недели» - не только известному критику и публицисту, но и замечательному «островсковеду» (ее статьи об Островском печатались в свое время и в «ПТЖ»).

Она немедленно приняла меры со своей стороны (см. www.argumenti.ru).

via pavelrudnev 


источник с фотографиями

из тамошних комментариев:

"Губернатор, не поверите, в курсе, сообщил, что гробы вынимали с БЛАГОСЛОВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ (!) и теперь ждут 18 августа тендера…"
"А вы можете себе представить, чтобы Гейченко раскопал могилу Пушкина и спокойно уехал в отпуск?????!!!"
"Каким дикарям доверена национальная святыня…"
"Театральные деятели отдыхают маленькой кучкой в окуппации под тему Шостаковича “Нашествие”… Нашествие узаконено и выгодно СТД, потому что окуппированный Дом окупаем."

могилы / надгробия / похороны, засланцы, музей, РПЦ, Малый Театр, Кострома и Костромская область, варварство, Александр Калягин, кощунство, Министерство культуры

Previous post Next post
Up