Река Времени

Dec 07, 2019 07:06

vad_nes рассказывает:
Как там было у классика? "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвленна стала".
Вот-вот. В соцсети хоть не заходи, "булкохрусты", "коммуняки" и "либералы" опять насмерть бьются в интернете, крики множатся, вентиляторы перегреваются, и никто не хочет уступать. Все требуют немедленного исполнения собственных мрий, и никто не хочет жить в реальности.
Хотите расскажу реальную историю жизни одного реального человека? Как у меня часто бывает - неполную, урезанную, но оттого не менее показательную.
Для меня эта история началась с сайта "Письма из прошлого", где собираются коллекционеры почтовых открыток. Там обнаружилась переписка двух девочек, двух гимназисток, двух Надь.
Ничего особенного - обычная переписка двух петербургских подруг, одна из которых уехала на лето с папой в тогда еще не курортный Железноводск, а вторая скучает на собственной - что редкость - даче в Келломяки.
Июнь 1908 года, шесть лет до великой войны, девять лет до великой революции. Надя Стуколкина отправляет открытку с видом Келломяки Наде Сергеевой:


"Милая Надя! Спасибо за письмо. Как ты поживаешь? Мы переехали на дачу 28 мая. Погода у нас хорошая, только изредка выпадает дождь. Шуру я могу поцеловать только в письме, так как они уехали с мамой заграницу. Посылаю тебе вид келломякской церкви. Целую тебя крепко 1000000000000000000000000000000 раз.
Любящая тебя Надя Стуколкина.



Вторая открытка, продолжающая "дачную переписку", отправлена четыре года спустя, в августе 1912 года.



Открытка отправлена из Куоккалы на станцию Териоки, Ваммельсу, Мецекюли, дача Сычевой. Получатель - все та же Надя Сергеева.

>Девочки выросли, они уже не дети, что заметно хотя бы по почерку, и увлечения у них уже почти взрослые. Как сегодня бы сказали, "новейшими гаджетами" интересуются - фотографируют на фотопластинки:

Дорогая Надюша! Как твое здоровье. Поправилась ли ты? Уже я не знаю, что и думать, т. к. ничего не получила от тебя. Недавно у нас были состязанья. Я там целый день торчала. Проявляешь ли мои пластинки? Я горю желанием увидеть своё чудное изображение. Пока до свидания. Целую крепко и сердечно кланяюсь вашим.



Третья открытка была написана следующим летом, в предвоенном 1913 году, и в ней уже Надя Сергеева пишет своей подруге Наде Стуколкиной - туда же, в Келломяки из Куоккалы.


Дорогая Надюша. Спасибо большое за приглашение. Мама меня пустила, и я приеду к вам в субботу, приблизительно после нашего обеда, часов в 7 или 8, так как должна встретить папу. Ужасно рада тебя видеть. Пока. Целую крепко.
Твоя Надя

Отметим, что открытка была доставлена за 1 час.


Вот, собственно, и вся переписка. Согласитесь, ничего особенного в ней нет. Разве что образ той, давным-давно ушедшей, эпохи.

Пытливые и любопытные обитатели сайта "Письма из прошлого" восстановили личности обеих подруг (прим. - дополнено в данной публикации ещё более пытливо)

Надя Стуколкина росла в потомственной артистической творческой семье

её дед - знаменитый русский танцовщик, артист комедии и водевиля, непревзойдённый мастер пантомимы Тимофей Алексеевич Стуколкин (1829-1894).. Т.А. Стуколкин занимался и преподаванием, даже обучал танцам детей императора Александра III. Педагогическая деятельность проходила столь успешно, что в 1881 г. по разрешению Канцелярии Императорского Двора Тимофей Алексеевич смог открыть школу танцев для детей.






её бабушка - Надежда Николаевна Гольц (1830-е - после 1894) - дочь танцовщицы Надежды Ивановны Гольц (р. 1805, дочери выдающегося танцовщика, первого русского балетмейстера и педагога Ивана Ивановича Вальберха) и Николая Осиповича Гольца, педагога, солиста Большого Театра (с 1822 года), премьера Мариинского Театра.

Николай Осипович Гольц танцевал с Марией Тальоне более 200 раз! Гольц стал ведущим романтическим танцовщиком, органически вошёл в психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драматические роли в балетах М. И. Петипа.

Н. О. Гольц привёз в Россию польку из Парижа. Выдающийся танцор и мимический актёр XIX века, сценическая деятельность которого продолжалась 58 лет! Николай Гольц исполнил главные партии в 73 балетах, а всего выступил более чем в 80 ролях. Во многих партиях он являлся первым исполнителем. В течение 1845-1871 годах одновременно с работой на сцене преподавал бальные и характерные танцы в Петербургском театральном училище; кроме того, обучал бальным танцам в различных учебных заведениях и частным образом. Так, среди его учеников был композитор Михаил Иванович Глинка.

Сестра отца - Надежда Тимофеевна Стуколкина (21.10.1853 - после 1910) - актриса и певица. Была замужем за Александром Ивановичем Вальбергом (18.06.1861 - 14.10.1899). Рукопись Т. А. Стуколкина: «Воспоминания артиста императорских театров Т. А. Стуколкина, записанные А. И. Вальбергом» (1893) и другие артефакты семьи Вальберхов-Гольц-Стуколкиных хранятся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства
Стуколкины похоронены на кладбище Троице-Сергиевой Приморской Пустыни рядом с Якобсоном и Леонидовым.



есть ещё балетная линия Стуколкиных, заслуживающая внимания - если кому интересно... и все талантливейшие, заметьте.. все оставили воспоминания и учебники - и колоссальный след в истории русского балета и русского советского театра
Василий Николаевич Стуколкин, здесь тоже о нём, Лев Петрович Стуколкин и его супруга - знаменитая Варвара Васильевна Стрельская, актриса Имп. драматического театра и, наконец, знаменитый ковёрный Георгий Васильевич Стуколкин... Примечательно, что хоть и говорят, мол, эти Стуколкины с "нашими", описываемыми в настоящей статье, всего лишь однофамильцы, жена Тимофея Алексеевича Стуколкина, Надежда Николаевна, была крестной матерью второго сына Л. П. Стуколкина - Бориса.)...  Нина Михайловна Стуколкина (26.08.1905 - 03.03.1999) Танцовщица, педагог, балетмейстер. Заслуженная артистка РСФСР (1956). Она из ведущих характерных танцовщиц Театра им. Кирова. Супруга выдающегося танцовщика и балетмейстера Алексея Леонидовича Андреева... ещё был знаменитый петербуржский фотограф Михаил Дмитриевич Стуколкин.)

****
Мать Наденьки Стуколкиной - Александра Николаевна
Отец, Николай Тимофеевич Стуколкин, (16 декабря 1863- 1941) был известным архитектором, выпускником Императорской Академии Художеств. В 1891 году стал архитектором Дворцового управления, и до 1917 года находился в этой должности, дослужился до чина "статский советник".

Сам строил мало, больше перестраивал, но среди его перестроек имеются весьма любопытные вещи, вроде часовни святого князя Александра Невского в ограде Летнего сада, которая была возведена на месте покушения Каракозова на жизнь Александра II. Сейчас ее уже не существует, а выглядела она вот так:



Н.Т. Стуколкин успешно руководил мероприятиями по реставрации коллекции мраморной скульптуры, собранной Петром Великим в начале XVIII в.; по долгу службы занимался планированием как реставрационных, так и хозяйственных работ по всем постройкам Летнего сада: павильонам «Чайный Домик» и «Кофейный Домик»; оградам со стороны Невы и Мойки. В 1911 г. именно Стуколкин отвечал за установку памятника работы Бернштама «Царь-Плотник» на берегу Лебяжьего канала. Одновременно он осуществлял надзор за торговавшими арендаторами павильонов, пресекал их зачастую неправомерные действия, не соответствовавшие статусу Императорского Летнего сада. Занимался Стуколкин также рассмотрением смет, подаваемых многочисленными исполнителями и кандидатами на проведение различного рода работ по саду. Свои разнообразные обязанности, судя по архивным данным, Н.Т. Стуколкин исполнял вплоть до 1917 г

В Петербурге Стуколкины жили на набережной Фонтанки 2, в жилых домах придворного ведомства, которые сам же архитектор и перестраивал в 1907-1909 гг.

Стуколкины были в родстве с Леонтьевыми (и те, и другие из балетной среды). Дочь писателя Лидия Александровна Куприна (1903-1924) вышла замуж в возрасте 16 лет "за некоего Леонтьева" ( как гласит Википедия). А второй женой писателя стала Елизавета Морицовна Гейнрих (Ротони), так же находящаяся в родстве с Леонтьевыми. Она же была няней у Куприных.

Семья Стуколкиных после революции осталась в России, в Советском Союзе Николай Тимофеевич работал архитектором и инженером.

Умер от голода в самую страшную первую блокадную зиму на 78 году жизни.

О судьбе Нади Стуколкиной я никакой информации не нашел.

Понятно только, что и она уже давно ушла из жизни - подруги явно родились либо на рубеже веков, либо, что вероятнее, в самом конце XIX века.

Никого из них уже нет, но до сих пор жива дача Стуколкиных в Келломяки, откуда маленькая Надя писала подруге на Кавказ, и куда собиралась приехать на "пижамную вечеринку" Надя Сергеева в 1913 году. Правда, поселок Келломяки сейчас называется "Комарово". Да, да, то самое, куда все едут исключительно на недельку.

А дача Стуколиных в Комарово - вот она:



Или даже вот, с другого ракурса:


*******
Что касается Нади Сергеевой, то она была дочерью горного инженера Михаила Васильевича Сергеева, известного русского и советского гидрогеолога, одного из создателей этого научного направления в России. В 30-х годах был консультантом Главного курортного управления Наркомздрава РСФСР.

Михаил Васильевич был первооткрывателем пятигорского нарзана (1890), столоначальником Технического отдела Горного Департамента с жалованием в 1500 рублей, действительным членом Русского Географического общества и действительным статским советником, кавалером множества орденов.

Между прочим, один из четырех человек, определивших судьбу города Сочи, где живут знающие прикуп люди. Именно столько специалистов входили в состав Комиссии по изучению Черноморского побережья Кавказа. Именно Сергеев сотоварищи по окончании работы Комиссии представили кабинету министров обстоятельные доклады о курортных перспективах Сочи и окрестностей.

Вообще, Сергеев довольно много сделал для Сочи, он приезжал туда работать с семьей каждое лето и, среди прочего, даже был избран товарищем (заместителем) председателя Сочинского отделения Кавказского горного клуба - первых отечественных горных туристов и альпинистов.



Участники Сочинского отделения Кавказского горного клуба проводят экскурсию на озеро Кардывач. Красная Поляна. У дачи Константинова. 1915 год.

Глава семьи Сергеевых каждый год отправлялся исследовать новые минеральные источники (Полюстровские (1894), Старорусские (1899, каптаж в 1905), Кавказские (1903), Липецкие (1908), Сергиевские (1913) и др.), поэтому семья позже перебралась из Сочи в Железноводск, купив там дом для летнего житья...

В общем, детство у Нади Сергеевой было нескучным.

После революции Сергеевы также остались на Родине. Отец с 1918 служил в ВСНХ, был заведующим секцией минеральных вод, председателем треста "Главсоль". Много времени уделял преподаванию в Московской горной академии.

Был первым деканом горного факультета (в 1921 г. передал должность В.А. Обручеву, который академик, герой Соцтруда и автор "Плутонии" и "Земли Санникова"), профессором, заведующим кафедрой гидрогеологии.



В общем, даже самые трудные годы после революции Сергеевы пережили нормально, разве что пришлось из Петербурга в Москву перебраться. Хорошо быть уникальным специалистом в каком-нибудь полезном деле - они всем нужны и при любых режимах без работы не останутся.

Михаил Васильевич Сергеев прожил очень долгую и очень плодотворную жизнь. Он умер до войны, в 1939 году, но еще в мае 1938 года академик В. И. Вернадский записал в своем дневнике: "Был Мих[аил] Васильевич Сергеев, старый (больше 80) горный инженер, специалист по водам. С ним говорили о проведении комиссии о записке для Президиума (АН СССР) об охране вод"

А девочка Надя... Девочка Надя выросла.

Двадцатые годы были голодными, поэтому Надя пошла работать. Гимназического образования и папиного влияния вполне хватило, чтобы в 1922 году молодую девушку взяли на низовую должность в библиотеку Московской горной академии. В знаменитом справочнике "Вся Москва" за 1929 год мы даже можем увидеть фамилию нашей героини:




Мне всегда было интересно - как вот эти недавние гимназистки из хороших семей с дачами в Куоккале и отцами - статскими советниками, выслужившими потомственное дворянство - как они воспринимали всю ту бурю, что бушевала в России после революции?
Понятно, что та же Надя собиралась жить совсем другую жизнь, а к случившемуся в 1917-м совсем не готовилась. И выхлопотанную папой должность помощника библиотекаря в МГА, тогда, в двадцатые, наверняка рассматривала как временную меру, как возможность пересидеть трудные времена...
Но оказалось, что здание на Калужской - это на всю жизнь.



для справки: Декрет о учреждении академии на основе горного факультета Нижегородского политехнического института был подписан 4 сентября 1918 года. Торжественное открытие Горной Академии состоялось 12 января 1919 года, с вступительной речью выступил известный геолог и писатель, академик Владимир Афанасьевич Обручев. Владимир Афанасьевич преподавал в Академии с 1920 по 1929 годы. Созданное заведение было подчинено Наркомпросу.
Среди первых выпускников - выдающийся организатор металлургии А. П. Завенягин, основатель цветной металлургии Д. М. Чижиков, первооткрыватель полезных ископаемых Северо- Восточной Сибири Б. И. Вронский и др.

***
А теперь в моем рассказе большой разрыв, и нам придется из 20-х перепрыгнуть сразу в 50-е.

Послевоенный СССР. Еще сталинские времена, но уже на излете.

В институтской многотиражке Московского института стали - одного из осколков Московской горной академии, в мартовском номере газеты с напрашивающимся названием "Сталь" - праздничная полоса "Женщины страны социализма".

И в ней - наконец-то фотография бывшей гимназистки Нади Сергеевой.

А заметка - вот она:
Если спросить любого из сотрудников Института стали, кого он считает лучшими работниками в нашем коллективе, можно не сомневаться, что в числе первых же будет названа Надежда Михайловна Сергеева.

Н. М. Сергеева работает в институте со дня его основания и прекрасно справляется с должностью заведующей библиотекой. Она - испытанная общественница в лучшем смысле этого слова, бессменный член партбюро аппарата института, а ныне - секретарь партбюро и руководитель политкружка работников аппарата. Надежда Михайловна - прекрасный организатор, обладает широким кругозором, умеет приохотить и других к общественной работе, действуя прежде всего личным примером. Надежда Михайловна не считается с временем, если дело того требует. И поэтому Н. М. Сергееву у нас любят и уважают, к ней приходят советоваться не только по вопросам общественной работы, но и по самым разнообразным бытовым вопросам.

Всегда приветливая и отзывчивая, Н. М. Сергеева умеет каждому так или иначе помочь в его деле, руководствуясь принципом, что в советском коллективе нужды и заботы каждого отдельного товарища есть в то же время нужды и заботы всего коллектива в целом.

За свою работу Н. М. Сергеева имеет ряд правительственных наград, многократно отмечалась дирекцией и общественными организациями нашего института в числе лучших его работников. Ее имя занесено в "Книгу почёта" института.

Пусть эти несколько строк послужат приветствием тов. Н. М. Сергеевой от всех хорошо знающих ее работу".

Пролистываем еще одно десятилетие с хвостиком.

6 февраля 1962 года.

Совсем другая эпоха: в мире царят улыбка Гагарина и борода Фиделя Кастро, все обсуждают недавний мятеж против де Голля в Алжире и обмен американского летчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля. Хрущев братается с президентом Египта Гамалем Абделем Насером, в эфир вышел первый выпуск телепередачи "Клуб веселых и находчивых", скоро по всему миру грянут летка-енка и битломания - ведь только что, в феврале 62-го, состоялась первая запись The Beatles для радио BBC.

В газете "Сталь" выходит заметка "Душа коллектива" в рубрике "О людях хороших".



Как вы видите, здесь она уже совсем бабушка, но неизменной осталась та искренность чувств, которая хорошо чувствуется в обоих заметах даже сквозь формальные, по обычаю того времени, слова. Такое не подделаешь.
Похоже, ее действительно любили и уважали. Ей досталось не самое простое время, но она прожила, на мой взгляд, очень достойную жизнь.
Больше я ничего не знаю об этой женщине.
Что вам сказать в заключение, друзья мои, интернет-диспутанты?
Когда вы соберетесь в следующий раз ломать копья, что лучше - гимназистки румяные или советские общественницы, вспомните эту заметку и поймите, наконец, простую вещь. Это все - одни и те же люди. Это все - мы. История - неразрывна. Через все режимы и формации текут одни и те же люди - наши родители, наши дедушки и бабушки, наши дети и наши внуки. И конца этой реке времени, слава Богу, не видно.
источник

20-е годы, Москва, Ленинград и Ленинградская область, наука/техника/производство, старые открытки, Пятигорск, СССР, Большой Театр, архивы и документы, Кировский театр/Мариинский театр, 50-е, Пётр Первый, русская цивилизация, Российская империя, балет, 60-е, архитектура, Петербург, Комарово, Финляндия, Сочи, старые фото, 1910-е, история, образование

Previous post Next post
Up