Поскольку дом по адресу ул. Большая Полянка, 60/2 в Москве, в данный момент нежилой и не охраняется государством, то вызывает большое опасение дальнейшая судьба панно «Мы строим коммунизм» на торце этого дома.
У этого панно есть автор и удивительная предыстория. Связана она с
открытием Волжской ГЭС (1961), где это панно было создано участником Великой Отечественной войны, известным в городе художником-волгоградцем
Михаилом Яковлевичем Пыштой (1926-
2016).
И это знак окончательного восстановления героического Сталинграда, возвращения его к мирной жизни. Ну а для Москвы эта авторская художественная реплика - знак нашей связи со славным волжским городом. Три фигуры - это центральная часть большой композиции на эстакаде волжской плотины. В Москве панно было повторено в 1965-1967 году во время строительства тоннеля под Добрынинской площадью, поскольку голый торец дома № 60/2 выглядел весьма уныло и с помощью этого панно был оживлён. Само панно, и особенно типографика его девиза, - это возрождение через сорок лет актуального стиля 1920-х годов. Так что, в данном случае мы имеем дело не просто с агитационным плакатом, но с памятником целой эпохе. Спутник в руках у комсомольца - в знак первого десятилетия после запуска первого искусственного спутника Земли.
Его создали в 1961 году художники Николай Бароха, Юрий Боско, Александр Петров, Пётр Малков, Михаил Пышта и Дмитрий Панкратов. Сам Михаил Яковлевич Пышта вспоминал: «В то время заметная пафосность не считалась зазорной. Мы, видимо, угадали дух времени, не случайно три моих фигуры позже были повторены на торце одного из зданий в центре Москвы». По другой информации, автор фрагмента с тремя фигурами Николай Фёдорович Бароха. Панно «Запуск первого искусственного спутника Земли» - конкурсный проект Н.Ф. Бароха, выполненный в соавторстве с В.Н. Безруковым в 1958 году.
Необходимо принять во внимание тот факт, что это панно не является памятником какой-либо идеологии, например, коммунизму, как наивно полагают некоторые. И для самого коммунизма это панно не имеет вообще никакого значения. Большинство людей давно уже не воспринимают его как агитплакат. Для людей это панно - всего лишь памятник одной из эпох нашей страны, ни одну из которых не выкинуть из истории России. Т.е. это память о советском периоде, в который большинство из нас родилось, о его окружающей городской среде, его эстетике, его стиле. Память о периоде, который навсегда остался в прошлом, но, кажется, что был ещё совсем недавно.Не так уж много у нас остаётся таких бытовых памятников. Для кого-то это повод поностальгировать и ничего плохого, вредного, в этом нет. Таким образом, панно не является памятником идеологии, это - памятник городской среде обитания прошедшей эпохи.
Мы, жители, общественность, отделения политических партий районов Якиманка и Замоскворечье, депутаты района Якиманка, Совет ветеранов района Якиманка требуем придать этому панно статус охраняемого государством памятника.
Демонтировав это панно, мы лишимся оригинальнейшего в своем роде артефакта. Раз уж само здание сохранено, то логичным будет сохранить его со всеми атрибутами той эпохи. И идеология тут не при чём, иначе пришлось бы сносить и ВДНХ, и закрашивать половину старых станций Московского метро. Для района Якиманка и для ЦАО это панно уже давно стало одной из визитных карточек, которые могут привлекать также и внимание туристов, в частности, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
ПОДПИСАТЬ_______________
про китайских туристов забыли написать(((( чем они хуже футбольных фанатов?))
что же касается ВДНХ и всего остального, включая улицы, бульвары и проч. - так уже десоветизация там прошлась по полной
ps
Депутат Муниципального собрания района Якиманка Дмитрий Захаров
обратился в Департамент культурного наследия. В ведомстве ответили, что панно «Мы строим коммунизм» объектом культурного наследия не является. А здание, на котором оно расположено, «отнесено к исторически ценным градоформирующим объектам». «Основания для принятия решения об отнесении к объектам культурного наследия панно у Департамента отсутствуют», - говорится в письме.