Об идее создания оперетты «Раскинулось море широко…» один из авторов её - Александр Александрович Крон - так записал в своём дневнике 18 августа 1942 года: «Всеволод сообщил нам о новом задании Военного Совета - написать оперетту для спектакля к XXV годовщине Октября». Драматурги Всеволод Витальевич Вишневский, Александр Александрович Крон и поэт Всеволод Борисович Азаров написали в 1942 году в блокадном Ленинграде «весёлую и героическую пьесу».
При содействии вице-адмирала Н.К. Смирнова для работы с театром была выделена группа писателей - офицеров флота - в составе Всеволода Вишневского, Александра Крона и Всеволода Азарова. В деревянном домике на Петроградской стороне ш Песочной улице 10 началась напряженная работа над созданием героической музыкальной комедии. В связи с частыми применениями немцами зажигательных бомб, для предотвращения пожаров было решено снести на дрова многочисленные деревянные строения на окраинах города. В их числе попал и дом 10 по Песочной улице. При помощи секретаря Петроградского Райкома партии Петра Степановича Харитонов) домик удалось спасти, работа писателей продолжалась.
Пьеса возникла от мгновенной идеи дать флотскую песнь "Раскинулось море широко" в драматургическом решении. Музыка была поручена флотским композиторам, декорации - Софье Касьяновне Вишневецкой. Для создания декораций она обратилась за помощью к дирекции одного из военно-морских заводов, который прислал полное оборудование катера. Костюмы для пьесы "Раскинулось море широко" не шили - командование флота прислало с морской базы настоящее обмундирование, автоматы тоже были настоящими. Панораму моря и неба с Кронштадтом на горизонте написал отказавшийся эвакуироваться мастер Оперного театра им. СМ. Кирова товарищ Евсеев. Хористы театра шили занавеси и кулисы, коллектив балета переключился в добровольных бутафоров. На помощь в ночных монтировках пришли ученики подшефной театру ремесленной школы.
Исключительную роль в оформлении театра сыграл заведующий постановочной частью Федор Иванович Кузьмин. Вместе с ним все военные годы самоотверженно работали машинист сцены Тимофей Христофорович Рогов, заведующая бутафорским цехом Лидия Николаевна Сапожникова, Ольга Кузьминична Яковлева, возглавлявшая швейную мастерскую, заведующие мужским и женским гардеробом Иван Васильевич Помяник и Мария Васильевна Пивоварова, главный гример Николай Варламович Александров. 12 сентября 1942 г. состоялась читка пьесы Военному Совету. Присутствовали член военного совета КБФ, секретарь горкома, пресса, актив труппы. 14 сентября 1942 г. сделана музыкальная разметка пьесы. В четыре дня было решено все декоративное оформление пьесы.
Музыка была написана за 10 дней, спектакль поставлен за 20.
Композиторы Виктор Витлин, Лев Курц и Николай Минх были откомандированы в распоряжение театра Н. К. Смирновым. Николай Минх летом 1942 г. находился в командировке на острове Лавансаари. Там его настигла радиограмма с приказом немедленно прибыть в Ленинград. Работа композиторов была поделена. Витлин писал основную лирическую часть, Минх - веселые каскадные куски, Курц объединял их, дописывал недостающие фрагменты. Они развивали, дописывали эпизоды друг друга или браковали их. Для работы композиторам была предоставлена квартира на Бородинской улице. В доме не было света, воды, но сохранился рояль.
За основу пьесы была взята реальная история разведчицы, ленинградки, попавшей во вражеский застенок. Но, в отличие от той разведчицы, героиня пьесы вернулась с задания. В арию героини введена народная песня "Раскинулось море широко". Она поет ее в минуту смертельной опасности. Кульминация сюжета совпадает с кульминацией драматургии. Авторы пьесы знали своих героев в лицо. Прототипом боцмана Силыча послужил один старый боцман, который участвовал еще в Октябрьской революции. Комендант базы Чижов и по фамилии и по манерам похож на реально существовавшего в Кронштадте техника-интенданта. В комедийном развитии пьесы отражался юмор, свойственный суровой матросской профессии. Он построен на флотских попевках, частушках, танцах и переплясах. Вс. Вишневский постоянно присутствовал на репетициях спектакля, тщательно вникал и ревностно следил за всеми этапами работы, сообщал и устно и письменно руководству театра свои впечатления, предъявлял театру свои требования. Роль главной героини - Елены исполняла Лидия Колесникова, капитана фон Дитмарштейна - Михаил Алексеевич Михайлов, Кисы - Нина Ивановна Болдырева, роль боцмана Силыча - Александр Орлов, роль лейтенанта Кедрова поручили в первом составе Ивану Кедрову, а во втором - Анатолию Слонимскому. По просьбе актрис в спектакль была введена сцена разговора маникюрши с клиентками в парикмахерской.
«В пьесе должны были действовать балтийские моряки, и она должна отразить ту жажду активных действий на море, жажду подвигов, которой жил в те дни весь наш флот», - писал Александр Крон. Музыку написали Виктор Львович Витлин, Николай Григорьевич Минх и Лев Моисеевич Круц. Также в создании музыки этой оперетты участвовал Николай Павлович Будашкин, композитор, служивший в Политотделе Балтийского Флота. Дирижёр спектакля - А. А. Логинов. Александр Крон написал первый акт пьесы, второй акт - Всеволод Вишневский, стихи написал Всеволод Азаров. Ставил спектакль Николай Яковлевич Янет, художник спектакля - Софья Касьяновна Вишневецкая (жена Всеволода Вишневского). Настоящие костюмы и настоящий катер «Орлёнок». Да, и «семафорил» А. В. Королькевич по-настоящему, ведь он был когда-то сигнальщиком флота.
По словам А. Крона, «сюжет носился в воздухе», а команду катера создавали так: В. Азаров придумал Жору Бронзу. (Но после премьеры Королькевича на улице окликнул… Жора, настоящий, и сказал, что «Свидерский играет» его немного не так), В. Вишневский - «боцмана Силыча (в честь Алексея Силыча Новикова-Прибоя), а что касается командира катера - Н. Янет «сразу объявил, что он должен быть лирическим баритоном, и петь его будет артист Кедров. Так родился лейтенант Кедров».
Герои комедии - команда связного катера «СК-13» - «Орлёнок»: старый боцман Капитон Силыч Щекотихин, механик Миша Чекрыгин, комендор одессит Жора Бронза, командир катера лейтенант Константин Кедров и разведчица Елена - девушка с Выборгской стороны. («Из молодого поколения разведчиков. Работала в Испании, знает языки»), а также комендант береговой базы соединения Евграф Лукич (Эдди) Чижов, шпионка Киса и обманутый Кисой парикмахер Ардальон Васильевич, ну и, конечно, немцы. «Из похода возвращаются катера… Торжественная встреча… Тоскует только команда «Орлёнка» - им не поручают серьёзных операций… Появляется командир cоединения и передаёт лейтенанту Кедрову секретный приказ: ночью выйти в море и высадить на вражеском берегу разведчика»… Немцы «ждут из Ленинграда агента… 06» - Кису. А вместо Кисы появляется разведчица Елена; обманув врагов, Елена получает нужные документы… Внезапно появляется Киса. Враги схватили Елену, её ждёт расстрел… Свою прощальную песню Елена поёт в ожидании казни, но команда «Орлёнка» спасает девушку. А Киса получает по заслугам. «Кису уводят. А на пирсе, в соответствии с добрыми традициями оперетты, начинается лирический дуэт Елены и Кедрова. Любовь не умирает и на войне». В Ленинграде оперетта шла 168 раз, потом она обошла всю страну. «Всюду гремела под занавес матросская песня: За смерть наших близких, за слёзы, Вперёд, матросы! За Ленинград!».
В спектакле играли: Иван Кедров - лейтенант Константин Кедров, Анатолий Викентьевич Королькевич - Миша Чекрыгин, Александр Александрович Орлов - боцман Капитон Силыч Щекотихин, Лидия Колесникова и Валентина Христианова - разведчица Елена, Валентин Свидерский - Жора Бронза, Николай Яковлевич Янет - Евграф Лукич (Эдди) Чижов, Клавдия Астафьева - Мария Асафьевна, Михаил Алексеевич Михайлов - капитан фон Дитмарштейн, Виктор Катун - парикмахер Ардальон Васильевич, Нина Ивановна Болдырева - Киса, Георгий Бельникевич - обер-лейтенант Гофман, Владимир Фёдорович Артамонов - ефрейтор гестапо Шульц.
«Миша - А. Королькевич, Силыч - А. Орлов, Жора - В. Свидерский» (из книги А. Владимирской).
Артист Ленинградского театра музыкальной комедии В. Н. Свидерский
Подпись под фотографией немного не соответствует действительности. Играл Свидерский одессита Жору Бронзу! Об этом же пишет и А. В. Королькевич, а кто может знать лучше!. Кстати, и Алла Рудольфовна Владимирская пишет, что «зрители тех лет не забудут и чудесного, обаятельного балагура Жору - В. Свидерского, и колоритнейшего боцмана - А. Орлова, и огневой танец Нины Пельцер»
Вот как вспоминал об этой оперетте один из «зрителей тех лет» - Филиппов Виктор Васильевич, видевший её в блокадном Ленинграде, в своей книге «Воздухоплаватели»: «Приподнятое песней настроение много значит на войне для солдата. Оно сродни высокому боевому духу. Помню, какое «взлётное» впечатление произвела на нас оперетта «Раскинулось море широко», просмотр которой организовал наш замполит. Она ставилась единственным ленинградским театром, который не закрывал свои двери в блокаду - Театром музыкальной комедии. Его коллектив попал в «яблочко» злободневностью своего жизнелюбивого представления. До сих пор всем нам нет-нет, да и припомнится этот фронтовой культпоход и боевая, наэлектризованная радостным ощущением обязательной победы атмосфера зрительного зала».
Артистке Ленинградского театра Музыкальной комедии Нине Ивановне Болдыревой авторы пьесы написали записку:
«15/XI-42 г. Тов. Болдыревой Привет. Блестящей артистке за ее работу в военном политическом спектакле, за призыв к бдительности, за смелый удар по врагам, поклон. Примите скромный подарок. А. Крон, В. Азаров, Вс. Вишневский».
А ведь Н. И. Болдырева играла шпионку Кису!
Всеволод Вишневский изменил судьбу разведчицы Елены. «Эта девушка … на самом деле была. Она не вернулась… Единственно, что я позволил себе как писатель, - это возвратить героиню живой в Ленинград», - говорил Всеволод Вишневский.
Эти стихи Всеволод Борисович Азаров посвятил первой постановке оперетты в Ленинграде:
Уже смычки запели,
Свет в зале гаснуть стал,
Танцоры и певцы
Блокадной оперетты,
Переполняют зал.
Спасибо вам, бойцы,
Бушлаты и шинели.
За представленье это.
За музыку и стих,
Творили бытие,
Наивные порою,
Шутили в час тревожный
И авторы ее
И фронтовой художник…
И что себя самих
Здесь узнают герои.
Звучал оваций гром,
Был людям страх неведом,
Под небом грозовым
Морские флаги вьются.
Мы нашу над врагом
Предвидели победу.
Народ непобедим,
Когда бойцы смеются!
Премьера спектакля "Раскинулось море широко" состоялась 7 ноября 1942 г. в 17 час. в зале Пушкинского театра. За час до спектакля начался обстрел города. Немцы знали о намечающейся премьере и хотели сорвать спектакль. Но ленинградцы все равно шли на премьеру. В начале спектакля А. Королькевич флотскими сигнальными флажками просемафорил название пьесы, чем вызвал удивление представителей КБФ. Спектакль, по мнению Вс. Вишневского вышел выше других работ этого театра.
Очень многим желающим посмотреть эту героическую комедию билетов не хватило. Зал театра имени А. С. Пушкина, вмещавший около 1400 зрителей, был полон. Спектакль прошел с большим успехом. Среди подарков актерам оказались не только букеты, не только корзины с цветами, но и корзины со свеклой, капустой, картошкой. В. И. Свидерскому, превосходно исполнившему роль веселого моряка Жоры, кто-то преподнес завернутую в газету свежую рыбу.
16 ноября 1942 г. состоялся просмотр спектакля для общественности Ленинграда. Пьеса явилась событием, выходящим за рамки литературной жизни осажденного города. "Спектакль "Раскинулось море широко", созданный в трудных условиях осажденного города, зовет к ненависти и мести, он проникнут любовью к стране, оптимизмом ленинградцев, неугасимой верой в нашу победу". Действительно, работать приходилось в тяжелых условиях. Так, во время последней монтировки спектакля рядом со зданием разорвалась бомба, и в театре вылетели стекла.
Однажды, во время артобстрела, когда один из снарядов разорвался неподалеку от театра, и кто-то из зрителей тревожно поднялся с места, А. Орлов, сделав смешной пируэт, сказал со сцены с улыбкой: «Товарищи, не волнуйтесь. Пока еще только стекла летят». Раздался раскат смеха, аплодисменты, и спектакль продолжился… В те страшные дни в театре были постоянные аншлаги, а очереди за билетами занимали с 5 часов утра.
За время блокады не было ни одной замены, каждый спектакль имел два состава артистов. Кроме службы в театре, его работники служили в командах МПВО. Балерины входили в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях и при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку жителей города.
В блокаду в театре погибло 64 человека. Несмотря на такие тяжелые потери, было осуществлено 16 постановок. При этом не было ни одной замены и каждый спектакль имел два состава исполнителей. Театральный занавес открывался в самую суровую зиму 1941-42 гг. - в дни, когда в городе умирали за сутки до 40 тысяч его защитников. Спектакли посетил 1 миллион 300 тысяч зрителей.
Навсегда вписаны в страницы истории театра имена: директора Г. Максимова; режиссеров: А. Феоны, Г. Полячека, Н. Янета; актеров: Л. Колесниковой, В. Христиановой, Г. Павлоцкой, К. Астафьевой, Н. Болдыревой, Е. Брилль, Г. Семенченко, К. Бондаренко, З. Габриельянц, И. Кедрова, А. Королькевича, Е. Михайлова, А. Орлова, В. Свидерского, А. Слонимского; дирижеров: Г. Фурмана, А. Логинова, М. Воловаца, В. Астрова; балетмейстеров Л. Бейзельмана и Р. Гербека; солистов балета: Н. Пельцер, Л. Лидиной, А. Камкова, С. Карпова и многих других работников театра.
источникисточникисточник
Артисты Театра Музкомедии в госпитале после концерта.
Click to view
* * *Есть ещё один вариант оперетты «Раскинулось море широко». Зимой 1942 года Всеволод Вишневский прислал Александру Таирову в Барнаул, где был в эвакуации Московский камерный театр, пьесу «Раскинулось море широко». Читка состоялась в редакции газеты «Алтайская правда». Александр Таиров написал Всеволоду Вишневскому, что «пьеса сделана здорово - молодо, звонко, задорно… Она своим неукротимым натиском, как хочет, рвёт блокаду и наотмашь бьёт врага…» Таиров просил прислать музыку, но музыка из Ленинграда так, и не пришла (шла вторая зима блокады). Тогда Таиров поручил написать музыку композитору Георгию Свиридову. «Музыкальная партитура спектакля была невелика по объёму - всего пятнадцать номеров, но она вместила в себя и высокий пафос пьесы, и традиционную для музыкальной комедии лиричность, и откровенный музыкальный «каскад»… И 23 февраля 1943 года состоялась премьера оперетты «Раскинулось море широко» в Барнауле. У А. Таирова роль боцмана Силыча сыграл Дмитрий Федорович Васильчиков, Заслуженный артист республики (1922 год). «Алиса Коонен вспоминала: «Казалось, что Вс. Вишневский специально написал роль боцмана Силыча, в музыкальной комедии «Раскинулось море широко» для уникального комедийного дара Д. Ф. Васильчикова, настолько она совпала с его колоритной фигурой и врожденным чувством народного юмора».
Оперетту «Раскинулось море широко» на музыку Георгия Свиридова ставили во многих театрах страны. «В 1960 году по ней был создан телевизионный спектакль».
А в Иркутском театре музыкальной комедии режиссёр Л. А. Майсель поставил оперетту на музыку ленинградцев Виктора Витлина, Николая Минха и Льва Круца. Музыкальную часть оперетты ставил С. А. Заславский, «художественным оформлением занимался заслуженный деятель искусств А. В. Хвостов». Зрители увидели спектакль 1 августа 1944 года.Роли исполняли: лейтенант Константин Кедров - Михаил Снегов, боцман Силыч - Николай Матвеевич Загурский, Жора Бронза - Григорий Муринский, Елена - Августа Воробьёва, комендант порта Эдди Чижов - Григорий Семёнович Гросс, капитан фон Дитмарштейн - Флавий Александрович Блиц.