Неоконченный автопортрет Коли Дмитриева

Jul 15, 2017 05:59

astori_18 в Неоконченный автопортрет Коли Дмитриева

Иногда приходят на землю талантливые люди, чтобы прожить долгую и плодотворную жизнь, и оставить после себя потомкам огромное творческое наследие. А иные, как падающая звезда на небе, ярко вспыхнув, мгновенно сгорают.




Так и жизнь талантливого 15-летнего художника-акварелиста Николая Дмитриева (1933-1948), только начавшись, в одно мгновение была перечеркнута трагической смертью. Но он успел оставить после себя заметный след на небосводе изобразительного искусства.




Акварельный городской пейзаж. Автор: Коля Дмитриев.

Весной 1933 года в семье московских художников Натальи и Федора Дмитриевых родился сын. Одаренный мальчик обладал музыкальным слухом и превосходно рисовал. Родители всесторонне развивали Колю, уделяя большое внимание музыке, литературе, изобразительному искусству. Необыкновенная любовь к рисованию перевесила все таланты, и 11-летнего мальчика решено было отдать в изостудию районного Дома пионеров. Там он быстро освоил азы академического рисунка и живописи. Научился четко решать композиционные задачи, чувствовать цветовую гамму и линию.



Акварельный пейзаж. Осень в деревне. Автор: Коля Дмитриев.

А в 13 лет Коля сдал конкурсные экзамены в московскую среднюю художественную школу им. В.И.Сурикова, где наставницей и педагогом была А.П.Сергеева - ученица В.Серова, знаменитого русского живописца и графика. Она то и привила юному таланту любовь к акварели - одной из самых сложных техник в живописи.

С карманным альбомом, карандашом и перочинным ножом, Коля не расставался практически никогда. Старался рисовать везде и на улицах Москвы, и на школьных переменках. Он не искал сложных сюжетов - рисовал все, что видел вокруг себя, и придавал очарование обыденным предметам. А тонкое чувство композиции, развитое от природы, позволяло юному таланту творить необыкновенные акварели.



Горница. Автор: Коля Дмитриев.

Сюжетами его творений была послевоенная Москва, деревеньки средней полосы России, бытовые сценки, интерьеры, натюрморты с самыми обычными предметами ну и конечно же портреты. Уникальная зрительная память позволяла Николаю очень часто рисовать по впечатлению от увиденного. Увлекался юный талант и иллюстрированием басен Крылова, сказок Пушкина.



Акварельный пейзаж. Рожь. Автор: Коля Дмитриев.

Коля разительно выделялся среди своих сверстников и скромностью, и неординарным мышлением. Часто любил посещать Третьяковку, где развивал свой талант и художественный вкус на работах В. Серова и П.Федотова. Из записей в дневнике Коли Дмитриева:

«Утром побежал в Третьяковку. Еще раз посмотреть Врубеля, Серова и Сурикова... Серовский портрет куда сильнее репинского. Конечно, я не говорю об исключениях». «На этот раз задался целью хорошенько посмотреть старых наших мастеров. Больше всего рвался к Кипренскому и Боровиковскому. Но, как ни странно, Кипренский произвел на меня отнюдь не то впечатление, что я от него ожидал. Зато Левицкий и Боровиковский превзошли все мои ожидания...»



На Москве реке. Автор: Коля Дмитриев.

Дневник Коли, где вел свои записи юный талант, впечатляет своим хорошим литературным языком и манерой изложения. В нем он описывал интересные события жизни, посещения мастерских известных художников, куда его водил отец, свое видение работ именитых мастеров,творческие и жизненные переживания и многое другое.

Он неординарно мог мыслить, умел делать выводы, находить верные решения. Слова П.П.Чистякова: «Рисовать - значит соображать»,- крепко засели в голову юному дарованию.



Натюрморт. Автор: Коля Дмитриев

Своими достижениями Николай никогда не хвастался, потому что сам никогда не был доволен достигнутым. Поэтому и рисовал самозабвенно, наверное чувствовал что нужно многое успеть. Последние два месяца лета 1948 года он провел в деревеньке Репинке Калининской (ныне Тверской) области. Там он и создал около 150 последних акварелей и рисунков. Эти работы послужили свидетельством того как окрепло юное дарование, и выросло профессиональное мастерство художника.

Единственное, не успел дописать Коля свой автопортрет - жизнь трагически и внезапно оборвалась 12 августа 1948 года. Николай Дмитриев погиб в следствии несчастного случая на охоте. По одной из версий - оружие друга якобы само выстрелило юноше прямо в висок.



Портрет старушки.Автор: Коля Дмитриев.

К годовщине гибели юного художника в московском Центральном доме работников искусств состоялась первая персональная выставка акварельной живописи и рисунков Николая Дмитриева.

В книге отзывов Вера Мухина оставила запись: "Милый Коля, я не знала тебя, но искусство твое так тонко, так ярко, так полно ощущения жизни, что, несмотря на то, что тебя нет, ты всегда будешь жить, ибо искусство твое есть сама жизнь...".



Храм. Автор: Коля Дмитриев.



Цветы. Автор: Коля Дмитриев.



Натюрморт с рыбой.Автор: Коля Дмитриев.



Цветы. Автор: Коля Дмитриев.

Николаю Дмитриеву прочили судьбу и славу талантливого и знаменитого художника, в нем многие видели ростки высокого и одухотворенного искусства. Его воздушные акварели не подвластны времени и способны вновь и вновь волновать и затрагивать тонкие струны души. О чем свидетельствуют тридцать персональных выставок, проведенных за последние семьдесят лет после его трагической гибели.

via
___________________


Лев Кассиль

РАННИЙ ВОСХОД

Опиши пейзажи с ветром и с водой и с восходом и заходом солнца.
Леонардо да Винчи
ОТ АВТОРА

Когда работа над этой повестью уже была начата, газета «Советское искусство» опубликовала 16 мая 1950 года письмо нескольких крупнейших деятелей искусства, театра и литературы. В нем говорилось о том, что внимание советской общественности и работников всех отраслей искусства все настойчивее привлекает творчество Коли Дмитриева.

«Выставки многочисленных работ этого феноменально талантливого и плодовитого юного художника, - рассказывали авторы письма, - организованные в ряде залов столицы, репродукции рисунков Коли Дмитриева в журналах вызвали живой интерес, всеобщее восхищение и признание самых взыскательных ценителей искусств. Достаточно перелистать, например, книгу отзывов посетителей выставки работ Коли Дмитриева… Здесь в едином взволнованном преклонении перед поразительным и светлым талантом… в патриотической гордости за страну, щедро рождающую дарования такой силы, слились высказывания крупнейших представителей советской культуры, народных артистов и народных художников, студентов, представителей Советской Армии, рабочих, педагогов, школьников.

В работах пятнадцатилетнего художника, едва лишь начавшего свой путь в искусстве, чувствуется следование лучшим традициям великих русских художников, в частности В. Серова. Жизнерадостная и задушевная мягкость колорита, стремительный и точный рисунок, острая наблюдательность, ласковая, сыновняя любовь к родной природе, безукоризненный вкус, творческая смелость, ведущая к вдохновенным находкам, и вместе с тем огромная настойчивость в работе, ученье, самосовершенствовании - вот наиболее отличительные черты этого юного, но богатырского таланта…»

«Мы считаем, - говорилось далее в письме, - что творчество Коли Дмитриева… является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам…» Письмо заканчивалось предложением издать монографию и повесть о Коле Дмитриеве.

Это выступление группы виднейших представителей нашей культуры, среди которых были В. Мухина, С. Меркуров, В. Барсова, С. Образцов, С. Михалков, А. Барто, еще более утвердило меня в ощущении своевременности и права на жизнь книги о художнике-подростке, над которой я уже работал некоторое время, захваченный всецело тем, что увидел в работах Коли Дмитриева, прочел в его дневниках, услышал в рассказах о нем.

Обо всем этом я попытался рассказать в этой книге. В основу повести положена действительная история жизни Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника. Вместе с тем, сохраняя необходимую во всякой повести свободу писательского воображения, я счел возможным в ряде моментов частично додумать, развить отдельные события и положения. Кроме того, пришлось изменить имена некоторых действующих лиц, а кое-где для стройности и цельности повествования дополнительно ввести обобщающие фигуры. Основания для этих дополнений, обобщений и догадок я находил в самом же обширном фактическом материале, собранном при отзывчивой помощи родных, педагогов и друзей Коли Дмитриева, которым я и приношу здесь сердечную благодарность.

ЧИТАТЬ КНИГУ
рассмотреть иллюстрации
спасибо за напоминание о ней svld3

детство, талант, книги, 40-е годы, Память, гостиница Москва, ЦДРИ, 30-е годы, графика, художники, 50-е, Мухина

Previous post Next post
Up