12 июля. ИМЕНЕМ ПЕТРА И ПАВЛА.

Jul 12, 2010 03:28

Апостольская топонимика сквозь призму времени

12 июля, вспоминая славных учеников Христа, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы совершаем торжество в честь апостолов, больше других потрудившихся в устроении нашей святой Христовой Церкви и своими страданиями, своей мученической кровью удобривших ниву святой Церкви. В логике церковного календарного круга за Господскими праздниками - Воскресением и Вознесением Христовым, а также Троицы со Святодуховым днем, следующий двунадесятый праздник - этот, потому что святые апостолы стали первыми из людей земных, кто показал нам небесное - через Церковь, через свои вдохновенные труды, писания и смертные страдания.
В земле московской апостольские имена Петра и Павла мы встретим в названиях монастырей и соборов и, разумеется, улиц, примыкавших к ним.

…Поспешим, прежде всего, на Петровку. Нет сомнения, что своим именем она обязана Высокопетровскому монастырю. Обитель, в свою очередь, занимает важнейшее место в истории Москвы, так как связана с деятельностью митрополита Петра, в XIV веке поверившего в великое будущее города Москвы и перенесшего сюда митрополичью кафедру из Владимира, где был в ту пору великокняжеский престол.

По одной из версий, монастырь, основанный самим предстоятелем Русской Православной церкви Петром, был посвящен апостолам, о чем свидетельствует надвратная Петропавловская церковь.
Другая версия опирается на сказание, в котором фигурируют и митрополит, и полюбивший его, а потому и пригласивший в Москву князь Иван Калита, прославившийся как собиратель земель. Однажды князь, проезжая этой местностью, увидел высокую гору и снежное покрывало сверху. Снег растаял у него на глазах, исчезла потом и гора. Калита рассказал о видении митрополиту за несколько дней до кончины святителя, а тот объяснил ему: "Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни". В память о чудесном видении Калита построил храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери, ставший древнейшей постройкой будущего монастыря, со временем нареченного в честь святого митрополита Московского Петра.
Весточкой из древней истории города, лежавшего когда-то на холмах и изрезанного быстрыми речками, звучит название Высокопетровский - от села Высокого у реки Неглинки, которая была способна намыть вполне крутые, высокие берега, пока ее не упрятали в трубы. Высокопетровским монастырь стал называться со времен Василия III. Период особого расцвета и перестройки монастыря связан с Петром I и его родственниками по матери - боярами Нарышкиными. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских в кремлевском Архангельском соборе. Когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре.





Монастырь после 1917 года стал приютом для архиереев, лишенных большевиками кафедр. А в 1926 году и вовсе был закрыт. Гробницы Нарышкиных были частично разрушены, в монастырских палатах открыли шляпную мастерскую и чайную, в Сергиевской церкви - спортивный зал, в братских кельях разместился Государственный литературный музей. В Петровском же соборе устроили склад художественных фондов.
Ныне, начиная с 1990-х годов, монастырская жизнь восстанавливается.

Еще один адрес. В XVIII веке князь И.Щербатов имел огромное владение на участке Петровки за бульваром, которое потом было отдано жандармерии. В советское время именно там, на Петровке, 38, разместился Московский уголовный розыск.
При Екатерине II на Петровке селились знатные вельможи. До революции здесь был дом помещицы Анненковой, которая мучила крепостных своими причудами и даже спать ложилась в бальном платье, чтобы и среди ночи быть готовой к светским приемам. А вот ее сын Иван, сопровождавший мать в магазины на Кузнецком мосту, приударял за юной приказчицей француженкой Полиной Гебль, но вскоре угодил вместе с другими вольнодумцами в Сибирь... Да, это реальная история двух влюбленных, пересказанная в фильме "Звезда пленительного счастья".

В Петропавловском переулке при Храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот (на Кулишках) построен в 1702 году, а совсем недавно там открыто подворье Сербской Православной церкви. Службы проходят на церковно-славянском языке, как и в других храмах.



Недалеко от трех вокзалов - Казанского, Ленинградского и Ярославского - идут службы в восстанавливаемом Храме Петра и Павла первоверховных апостолов в Новой Басманной Слободе - хорошо известном вокзальным обитателям из-за действующего при храме благотворительного центра: начиная с марта 1995 года три раза в неделю волонтеры раздают горячие обеды бездомным. "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем", - напоминает апостольские слова настоятель храма.
Церковь Была построена в 1705-1723 гг. на месте деревянного храма, стоявшего в 1695 г. в Капитанской слободе, заселённой офицерами полков новой регулярной армии. Строилась она по указу и на средства Петра I «по данному собственной его величества руки рисунку» в стиле раннего барокко, но не была закончена из-за указа 1714 г. о запрещении каменного строительства в Москве. Была достроена позднее. Здесь отпевали Петра Чаадаева.





Узорная ограда Церкви Петра и Павла была перенесена от церкви Спаса Преображения в Спасской слободе.

А по направлению к Курскому вокзалу на Петропавловской улице стоит большой Храм апостолов Петра и Павла в Лефортово. Свое нынешнее имя церковь получила в 1711 году при Петре Великом, когда была перестроена для помещавшихся в здешних слободах солдат Московского полка, который возглавлял любимец Петра полковник Франц Яковлевич Лефорт. И вся окрестность получила с тех пор название Лефортово.



В конце Петроверигского переулка (по названию одной из христианских святынь - вериг святого Петра, которым посвящались и отдельные приделы, и целые храмы в Москве) можно увидеть единственную в столице лютеранскую кирху во имя апостолов Петра и Павла, что в Старосадском переулке. Она является современным центром жизни московских протестантов. Стилизация архитектора Шехтеля (постройка 1907 года) оригинальна: сочетает в себе традиционные североевропейские мотивы с модерном.



В Милютинском переулке находится католический Храм святых апостолов Петра и Павла - один из трёх исторических римско-католических храмов Москвы, построенный по проекту А. Жилярди.
однако, храм так и не был возвращён. В настоящее время в здании церкви расположен НИИ «Гипроуглемаш», который сдаёт большую часть здания в субаренду под офисы. Приход святых апостолов Петра и Павла вынужден из-за отсутствия собственной церкви проводить богослужения в расположенном неподалёку Храме святого Людовика Французского, в котором проходят литургии ещё двух приходов.



В Петровско-Разумовском не сохранилась давшая название местности Петропавловская церковь в стиле нарышкинского барокко, похожая внешне на известную церковь Покрова в Филях, названная академиком И. Грабарем выдающимся архитектурным творением. Ее закрыли в 1927 году, а в 1934-м снесли "по причине необходимости спрямления трамвайной линии".



Особого упоминания заслуживает восстановление Храма Петра и Павла в Ясеневе управлением капитального строительства компании "Домострой". Старинная постройка конца XVIII века пришла в полный упадок после того, как в 30 годы здесь разместили совхозный склад. С февраля 1997 года храм стал Московским подворьем Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь.





Петровский парк и восстановленный Петровский Путевой дворец, если и имеют отношение к имени апостола, то опосредованное: дворец был построен Екатериной II на землях, принадлежавших Петру I. В общем "Пьетро Прима - Катарина Секунда", как в надписи на памятнике Петру I скульптора Фальконе. Но ведь известно, что Петр был крещен в месячном возрасте именно 12 июля (29 июня по ст. ст.) и во всю жизнь чтил своего небесного покровителя, воздвигая ему храмы, один из которых срубил собственноручно недалеко от Петрозаводска.


В своё время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, служа в день памяти апостолов в Казанском соборе Санкт-Петербурга, напомнил слова апостола Павла: "Никто нас не разлучит от любви Божией: ни смерть, ни живот, ни настоящее, ни грядущее, ни высота, ни глубина, ничто не разлучит нас от любви Божией о Христе Господе нашем… В этом наша сила, будущее и святой Церкви, и Отечества, и народа нашего".
Наталья Иванова

Храмы Святых Апостолов Петра и Павла в мире

Москва, Пётр Первый, католичество, храмы, Патриарх Алексий II, православие, Немецкая слобода/Лефортово/Измайлово, лютеранство, живопись, Ивановская горка, графика, старые фото, именины

Previous post Next post
Up