tina_luchina в
Уйду я от вас! В монастырь! Я продолжу
хроники речного пути и после сделаю перерыв в повествовании. Вы наверняка устали от моих хвалебных од Мостурфлоту, но он того стоит. В записи о
людях в круизе на теплоходе "Сергей Образцов" я рассказывала о том что проблемы решаются сотрудниками Мостурфлота в доли секунд, ну хорошо - очень быстро. Там же я упоминала что мы хотели в Серафимо-Дивеевский женский монастырь. И мы туда попали. С этой компанией. мне кажется, нет ничего невозможного.
Итак, мы сели в такси и покатили за 150 км от нашего теплохода. Ранее я рассказывала, как из Павлова что в Нижегородской области мы махнули во Владимирскую область, дабы глянуть на Гороховец, а тут мы находились во Владимирской области и махнули в Нижегородскую....
2 По пути любовались пейзажами и очень чудесно проводили время. Вот так едешь-едешь, а тут на тебе - дорога занята :) Навстречу коровки топают.
3 А дорога то вверх, то вниз, и иногда купола церквей откуда-то из оврага только маковки кажут
4 Но всё равно это не те церкви, ради которых мы пустились в путь-дорогу
5 Мы вот ради этого места прогулка по Мурому была сильно сокращена :)
6 Нас первым встретил, конечно, товарищ Ульянов :) Как там говорится? В каждом городе есть улица Ленина. И конечно памятник этому самому Ульянову
7 А в монастыре очень запросто можно пообщаться со служителями культа
8 Там никто не бросается с запретами. И служители могут запросто сидеть на скамеечках или бежать по делам своим ежедневным.
9
10 В монастыре происходят крестные ходы. И просто какие-то ритуалы нам непонятные. Когда приехали мы, то уже процессия монахинь закончила путь свой по Святой канавке.
«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…
Тут стопочки Богородицы прошли…
Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).
Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.
По преданию сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.
11
Но предоставлю читать о
Канавке Царицы Небесной вам самостоятельно.
Мы прошли по ней. Вообще по ощущениям монастырь очень сильное место. Вернее место силы.
Пока идёте по дорожкам увидите богадельню с церковью иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
12
Делают фреску мозаичную на почти уже законченом Благовещенском соборе. Очень тонкая, кропотливая работа.
13
Собор заложили в 2012 году. За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря - это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор - Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам.
14
После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. И вот снова храм. Говорт что старец Серафим говорил об этом соборе, но ничего конкретного. Только то, что будет.
Хотя кто ж знает, как оно там было в далёком прошлом. Люд наш любит предания передавать да приукрашивать .
15
16 Конечно, мне хотелось запечатлеть каждый кусочек монастыря. Там потрясающе красиво. Нет навязчивого кича. Линии плавные и чистые.
17
18 А скульптурные группы.. Я не знаю индивидуально их изготавливали, по заказу ли, али ещё как. Уж извините, но картинок много.
Мы были в начале мая и потому ещё не работали фонтаны. Да и вообще прохладный месяцок был. Сирень и яблони не успели зацвести к нашему приезду, а то вообще я бы сошла с ума от красот цветов и архитектуры. А так только музыка в камне переполняла мои зрительные удовольствия.
19 Троица у фонтана с дарами теми самыми: рыбой,
20 хлебом
21 и вином
22 Конечно, в Дивеево место старцу почётное, видное выделили - в садочке. Помимо мощей, давно поселившихся под сенью в левом приделе Свято-Троицкого собора, скульптура Серафима в окружении зверей и птиц.
23 Иногда к отцу Серафиму подходил дикий медведь, которого он кормил с руки. Этот свирепый зверь при виде Серафима становился ручным и добродушным. Его частыми гостями были лисица и три белочки, которые так привыкли к Серафиму, что могли сесть ему на плечо и оставаться там несколько часов.
24
25 Но не всё так грустно с цветами было. Были нежные цветочки. Сон-трава цвела двумя красками
26 (сон-трава)
27 Возле игуменского корпуса цвел миндаль розовым облаком.
28 Сосновый запах был сильным. Новенькие маленькие шишки уже силу набирают.
29 Ангел нас зовёт не останавливаться
30 Собор Преображения Господня не посетили. Только с улицы поглядели. Вернее зашли мы, но он был закрыт. Там купили всякой нужной и не очень ерунденьки.
31
32 И мы направились к мощам в Троицком соборе.
После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. Брату ее, Михаилу Васильевичу, Батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки пятиглавого собора, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»
33 Впоследствии Михаилу Васильевичу пришлось вести борьбу с Иваном Тихоновым, желавшим заложить собор по своему усмотрению. 5/18 июня 1848 года все же состоялась закладка на месте, указанном великим Старцем.
Строительство собора почти не велось до 1865 года, пока игумения Мария не смогла привести в порядок хозяйство монастыря. Из-за смуты деньги, пожертвованные на собор, в обитель не попали, и постройку продолжили на малые средства. Неподалеку устроили завод на монастырской земле и стали делать свой кирпич.
34 А затем дальше.. Вспоминаем о скамеечках в коллекцию Фаи
rajskij_sad и виноградные лозы из чугуна украшают нашу прогулку
35 Но некогда задерживаться.. Нужно ещё не мало увидеть.
36 Вот и колокольню никак не обойти вниманием. Состоит она из пяти ярусов. Её начали возводить в 1893 году, а первые колокола подняли в октябре 1901 года. Самый большой колокол весил 500 пудов (8000 кг). Несколько позже по проекту архитектора А.К. Никитина к колокольне были пристроены трёхэтажные корпуса для проживания сестёр обители. В северном и южном флигелях располагались мастерские. На пятом ярусе колокольни располагаются четырёхсторонние часы с боем, изготовленные на подмосковном Перловском. Их неизвестная благотворительница подарила монастырю. Часы каждые четверть часа вызванивали мелодию: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Когда колокольня была почти отстроена, архитектор нашел, что она имеет опасный наклон (он хорошо заметен и ныне), и строительство остановили. При внимательном рассмотрении наклон сочли даже полезным, поскольку колокольня поставлена на горке.
В советское время колокольня использовалась как ретранслятор. В Святых вратах был устроен гараж. Летом 1991 года, к встрече мощей преподобного Серафима, святые врата были освобождены и на первом ярусе повешены колокола. Высота колокольни - 70 метров.
Немного внимания уделю одной из игумений - Марии. При ней были построены Троицкий собор, каменная колокольня, каменная трапезная с теплым храмом в честь святого благоверного князя Александра Невского, Игуменский корпус с храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины.
Елизавета Алексеевна Ушакова родилась 30 августа 1819 года в богатой дворянской семье, но светская мирская жизнь показалась ей пустой. Она поступила в Дивеевскую обитель в 1845 году. Это были очень не простые годы смуты. Интриги Толстошеева были направлены лично против Елизаветы Алексеевны, особенно, когда она стала казначеей, а затем и начальницей обители. Дивеевская обитель не имела до 1861 года статуса монастыря. Только в 1861 году Дивеевская женская община получила статус третьеклассного женского монастыря. Елизавета Алексеевна выдержала все испытания. В 1862 году она была пострижена с именем Мария и возведена в сан игумений. При ней обитель стала процветать. Водворились тишина и порядок. Число сестер при игумений Марии увеличилось и возросло до тысячи шестисот. Сорок два года матушка Мария была игуменьей монастыря. Игуменья Мария покинула бренный мир этот в 1904 году, оставив по себе добрую память и прекрасный монастырь. Теперь сестры двух обителей жили единой семьей, а устав в монастыре был взят Мельничной Серафимовой Дивеевской общинки, поэтому весь монастырь стал называться Серафиме-Дивеевским. В монастыре при игумений Марии особое место уделялось делам милосердия и благотворительности. При обители был основан приют для девочек-сирот и школа, в которой обучались также и дети духовенства. Преподавали предметы как монастырские священники, так и сестры обители. Приют содержался на средства императрицы Александры Феодоровны. Сестры обители ухаживали за больными: на территории монастыря действовали богадельня и больница. В особом корпусе жили старые монахини. Здесь при монастырской богадельне была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
Много много написано об игуменье.
37 История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры - первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены. Она в правой части картинки. Именно там сейчас покоятся мощи сестёр.
38 В левой части кадра - Дом Галактионовых, выстроен на рубеже 19 и 20-го веков, в кадре, с права дом Долгинцевой начала прошлого века. Именно на этом доме ангел с трубой. Дома расположились напротив Казанской церкви.
Стоит обратить внимание на примечательную арxитектуру дома сёстрёр Галактионовых, которые являлись благотворителями монастыря, там и жили сёстры. Здание является прекрасным образцом деревянного зодчества конца 19 века. У здания 3 этажа, покрашено оно в ярко-жёлтый цвет, крыша крыта железом. В настоящее время здесь живут послушницы монастыря.
Второй замечательный особняк рядом с домом Галактионовых - дом Долгинцевой. Построен в начале ХХ века. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге. Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец - благотворитель Серафимо-Дивеевского монастыря Федор Васильевич Долгинцев.
39 А какая вязь на игуменском доме - загляденье! Восхищаться деталями, фрагментами можно бесконечно!
Но нам пора уже. Нас ждёт теплоход ...
40 И конечно нельзя уйти просто так.. ещё не всё сказали. На берег выйти для прощального взгляда нужно обязательно!
41
И вот скажите разве зря сотрудники
Мостурфлота заказывали нам с просторов Оки такси?! Ведь я с собой привезла не большую частичку Дивеево. Ещё многое осталось не увиденным и многое не попало в кадр.