7 июня 1961 году на экраны страны вышел художественный фильм «Алые паруса».
Романтические мечты юной и прекрасной Ассоль волшебным образом сбываются. Конечно, такое могло случиться только в сказке... И в жизни.
Лена Черемшанова
Комментарий с сайта kino-teatr.ru Она вышла замуж, стала Головой Еленой Владимировной. Преподавала машиностроительное черчение в МГТУ СТАНКИН в Москве. Милейшей души человек. Как раз в бытность мою студентом праздновали её юбилей, кажется, 45 или даже 50 лет. И ей подарили тогда еще видеокассету с этим фильмом. Как она говорила, со времени съёмок фильм не видела никогда, теперь хоть посмотрю.
Романтическая феерия Александра Грина в трактовке одного из главных сказочников отечественного экрана Александра Птушко лишилась своей воздушно- зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. В свое время картину ругали и за слишком яркий, "базарный" цвет, и за тяжеловесность игры многих актеров второго плана, и за прямолинейность режиссерских ходов. Но при всем том нельзя не признать: выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, ждущей своего прекрасного принца на корабле с алыми парусами, оказался, что называется, "в десятку". Неординарная внешность, хрупкость стана, пластичность в сочетании с лучезарной улыбкой придавали Вертинской неподражаемое очарование, покорявшее аудиторию от мала до велика... Кроме того, не стоит забывать и об известном "эффекте компенсации". С помощью вечных сюжетов о "Золушках" искусство всегда давало шанс человеку, лишенному верной любви, материального благополучия и прочих земных благ, хоть на какое-то время обрести это с помощью романа, спектакля или фильма... Так что с этой точки зрения зрительский успех "Алых парусов" был, по-моему, не случайным.
К съемкам готовились год. Параллельно с изготовлением декораций и выбором натуры шли поиски актеров на главные роли. Пробы были долгими. Среди претенденток на роль Ассоль была и Людмила Гурченко. Но режиссер утвердил молодую молдавскую актрису Маркач. «Она была черненькая, симпатичная. Однако мне, как профессионалу, не нравились ее слишком глубоко посаженные глаза, - рассказывает оператор-постановщик фильма Виктор Якушев. - Но Птушко стоял на своем: только она, и точка!»
«Маркач уже утвердили, когда на улице Горького я случайно встретил давнюю знакомую - Лидию Вертинскую с дочерьми, - рассказывает художник-постановщик фильма Леван Шенгелия. - Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул - вылитая Ассоль! Я пригласил ее на пробы. Девочка так понравилась Птушко, что он решил поменять исполнительницу главной роли».
«Что может испытывать 15-летняя девочка, когда ее приводят на съемки? Конечно же, интерес! - восклицает сама Анастасия Вертинская. - Мне все нравилось. Правда, иногда меня сильно пугал режиссер: он так громко разговаривал! И из-за работы в “Алых парусах” я отстала в учебе, и мне пришлось перейти из обычной в вечернюю школу рабочей молодежи. Там учиться было проще - я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку! Так я пользовалась своей популярностью, которая пришла после выхода картины на экраны».
«Я до работы в “Алых парусах” снялся в фильмах “Аттестат зрелости”, “Как закалялась сталь”. Меня уже знали и любили, - рассказывает Василий Лановой (Артур Грей). - И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грея - это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко!»
Замок семьи Грей снимали в Воронцовском дворце в Алупке.
Место для съемок фильма искали долго: побывали на Кавказе, в Прибалтике, в Краснодарском крае. Но в итоге решили снимать на крымском курорте Коктебель, где в свое время жил сам Александр Грин. Именно там построили декорации целого сказочного поселка Каперны, в бухте которого и плавал корабль с алыми парусами.
«Проблем с поиском нужного реквизита в те времена не было, - вспоминает художник Леван Шенгелия. - Нужны парусники - пожалуйста! А на корабль капитана Грея мы купили на ростовском заводе две тысячи квадратных метров алого материала, из которого тогда делали пионерские галстуки. Шелк был очень красивый: мягкий, струящийся…»
«Именно с этими алыми парусами и возникли самые большие сложности, - смеется оператор Виктор Якушев. - Тогда ведь качество кинопленки было не таким высоким, как сейчас, и алый цвет на ней получался кирпичным. Долго мы маялись и наконец нашли выход: закрепили на камеру сразу несколько специальных фильтров, улавливающих цвет. И паруса получались алыми! Помню, как нам повезло в первый день съемок: только включили камеру - подул легкий ветерок, и паруса так красиво надулись! Хорошо, что мы успели отснять этот кадр. А шелк вскоре испортился от морской соли, и паруса перестали казаться легкими, воздушными…».
Сказочный город Лисс снимали в Ялте. Жители крымского побережья до сих пор об этом вспоминают: ведь во всех массовых сценах было занято местное население. Комбинированные съемки велись в Баку. Там киношники инсценировали шторм, который потом накладывали на коктебельский пейзаж. И на экране получалось, что отважный Грей борется с морской стихией.
Но настоящий шторм в кадр тоже попал. Случилось это во время съемок в Пицунде.
«Там мы снимали сцену с Лонгреном, которого играл Иван Переверзев, - вспоминает оператор. - Вдруг начался ветер, поднялись такие огромные волны, что мою камеру смыло в море. Сам Переверзев тоже свалился за борт, за ним тут же нырнул наш реквизитор. Мы думаем: «Вот мужик, молодец, артиста полез спасать!» А он вынырнул с корзинкой в руках. Мы долго потом смеялись! Ответственный работник рисковал жизнью не ради актера, а из-за реквизита. В сцене, которую снимали в тот момент, Лонгрен держал в руках корзинку».
только факты: В первый год проката «Алые паруса» посмотрели 22,6 млн. зрителей!
В фильме снимали два парусника: «Альфа» - он сейчас находится при мореходном училище в Ростове-на-Дону, и «Товарищ» - в Херсоне.
Роль "трехмачтового галиота" с успехом исполнила баркентина "Альфа", учебный парусник ростовской мореходки. Практически во всех флотах мира есть традиция: молодых моряков отправляют в плавание на паруснике, потому что другие суда гораздо легче в управлении. Считается, что если курсанты после этого не ушли с флота, то из них получатся толковые мореходы. Сегодня в мире действуют около 200 учебных парусников. У ростовского мореходного училища такого судна сейчас нет. Во время войны баркентину "Вега" ростовской мореходки разбомбили под Геленджиком немцы. В 1954 году Министерство морского флота передало училищу грузовой парусник. Судно "довели до ума" и назвали "Альфа" - в честь созвездия. "Альфа" была настоящим украшением Ростова. Высота мачты 35 метров, длина судна 40 метров, ширина 9 метров. Горожане ходили любоваться парусником.
В 1961 году ялтинская киностудия использовала "Альфу" для съемок "Алых парусов". Обычные белые паруса, которые служили на ней прежде, сняли. Для фильма сшили новые, как положено по сюжету гриновского произведения, алые. Красные паруса изготовили из материала, предназначенного для пионерских галстуков! Ткань была непрочная, но смотрелась очень эффектно. Название на борту написали, как в книге, - "Секрет". А прибытие "Секрета" в Каперну снимали в Голубом заливе под Кацивели.
Ленту снимали полгода. Затем судно опять привели в Ростов. Алые паруса с него сняли, половину увезла с собой съемочная группа, другая осталась в мореходке. Ткани было так много, что ее отдали на "растерзание" ребятам. Тогда в училище среди курсантов даже мода своя появилась, этакая экзотика: красные майки и плавки.
Кроме "Алых парусов" в 1965 году "Альфа" "сыграла" еще одну роль - в фильме "Прощай". Спустя пару лет парусник передали ростовскому Дворцу пионеров, потому что денег на капитальный ремонт баркентины не было. Но на этом кинематографическая "карьера" судна не закончилась. "Альфа" участвовала в съемках фильма "Море студеное". А в 1969-м одесская киностудия арендовала ее для съемок пиратского фильма. Когда съемки закончились и судно вернулось в Ростов, оно действительно выглядело как пиратское: рваные паруса, обшарпанный, ободранный корпус. Затем баркентина стояла пришвартованной у набережной, потом в акватории завода "Красный моряк", несколько раз на ее борту бомжи разжигали костер. В целях безопасности облив ненужное судно несколькими бочками солярки, работники порта пытались его сжечь, но оно не горело. В конце концов, брошенную баркентину разобрали сами ростовчане.
Авторы сценария: Алексей Нагорный, Александр Юровский
Режиссёр: Александр Птушко
Оператор-постановщик: Геннадий Цекавый, Виктор Якушев