Эрнст Эрнестович Лисснер (1874-1941)

Jun 01, 2017 02:28




Изгнание поляков из Кремля



Троице-Сергиева Лавра



Востание в Коломенском



Соляной бунт на Красной площади



Чумной бунт



Изгнание французов из Москвы.

* * *
Хотя идеи передвижников расходились с творческой позицией «мирискусников», к числу которых принадлежал И. Я. Билибин, многие принципы оформления книг, а также создания иллюстраций для них Эрнест Эрнестович почерпнул именно у Ивана Яковлевича и всегда относился к книге как единому живому организму. Поэтому в детских изданиях, оформляемых Лисснером, появлялись нарядные рамки вокруг рисунков, изящные буквицы и причудливые рукописные шрифты. В последующие годы он состоял в разных объединениях мастеров изобразительного искусства, например в обществе художников «Свободное творчество» (1911-1918). Хотя опыт, приобретённый у передвижников, наложил отпечаток на всё его дальнейшее творчество. После революции 1917 года и Гражданской войны Лисснер не прекратил работу и активно участвовал в общественно-художественной жизни первого десятилетия советской власти. В 1920-х годах он входил в состав объединения «Искусство трудящимся» (1925-1928), в группу художников «Крыло» (1926-1928), в Общество художников имени И.Е. Репина (1924-1929). Кроме того, в Москве, в Крестовоздвиженском переулке, в своём доме, Лисснер держал частную художественную студию, где давал уроки желающим заниматься живописью. Также там находилась «Типография Э. Лисснера и Ю. Романа». Лисснер серьёзно интересовался историей, кисти художника принадлежит целая серия картин, посвящённых русско-польским войнам и Семилетней войне . Неудивительно, что его иллюстрации к сказкам всегда детально, объёмно и натуралистично демонстрируют русский быт, а костюмы персонажей, интерьеры помещений, предметы быта выписаны с особой тщательностью. И пусть «книжное» наследие этого талантливого художника не слишком велико, нельзя не признать важность работ Лисснера для развития детской книги. Он оставил яркий след в истории российского книгоиздания, и его иллюстрации по сей день не теряют своего очарования.


Лисичка-сестричка и волк

Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе:

- Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.

- Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу, и сама ушла.

- Ну, старуха, - говорит дед, - какой воротник привез я тебе на шубу.

- Где?


- Там, на возу, - и рыба, и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:

- Ах ты, старый хрен! Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк:

- Здравствуй, кумушка!

- Здравствуй, куманек!

- Дай мне рыбки!

- Налови сам, да и ешь.

- Я не умею.

- Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

- Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь! - думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:


- Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка - кто коромыслом, кто ведром, чем кто попало. Волк прыгал-прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, кумушка!»

А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей на встречу:

- Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

- Эх, куманек, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

- И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

- Битый небитого везет, битый небитого везет.

- Что ты, кумушка, говоришь?

- Я, куманек, говорю: битый битого везет.

- Так, кумушка, так!

отсюда












читать сказку

* * *
Из Вики:
Родился в 1874 году в семье купца 2-й гильдии Эрнеста-Константина Антоновича Лисснера (1837 - после 1897). происходившего из обрусевших австрийских дворян. Отец владел, совместно с Ю. Романом, известной типографией на Арбате, в которой выполнялись престижные заказы; в ней были напечатаны несколько юбилейных заказов Румянцевского музея, переписка митрополита Филарета (Дроздова), печаталась «История русской церкви» Е. Е. Голубинского.
Э. Э. Лисснер в 1885-1888 годах учился в реальном училище 1-го разряда К. К. Мазинга, располагавшемся в доме № 3 по Ваганьковскому переулку. Затем уехал за границу.

В 1898 году он уже сотрудник-иллюстратор журнала «Нива». В 1900-1908 годах, продолжая рисовать для Нивы а также для журнала «Охота», учился в Академии художеств, где его любимым учителем стал И. Е. Репин. По окончании академии был удостоен звания художника за картину «Привет вам, богатыри труда!» («Плотовщики»)[1]. В годы учёбы в Академии Лисснер начал иллюстрировать книги: «Сказка о лисичке-сестричке и волке» (М., 1900), «Горе» (М., 1902) - сначала для издательства брата Г. Лисснера, затем - для издательств И. Д. Сытина и И. Н. Кушнерева. В детских изданиях, оформлявшихся Лисснером, появлялись нарядные рамки вокруг рисунков, изящные буквицы и причудливые рукописные шрифты.

В 1909 году 35-летний Эрнст Эрнестович Лисснер стал участником XXXVII Выставки Товарищества передвижных художественных выставок. В последующие годы входил в различные объединения мастеров изобразительного искусства, например, в Общество художников «Свободное творчество» (1911-1918).
В Москве в Крестовоздвиженском переулке в доме, где с 1893 года находилась «Типография Э. Лисснера и Ю. Романа» (позднее «Типография Г. Лисснера и А. Гешеля»), Лисснер держал студию для желающих заниматься живописью[2].

После октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны Эрнст Лисснер не прекращал работать и активно участвовать в бурной общественно-художественной жизни первого десятилетия советской власти. В 1918 году принял участие во II государственной выставке картин, где демонстрировал пять живописных картин с видами Боровска и Парижа, а также весенние этюды. В 1927 году на 1-й выставке картин Общества художников имени И. Е. Репина выставил семнадцать живописных и графических работ. Лисснер продолжал оформление книг: иллюстрировал рассказы Л. Н. Толстого «Для самых маленьких», произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка.
В 1920-е годы входил в объединение «Искусство трудящимся» (1925-1928), в группу художников «Крыло» (1926-1928), в Общество художников имени И. Е. Репина (1924-1929). В 1920-х годах сотрудничал с музеем иконописи и живописи И. С. Остроухова.

3 октября 1937 года был расстрелян младший брат - Василий Эрнестович Лисснер, ответственный исполнитель по снабжению в Центральной опытной исследовательской лаборатории Наркомата здравоохранения, ранее служивший в германских самолетостроительных конторах «Юнкерс» и «Сименс» (проживал по адресу Кривой переулок, д.8, кв.4)[3].

В 1938 году на «выставке исторических картин» в Третьяковской галерее он представил пять картин: «Соляной бунт при Алексее Михайловиче», «Медный бунт при Алексее Михайловиче», «Чумной бунт при Екатерине II», «Изгнание поляков из Кремля Пожарским», «Пожар Москвы при Наполеоне».

Э. Э. Лисснер является также автором картин «Героическая оборона Веприка (1709 год)» и «Вступление Красной гвардии в Кремль в ноябре 1917 года».
Похоронен в Москве на Немецком кладбище.

Коломенское, 1812, Троице-Сергиева Лавра, Старая Москва, сказки и легенды, Кремль, графика, история, иллюстрации, Билибин

Previous post Next post
Up