День радио 7 мая ежегодно отмечают преподаватели, студенты и выпускники всех радиофизических факультетов СССР, а также радиолюбители. Особенно этот праздник ценится на первом в мире Радиофизическом факультете ННГУ имени Лобачевского.
В Таганрогском государственном радиотехническом университете в этот день в студенческом клубе проходит праздничный концерт, посвященный «Дню радио», а также вечер встреч выпускников студклуба. «День радио» всегда отмечался в ТРТИ и ТРТУ как профессиональный праздник ВУЗа.
Празднование Дня радио в Рязанском Государственном Радиотехническом Университете ежегодно собирает у стен учебного заведения тысячи студентов и выпускников. Начинается праздник крестным ходом в ночь на 7 мая вокруг памятника Александру Попову, возле здания Университета. Празднующие поздравляют друг друга словами: «Попов связался!» В ответ на это принято отвечать: «Воистину Попов!» Данная традиция связана с давним спором о приоритете изобретения радио между Поповым и Маркони. Произнесением фразы «Воистину Попов!» подчеркивается приоритет Попова. Практикуется дарить друзьям крашеные радиолампы (по аналогии с пасхальными яйцами).
Студенты, выпускники и преподаватели Радиотехнического факультета УГТУ-УПИ в Свердловске ежегодно в 22.00 по местному времени проводят факельное шествие от здания факультета до памятника Александру Попову, при этом местные власти вынуждены перекрывать движение основных магистралей, по которым движется празднующая колонна участников шествия.
В Томске традиция празднования Дня радио появилась вместе с открытием радиотехнического факультета и образованием Томского Института Радио и Электронной Техники - ТИРиЭТ, ТИАСУР, постепенно перерастая из профессионального праздника в одну из главных традиций университета. Ежегодно, начиная с 1989 года, 7 мая студенты устраивают праздничное шествие по улицам Томска.
В Московском физико-техническом институте на факультете радиотехники и кибернетики ежегодно проходит конкурс радиотехнических конструкций.
Так же как электрификация - советское радио возникло под непосредственным руководством Владимира Ильича, видевшего в происходящем социалистическом строительстве огромную роль радио в организации воли миллионов трудящихся масс для трудового и культурного подъема; видевшего в нем одно из серьезнейших средств для агитации и пропаганды, для непосредственной связи с пролетариатом других стран. Каждый, кто выполняет одну из частей радиофикации СССР, должен видеть полностью то значение, которое имеет и, с каждым следующим годом, будет иметь радио; каждый должен учесть основные задачи, поставленные в связи с широкой радиофикацией Советского Союза пролетарским вождем - Лениным. Нужно не столько останавливаться на том, что сделано, сколько просмотреть, что предстоит сделать, чтобы целиком осуществить задачи, поставленные пред радио Владимиром Ильичом.
Есть по числу большая сеть станций; есть «газета без бумаги», есть слушающая аудитория в несколько миллионов рабочих и крестьян, есть промышленность, развивающаяся с чрезвычайной быстротой. Это достижения нескольких лет. Они велики, если смотреть на начальные шаги. Но они малы, если взять в развернутом виде задачи радиофикации СССР, если взять задания Владимира Ленина не по форме, а по существу.
Сеть станций Как и в заданиях товарища Ленина по электрификации, здесь нужно не распылять средства, сосредоточить их на мощных станциях, увеличивать эту мощность, чтобы пересесть... «С лошади экономий, рассчитанных на разоренную крестьянскую страну, на лошадь, которую ищет и не может не искать для себя пролетариат, на лошадь крупной машинной индустрии, электрификации, Волховстроя и так далее». (Владимир Ленин - Лучше меньше, да лучше). Всему ходу социалистического строительства, индустриализации страны может и должна отвечать сеть мощных радиостанций, слышимых не только внутри, но и за пределами СССР. Радиопромышленность. Велик ее темп. Но с каждым следующим днем ее продукция становится недостаточной для удовлетворения широко развивающихся требований. Тем более, что еще почти не тронута радиофикацией деревня. Нужно такое развертывание радиопромышленности, которое отвечало бы перспективе расширяющегося спроса на радио-продукцию.
Газета без бумаги Она создана, растет в количестве. Но по двум направлениям должно идти более быстрое развертывание: все большее проникновение в рабоче-крестьянскую массу и все большее расширение содержания. «Газета без бумаги» в пространстве должна быть основным типом газеты и ее дополнением - небольшой по объему, радиожурнал, в особенности, когда осуществятся дальнейшие шаги радио в области передачи изображений на расстояние.
Аудитория Она создана, но охватывает только три с половиной миллиона населения из многих десятков миллионов рабочих и крестьян. Эта аудитория только слушает. Но уже есть техническая возможность создать многомиллионное собрание, которое не только будет слушать, но и высказываться из различных пунктов, во всяком случае в Европейской части СССР. Если в период начального развития радио для широкой общественной службы были необычайно слабы технические возможности, если приходилось затрачивать огромную энергию на то, чтобы преодолеть незначительные, на нынешний взгляд, затруднения, то сейчас мы имеем развернутую технику, использование которой можно и нужно развернуть шире, устраняя кустарничество, переходя на общие рельсы индустриализации и в радио-деле.
Радио - призванное быть одним из средств для мобилизации воли трудящихся масс, требует максимального напряжения воли всех, кто осуществляет ту или иную часть задачи радиофикации Советского Союза, требует огромного приложения энергии, чтобы осуществить полностью, по существу, задачи, поставленные великим строителем социализма - Лениным.
И первыми в этом деле должны быть организации ОДР. Радиолюбительский актив, вся масса действительных друзей радио должна мобилизовать свои силы, должна привлечь внимание всей Советской общественности для постановки и разрешения задачи скорейшей радиофикации города и деревни, используя все данные техники, сосредоточивая усилия на основных участках радио-фронта.
* * * Постоянный интерес Владимира Ленина к радио, столь отчетливо выраженный в его заботах о развитии советской радиотехники, связан еще с периодом революции 1905 года. В этот период и позже, до своего отъезда в апреле 1907 года в Копенгаген, а затем в Лондон, Владимир Ильич часто бывал в Петербургском электротехническом институте, ныне ЛЭТИ - Ленинградский электротехнический институт имени Ульянова (Ленина).
В стенах института в период 1905-1907 годов Владимир Ленин неоднократно скрывался от преследований царской охранки. В нелегальном кружке студентов института, примыкавших к РСДРП, Ленин читал политические лекции; в честь этого в ЛЭТИ установлены мемориальные доски.
Ленин указал на неисчерпаемость электрона, как и атома, как и всей бесконечной природы. Это положение Владимира Ильича блестяще подтверждено на протяжении первой половины нашего века, являясь свидетельством торжества материалистического мировоззрения и того сокрушающего удара по идеализму в физике, который нанесла книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В своей книге Владимир Ленин часто упоминает о Герце, об электромагнитных волнах и, в частности, о беспроволочном телеграфе (смотрим, например, Ленин, том 14, стр. 299, IV изд.).
Через 8 лет после выхода книги «Материализм и эмпириокритицизм» и своего чисто научного интереса к электромагнитным волнам, Владимир Ильич использовал радиотелеграф как одно из важнейших средств связи с народными массами.
19 сентября 1922 года лаборатория была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Первая мощная радиовещательная станция мощностью 12 кВт, начавшая регулярную работу 17 сентября 1922 году, была в то время самой мощной в мире. Этой станции было присвоено наименование «Радиостанция имени Коминтерна». Вознесенская улица в Москве, на которой находилось здание радиостанции, была переименована в улицу Радио.
8 декабря 1922 года по радио впервые передавались речи Владимира Ильича, записанные на граммофонные пластинки.
Вскоре после смерти Владимира Ленина Нижегородской радиолаборатории вполне заслуженно было присвоено имя Ленина.
В 1925 году трест заводов слабого тока и Нижегородская радиолаборатория участвовали в выставке в Стокгольме. Все шведские газеты уделили много внимания советским экспонатам и подчеркивали «высокое состояние русской радиотехники». Так, журнал «Radio Amatoren» в 1925 году отмечал, что среди иностранных экспонатов прежде всего следует указать на изготовленные в Советской России приборы и лампы, в том числе на большую 25-киловаттную лампу с водяным охлаждением, а также на меньшие лампы. Интерес к советскому отделу выставки был особенно велик, потому что никто не подозревал, что в России могло быть поставлено какое-либо большое и серьезное производство подобных приборов.
В 1928 году после сдачи в эксплуатацию мощной 40-киловаттной радиовещательной станции на Шаболовке Нижегородская радиолаборатория имени Владимира Ильича Ленина была вторично награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Так неустанными заботами Ленина, под его руководством и по его указаниям создавалась база, на которой в дальнейшем широко развернулось советское радио. После смерти Владимира Ленина его ученик и последователь, руководитель Коммунистической партии и Советского Правительства Иосиф Сталин столь же внимательно относился к делу всемерного развития радио в СССР.