Айвазовский за границей: самые интересные путешествия

Feb 13, 2017 17:01

pravoslavnaa: Айвазовский за границей: самые интересные путешествия

Благословение Тёрнера
Не все соотечественники пришли в восторг от славы и популярности Айвазовского. Упреки в графоманстве,в поверхностности - с ними художнику доводилось сталкиваться всю жизнь, не обошелся без них и первый значимый успех. Но сторонники Айвазовского оказались сильнее, и не только потому что среди них сильные мира сего. Его марины одобрил один из величайших экспертов по морским видам - сэр Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, член Королевской Академии, непревзойденный маринист. Айвазовский написал множество видов неаполитанского залива в разное время суток. Об одном из них Тёрнер сказал стихами:

«На картине этой вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем и в нем отражающуюся… Поверхность моря,на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок, или множеством металлических блесток на мантии великого царя!.. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений!»

Мы предполагаем, что так поразил знаменитого британца вот этот вид:



Неаполитанский залив
Иван Константинович Айвазовский
1841, 73×108 см
Есть легенда, что когда Тёрнер в компании художника Винченцо Камуччини пришел к Айвазовскому познакомиться,хозяйка квартиры со слезами на глазах и покаянными извинениями отказалась впустить мэтров, пояснив, что Айвазовский «наказал не пускать к нему ни черта, ни дьявола, ни светлейшего герцога, ни даже посланца с его далекой родины». Слишком уж надоели новой звезде мольберта посетители, желающие с ним поговорить, пропустить бокальчик или просто посмотреть на ставшего внезапно знаменитым русского. Тёрнера такой прием не смутил, а напротив, привлек - он и сам был не любитель тратить время на светские беседы, когда можно работать. Маринисты в итоге сблизились, совершили совместную поездку в Кампанью, где когда-то творил Клод Лоррен - по мнению Тёрнера, величайший художник мира.
Лувр открывает двери
Всего лишь год назад Айвазовский приехал на стажировку в Европу. И вот уже его приглашают участвовать в выставке в Лувре, и он принимает приглашение. Помимо несомненного признания заслуг художника эта история - еще и дань дипломатическому таланту Айвазовского.

Год, проведенный за границей, не только сделал из выпускника Академии известного художника, но и кардинально изменил его материальное положение. Он собирается ехать в Париж за собственные средства, и вроде бы никто ему теперь не указ. Однако Айвазовский поступает мудрее. Он обращается с официальным прошением к главе общины русских художников в Риме Павлу Кривцову, который отправляет запрос в Петербургскую Академию художеств. Прошение удовлетворено, и Айвазовскому дозволено «выставить несколько больших картин с морскими видами (которые теперь он пишет) на имеющий быть в Париже выставке и самому ему провести там несколько месяцев для дальнейшего усовершенствования в морской живописи». Таким образом, стажировка официально продолжается, пенсионное пособие ему продолжит поступать, и главное, Иван Айвазовский - официальный и единственный представитель России на выставке в Лувре 1843 года.

Художник экспонировал три картины. «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива» - возможно,эти:




Берег моря. Штиль
Иван Константинович Айвазовский
1843, 114×187 см



Неаполитанский залив в лунную ночь
Иван Константинович Айвазовский
1842, 92×141 см
«Буря у берегов Абхазии» - третья вещь Айвазовского на выставке в Лувре. Эту картину нам не удалось идентифицировать даже гипотетически. Написана она по мотивам поездки Айвазовского на Кавказ с генералом Раевским. На ней изображен момент, когда русский корабль отбил похищенных черкессами абхазских девушек. Либо она не доступна публике (множество произведений Айвазовского скрыты в частных коллекциях), либо не сохранилась, либо описанный сюжет прячется в какой-то из многочисленных «Бурь» Айвазовского.

«Вероятно, я не могу здесь иметь первостепенную славу, какую мне дали в Италии, но все-таки пусть критикуют, пока молод, а хочется состязаться с французами», - писал Иван Айвазовский коллекционеру и своему покровителю Алексею Томилову незадолго до выставки. Но Париж тоже сдался перед гением Айвазовского. Подле его картин постоянно толпились зрители, слышались восторженные охи, некоторые даже предполагали, что наверняка за холстом где-то помещен светильник - иначе откуда этот льющийся с холста свет? По итогам выставки в Лувре французская Академия наградила Айвазовского золотой медалью.

За четыре года, проведенные за границей, пенсионер Императорской Академии художеств Иван Айвазовский написал 80 картин и множество эскизов. Италия, Франция, Испания, Мальта, Великобритания, Бельгия, Голландия, Германия - где он только не бывал! Таможенники вклеивали в его паспорт дополнительные страницы, Академии награждали медалями. К 27 годам Иван Айвазовский - член Петербургской, Римской и Амстердамской академий художеств. Позже он будет удостоен также членства в Штутгартской и Флорентийской академиях. При этом пенсионерская поездка его длилась на два года меньше, чем планировалось. Причиной тому стал как раз успех в Лувре. Ушлый парижский газетчик написал,что Айвазовский столь доволен теплым приемом во Франции, что его возвращение на родину под большим вопросом. Айвазовский выбрал самое эффектное опровержение слухов: досрочно вернулся в Петербург.
Турция - сладостная и кровавая
«Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция», самым красивым городом на свете Айвазовский считал Стамбул. А ему было с чем сравнивать.



Вид Константинополя при лунном освещении
Иван Константинович Айвазовский
1846, 124×192 см
Картина написана после первой поездки в Турции в 1845 году. Айвазовский участвовал в географической экспедиции под руководством Федора Литке. Тогда-то Константинополь и поразил его воображение. Художник неоднократно приезжал сюда, поддерживал тесную связь с армянской диаспорой, сотрудничал с рисовальной школой в Константинополе.

В 1856 году Иван Айвазовский во второй раз посетил любимый город и был представлен султану Абдул-Меджиду I,, который наградил живописца орденом «Нишан Али» IV степени. В следующий раз Айвазовский прибыл в Турцию по приглашению армянской диаспоры в 1874 году. Новый султан Абдул-Азиз от его работ был в полном восторге,приобрел практически всё, что Айвазовский привез с собой, и заказал еще десять картин с видами Стамбула и Босфора, которые в итоге превратились в 30 картин, поставленных к турецкому двору. Турецкая знать не отставала, так что художник оказался надолго загружен заказами. В знак особого почтения к его заслугам султан вручил Айвазовскому орден Османие II степени.

В Турции регулярно проводились выставки Айвазовского. А Сан-Стефанский мирный договор, ознаменовавший завершение русско-турецкой войны 1877−1878 гг, подписывали в зале, стены которого были украшены видами работы Айвазовского. Последний раз в самом красивом по его личному рейтингу городе Айвазовский побывал в возрасте 73 лет вместе с женой Анной Саркизовой.

Любовь турецких султанов к Айвазовскому сыграла и дурную службу для него. Подробнее о приезде в Турцию, которого не было, связанных с милостью султанов проблемах Айвазовского и прощании с «кровавыми орденами» в материале«Непотопляемый: штормы и бури в жизни Айвазовского».



Стамбул. Закат солнца
Иван Константинович Айвазовский
1899, 205×335 см
Америка Айвазовского
Покорять Америку Иван Айвазовский решил в 75 лет. Его маршрут пролегал через Нью-Йорк (здесь прошла первая выставка), Вашингтон, Сан-Франциско, Бостон. «Моя главная цель - это, изучив океан, посетив Ниагару, поселиться в Вашингтоне на 4 месяца, написать коллекцию новых американских картин, и они будут выставлены отдельно в главных городах в январе, а мы переедем в Чикаго в марте», - планирует он. В Чикаго - ради участия во Всемирной выставке. Но то ли дела позвали домой, то ли не хватило сил, то ли затосковали Айвазовский и его жена в Америке, только в Чикаго они не поехали, но 20 картин на выставку художник таки отправил. Работы Айвазовского экспонировались в русском отделе Колумбовой выставки:



Колумб плывущий из Палоса
Иван Константинович Айвазовский
1892, 104.5×175.5 см



Прибытие флотилии Колумба к берегам Америки
Иван Константинович Айвазовский
1892, 107.5×177.7 см
В 1893 году после выставки в Вашингтоне Айвазовский отправил две картины в Музей искусств Коркорана (Corcoran Gallery). К ним прилагалось пояснительное письмо: «Я лично желаю поднести Коркоранскому музею искусств,в национальной столице Соединенных Штатов Америки, две моих картины, стремясь этим путем выразить сердечную благодарность народа моей родины за щедрую и быструю помощь, оказанную Правительством Соединенных Штатов во время минувшего года в России». Ни в царской, ни в советской России об этих картинах предпочитали лишний раз не упоминать. Достаточно на них взглянуть, чтобы понять, почему.



Распределение припасов
Иван Константинович Айвазовский
1892, 46×76 см



Корабль помощи (Приход парохода "Миссури" с хлебом в Россию)
Иван Константинович Айвазовский
1892
Картины посвящены организованной американскими филантропами гуманитарной помощи голодающим в России в 1891-1892 гг.,

В 2008 году они были проданы в частную коллекцию на аукционе Sotheby’s за 2,4 миллиона долларов.

Новый Свет сдался русскому маринисту так же безоглядно, как и Старый. А когда Айвазовский с женой возвращались из Америки, разыгрался сильный шторм. Анна вспоминала, что на палубе оставались только они вдвоем: он не боялся бушующей воды, а она не боялась ничего, пока он был рядом.



Ниагарский водопад
Иван Константинович Айвазовский
1893, 126×164 см



Океан
Иван Константинович Айвазовский
1896, 67.5×100 см
Заглавная иллюстрация: Иван Айвазовский. Вид Константинополя и Босфора, 1856
Автор: Алена Эсаулова

часть2

Великобритания, Италия, 19 век, Париж, живопись, Айвазовский, США, Франция, художники, история

Previous post Next post
Up