Свиридов о судьбе русского хорового искусства в XX веке

Feb 03, 2017 09:42


dialexika^ Свиридов о судьбе русского хорового искусства в XX веке


В начале XX, до начала I мировой войны, в России на передний план выходит, описываемый ранее, третий тип музыки «скоморошно-скифский», вызывающе дерзкий, агрессивно-воинствующий. Русский композитор Сергей Рахманинов чурался его, а сам в тот момент занимался сочинением хоровой церковной музыки, в частности литургии Иоанна Златоуста. В своих труда он призывал к «духовному самоуглублению, звал к сочув­ствию, человеческому страданию, судьбе Христа, ибо в этом видел то, что предстояло пережить его Родине...» Однако интеллигенция того времени была буржуазно-декадентской, поэтому она и в грош не ставила его музыку, бежало от неё, как от скуки. В революционных кругах, по понятным причинам, она вообще воспринималась враждебно. Свиридов также с прискорбием отмечает, что и официальная Церковь будто бы его не замечала, и вполне обходилась в своих богослужениях без него.

При этом он также обращает внимание, что сводить духовное хоровое искусство к клерикальному - грубейшая ошибка. Зачастую происходит так, что обиходная церковная музыка сама лишена духовного начала, в этом смысле формализм и обрядовость преобладает над таинствами.

В революционную эпоху участь хорового искусства вкупе с антицерковной политикой была трагической. И лишь в 30-е гг. Максим Горький по личной просьбе Сталина вернулся в СССР, по словам Свиридова, с миссией сохранения и сбережения русского традиционного культурного пласта после «троцкистского» погрома.


Возрождение хорового искусства

Возрождение хорового искусства Свиридов связывает по большей части с именем Александра Юрлова, который возглавлял Всероссийское Хоровое общество с 1971 года. Хотя заслуги первого председателя Александра Свешникова с 1959 года тоже не обходит вниманием: «Надо от­дать должное Свешникову, который после войны, возглавив Государственный хор, много сделал поначалу для пробуж­дения интереса к этому виду искусства, всегда любимому на­родом, сидящему в крови у русского человека, любви к пев­ческому искусству.»

Однако подлинным революционером в этом смысле стал именно Юрлов, считает его выдающимся представителем советской музыкальной культуры, идеальной фигурой советского музыканта: «Пламенный коммунист-революционер по духу и по всем своим симпатиям. Интернационалист, общественный дея­тель...» В сложных послереволюционных условиях, когда хоровое искусство влачило жалкое существование, сумел вдохнуть в него новую жизнь. Несмотря на вред, нанесенный этому искусству троцкистами, требовавших упразднение хора вообще, он сумел выстоять, а Юрлов стал его новым вдохновителем. Репертуар вначале был классическим, включал в себя как русскую, так и зарубежную музыку. Но в дальнейшем основой его стала всё же советская музыка: «Десятки произведений - крупных: ораторий, кантат, хо­ровых циклов и отдельных пьес - были разучены и спеты Ре­спубликанской Капеллой. Композиторы Москвы, Ленин­града, других русских городов, Чувашии, Башкирии, Тата­рии, Дагестана, представители автономных республик, обла­стей и городов Федерации услыхали свои сочинения в худо­жественном, талантливом исполнении. И все это делалось добросовестно, заинтересованно, с любовью!»

Далее он восхищенно говорит об историческом значении текущих событий, о том, что русская музыка жива и продолжает своё развитие: «История отечественной музыки расширяется во вре­мени, и не механически, а за счет художественно звучащего, живого материала, никак не потерявшего своих художест­венных качеств, своей действенной силы».

Александр Юрлов мучительно шлифовал мастерство своего хора, весьма болезненно менял состав, отбирал качественные произведения. Свиридов отмечает в нём важное качество, что тот, будучи убежденным большевиком и блокадником, «презирал тех фальшиво-революционных нигилис­тов, которые под видом борьбы за новое искусство третиро­вали и истребляли русскую хоровую культуру». Эти нигилисты, по его мнению, не понимали и не могли понять народный дух, не любили свою национальную культуру, поэтому не могли её развивать, в то время как именно это народное духовно обогащает музыку и делает её бессмертной.

Основу репертуара Юрлова составляли крупнейшие про­изведения русской мировой классики, советской музыки в ее высоких художественных образцах. Его хоры звучали по всему Советскому союзу, а на мировых фестивалях звучала «Русская и Советская музыка с беспримерным успехом». И что особенно ценно, никем не отрицаемое высокое исполнительство было в сочетании с исполнением собственной народной музыки, большая часть которой несла черты современного (на тот момент) духовного облика России. Юрлов сумел соединить лучшие образцы западноевропейской классики с народными песнями и Революционным искусством советской эпохи. Неразрывность культуры, её разнообразие и изменчивость, которая зиждется на глубокой преемственности, является тем позитивным направлением, которое способно двигать хоровое искусство дальше. И на этом пике торжества советской музыки обозначился жизненно важный вопрос и Георгий Свиридов его задаёт: «Будет ли и дальше советская культура на­следницей и Русской культуры наряду с другими культурами народов СССР, либо движение Русской культуры было прервано на определенном историческом этапе?» Будущее показало, что ответ неутешительный, и что тот формирующийся культурно-исторический монолит будут намеренно уничтожать.

Уничтожение хорового искусства

1987 году, в перестройку упраздняют Всероссийского хоровое общество. Георгий Свиридов обозначает это прерывание в развитии русской культуры через уничтожение хорового дела: «Ничего, кроме шкурных интересов, базарной, рыночной идеологии. Для того, чтобы творчески самоутвердиться и по­больше заработать...эти люди готовы растоптать всех и вся: и классиков, и современников, и ростки будущего». Отмечает потерю интереса к культуре народной жизни, и общую деградацию искусства от служения к личному самовыражению. Мещанство и американизация перестроечной жизни свелась «в усиленном насаждении легкой музыки, которая затопила нашу жизнь, дурманит со­знание и уничтожает души молодых поколений». Однако США своё действительное ценное искусство на экспорт не передавало. У ней существовало огромное количество симфонических оркестров и хоров, как профессиональных, так и любительских. В этом смысле наш спрос на их легкую музыку можно охарактеризовать явлением, как если бы их канализацию подключили к нашей водопроводной трубе.

Тем самым Свиридов фиксирует снижение духовного потенциала русской культуры, уничтожение её художественного достоинства. А народ при этом вместо русской классики пичкают «бездуховным суррогатом культуры, узаконивающим их бездуховное существование». Что касается хорового пения, то оно, некогда доступное всем детям и не зависимое от их материального положение, было попросту отнято у подрастающего поколения и выкинуто из образования.

И только спустя 25 лет вновь начались разговоры и робкие попытки очередного возрождения хорового искусства. В 2013 году по инициативе и под руководством Валерия Гергиева Всероссийское хоровое общество было воссоздано. Насколько это будет практически успешным культурным направлением судить на данном этапе сложно, будущее покажет.
____________________________________

Гергиев возродил хоровое общество.. подвижник))

ещё экскурс в историю:
В 1969 году Министерство культуры СССР принимает решение о реорганизации «Доно-Кубанского казачьего хора». Дело в том, что в это время по зарубежным странам с большим успехом гастролирует казачий хор под руководством Сергея Жарова, основанный им в 1921 году в лагере для беженцев из Крыма Чиллингире возле Константинополя. Шумный успех «белогвардейского» казачьего хора, видимо, и послужил поводом для преобразования существующего в Ростове-на-Дону творческого коллектива донских казаков, который уже не соответствовал необходимому художественному уровню и поставленным задачам. Е. А. Фурцева поручает заслуженному деятелю искусств Башкирской АССР, профессору, заведующему кафедрой хорового дирижирования института им. Гнесиных А. А. Юрлову подобрать достойную кандидатуру из студентов старших курсов на должность художественного руководителя ансамбля донских казаков.
Нынешний директор знаменитого коллектива Наталья Николаевна Шепелева вспоминает об этом так: «Это уже почти легенда о том, как министр культуры СССР Фурцева стукнула однажды кулаком по столу и потребовала, чтобы наши Донские казаки затмили и мастерством, и славой эмигрантский хор донских казаков Сергея Жарова. А наши к тому времени так широко раздвинули границы репертуара, что стали исполнять уже и «Грёзы» Шумана, и романсы, и чуть ли не «Подмосковные вечера»…»
В 1970 году хор стал официально называться «Ансамблем песни и пляски Донских казаков». Художественным руководителем ансамбля назначен молодой студент 5 курса отделения руководителей народных хоров института им. Гнесиных Анатолий Квасов. полностью

Ростов-на-Дону и область, Фурцева, русская цивилизация, 40-е годы, 60-е, 80-е, СССР, 70-е, композиторы, мемуары/письма, 50-е

Previous post Next post
Up