Терем княгини Тенишевой в Талашкино.

Feb 02, 2017 00:24



kssernik Терем княгини Тенишевой в Талашкино.




Княгиня Тенишева была художником-эмальером, меценаткой, занималась просветительством,
коллекционировала художественные артефакты и построила учебно-художественные мастерские для крестьян у себя в имении в Талашкино.




А ещё у неё был деревянный теремок, с подклетом из кирпича.



Резные расписные ставни



Такие же ворота.




Даже кровля крыта деревянным гонтом. Удивительно, что домик сохранился. Помещичьи усадьбы, которые сразу конечно не все разграбили и сожгли "восставшие" мародёры и мракобесы, пришли в упадок позднее. Просто некому было следить за сохранностью "памятников, охраняемых государством". Но в этом небольшом тереме - музей. (прим. - Смоленского государственного музея-заповедника)



Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896

почитать про Марию Клавдиевну Тенишеву и Талашкино-Фленово

В настоящее время Смоленский государственный музей-заповедник проводит выставку «Мир эмалей княгини М.К.Тенишевой». Уникальное собрание изделий из цветного стекла античного периода М.К.Тенишева оставила в одном из банков, когда покидала Россию. Для нее эта коллекция представляла прежде всего научный интерес. Изучение собранных предметов легло в основу диссертации М.К.Тенишевой «Эмаль и инкрустация» и позволило создать широкую цветовую гамму эмалевых оттенков.

[ещё с сайта музея, превосходного Смоленского музея. Пройдитесь по всему сайту и поаплодируйте мысленно сотрудникам - они заслужили!]ещё с сайта музея

26 июня 1898 г. (к сожалению, доныне не устранены сомнения по поводу достоверности этой даты) княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой (1858-1928), известной общественной деятельницей, художником и покровительницей искусств, издательницей и коллекционером с мировым именем, педагогом-теоретиком, автором диссертации об искусстве эмали, был открыт историко-этнографический музей, представляющий собой особую форму организации музейной деятельности (создан благодаря частной инициативе и на частные средства). Этот музей возник в русле переживаемого в России во 2-й половине XIX - начале XX вв. интереса к отечественной истории, который разделяла и М.К.Тенишева.

Вначале музей размещался в ее усадьбе Талашкино и представлял собой богатое собрание русских древностей, церковной старины, предметов народного быта и творчества. Первые приобретения, положившие начало указанному собранию, были сделаны Тенишевой в 1892-1893 гг. Значительное влияние на М.К.Тенишеву в тот период оказал известный археолог В.И.Сизов, подсказавший княгине программу коллекционирования и рекомендовавший ей «…собирать все, относящееся до русской этнографии, а в частности Смоленской губернии, которая уже сама по себе чрезвычайно интересна». По совету Сизова Тенишева знакомится с известным знатоком древнерусского искусства, фотографом Иваном Федоровичем Барщевским (1851-1948), сыгравшим в итоге ключевую роль в создании музея. По поручению княгини Барщевский совершил ряд поездок во многие губернии России, откуда привозил народную одежду, кружева, прялки, иконы, кресты и многое другое.

Определенное воздействие на собирательские пристрастия Тенишевой оказал ее муж - князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1843-1903), предприниматель, общественный деятель, ученый, серьезно увлекающийся этнографией.

Коллекция быстро росла. К апрелю 1898 г. в Талашкине скопилось значительное количество материалов. Княгиня предоставила музею помещение из двух комнат (в одноэтажном здании художественной мастерской). Занимавшийся организацией музея Барщевский был назначен Тенишевой его хранителем.

Отсутствие изобразительного материала не позволяет судить, как выглядела экспозиция музея в Талашкине в 1898-1905 гг. Музей не имел четкого регламента посещений, открывался по желанию хозяйки.

Пребывание музея в Талашкине рассматривалось как временное: у Тенишевой имелось намерение в будущем переместить его в Смоленск.

В 1905 г. по проекту художника С.В.Малютина (1859-1937) в Смоленске был построен специальный двухэтажный кирпичный особняк, предназначенный для хранения и экспонирования историко-культурных ценностей.

Над входом было укреплено керамическое панно с названием музея - «Русская старина» (ранее по адресу: Рославльское шоссе, с 1911 по 1920-е гг. - ул. Тенишевская, далее ул. Крупской, с 1990 г. - ул. Тенишевой, 7).

По окончании строительных и отделочных работ, проводившихся под наблюдением Барщевского, собрание Тенишевой было переведено из Талашкина в Смоленск и размещено в новом помещении.

Музей открылся для обозрения. Некоторое представление о нем дают изображения экспозиционных залов на выпущенных тогда же открытках. Обилие вещей, тесно располагавшихся в витринах и на стенных планшетах, создавало впечатление перенасыщенности.

Возрастание коллекций получило отражение в каталогах музея (1907 г. - на фр. языке; 1909 г. - общий каталог на рус. языке; 1911 г. - на рус. языке).Собрание включало коллекции церковной старины, археологии, тканей, кружев, стекла, декоративно-прикладного искусства, народных бытовых изделий из дерева, керамических изделий (в т.ч. фарфора и фаянса), холодного и огнестрельного оружия, нумизматики, музыкальных инструментов, рукописных и старопечатных книг и документов, портретов (в т.ч. свыше 60 выполненных на кости портретов-миниатюр), деревянной скульптуры. Среди экспонатов музея было немало уникальных вещей: древнерусские иконы, напечатанные в Остроге Библия (1581) и Евангелие (1588), прижизненная деревянная конная статуя Петра I и редкий живописный портрет его матери Н.К.Нарышкиной, колыбель М.И.Глинки и т.п. Однако нерегламентированная какими-либо документами собирательская деятельность Тенишевой привела к тому, что к концу 1900-х гг. собрание музея «Русская старина» включало уже ряд памятников истории и культуры Востока и Западной Европы, что перестало соответствовать его характеру и названию.

Деятельность музея прервали события первой русской революции 1905-1907 гг. Не получив от смоленского губернатора гарантии безопасности музея, Тенишева отдает письменное распоряжение оставшемуся в Смоленске Барщевскому упаковать и отправить в Париж наиболее ценные вещи. Вскоре по инициативе французского правительства и парижского Национального общества художников Тенишевой было предложено выставить свои коллекции в Лувре. С 10 мая по 10 октября 1907 г. экспозиция русского декоративно-прикладного и церковного искусства (всего 5695 экспонатов) пользовалась значительным успехом (посетило 78 тыс. человек). Барщевский, принимавший участие в создании выставки, был награжден французским орденом «Пальмовая ветвь» II степени «за художественные и научные заслуги».

Нормализация внутренней обстановки в России позволила Тенишевой в 1908 г. вернуть свои коллекции в Смоленск и вновь разместить их в прежнем здании. Собрание уже насчитывало 6940 предметов на сумму 1 миллион 500 тысяч рублей, в 1911 г. в каталоге значилось 7680 экспонатов. 25 октября 1909 г. музей вновь открылся для посещений. Работал по воскресеньям и четвергам с 10 часов утра до 3 часов дня. Плата за вход составляла 15 копеек и изымалась в пользу Общества попечения о детях. Бесплатно разрешались посещения для учащихся всех учебных заведений и низших воинских чинов.

Собрание М.К.Тенишевой, отражавшее во всем многообразии историю России, привлекало многих людей, по мере возможности его пополнявших. Судя по каталогам музея, более 40 человек в разное время сделали в его пользу пожертвования, среди них были Е.К.Святополк-Четвертинская, И.Ф.Барщевский, Н.В.Яковлева-Ланская, М.В.Шабаров, С.П.Соколовский, С.П.Колосов, Д.Д.Григорьев, Е.Н.Клетнова и др.

В мае 1911 г. Тенишева передала музей филиалу Московского археологического института, за что была избрана почетной гражданкой г.Смоленска (в ведении института музей находился до апреля 1920 г.).

Таким образом, историко-этнографический музей «Русская старина» стал представлять собой еще одну форму организации музейной деятельности - учебный музей. Он дал возможность не только привлекать научный потенциал учебного заведения к серьезному изучению музейных коллекций, но и активно использовать их в занятиях с учащимися. Над научным описанием коллекций работали лучшие специалисты института: А.И.Успенский, исследовавший коллекцию икон, В.И.Троицкий - изделия из серебра, В.К.Клейн - ткани и вышивки, Р.Ф.Брант - рукописи и т.д. Итогом их деятельности стала рукопись нового каталога музея, насчитывавшего 8513 предметов (рукопись не была опубликована; по мнению исследователя Л.С.Журавлевой, исчезла после 1917 г.).

В 1915 г., с приближением театра боевых действий к Смоленску, музей «Русская старина» был закрыт, экспозиция демонтирована, коллекции упакованы и подготовлены к эвакуации, которая, однако, не осуществилась. В связи с событиями 1917 г. княгиня М.К.Тенишева вынуждена была эмигрировать во Францию. Коллекции, около четырех лет пребывавшие в свернутом состоянии, остались на попечении И.Ф.Барщевского.

К концу 1918 г. угроза оккупации Смоленска стала менее острой, поэтому с середины апреля 1919 г. приступили (хранители И.Ф.Барщевский и В.Н.Ярошевский, научные сотрудники Е.В.Воронина и М.А.Колмыкова) к восстановлению экспозиции музея, который открылся для обозрения 1 июня 1919 г.

Историко-этнографический музей явился одним из первых, чья деятельность стала контролироваться губернскими органами по управлению музейным делом, которые стремились объединить под свой эгидой все существовавшие к тому времени музеи, хотя выходил ряд постановлений о передаче музея то губорганам, то о возвращении институту.

музей, начало ХХ века, 19 век, профессионалы, русская цивилизация, Репин, Смоленск и Смоленская область, живопись, выставка, усадьба, деревянная архитектура

Previous post Next post
Up