Эйзенштейн получает ответственный заказ. Комиссия Президиума ЦИК СССР поручает ему постановку гигантской эпопеи "1905 год". Однако многостраничный сценарий Нины Агаджановой-Шутко не мог быть реализован в срок, и Эйзенштейн свел обширный замысел к восстанию моряков на броненосце "Князь Потемкин Таврический".
Съемки начались в Петрограде. Но работе мешали бесконечные дожди. Эйзенштейн даже предлагал законсервировать постановку. Успели снять эпизод железнодорожной забастовки, а также город во тьме: Невский проспект, освещенный прожектором с башни Адмиралтейства. Затем экспедицию свернули в три дня и отправили в Одессу. Правда, туда не поехал оператор Левицкий, его сменил Эдуард Тиссэ.
Закончив осенью съемки в Одессе и Севастополе, к концу года Эйзенштейн завершает монтаж фильма, получившего название "Броненосец "Потёмкин". 24 декабря 1925 года картина была показана в Большом театре на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года.
Эльдар Рязанов вспоминает:
Эйзенштейн "Броненосца" монтировал тоже в авральном порядке. Он резал пленку и скреплял ее слюной, чтобы потом монтажница ее склеила. А Григорий Александров на мотоцикле возил ее в Большой театр, где уже начался просмотр первых частей. И в суматохе схватил часть, которую еще не успели склеить. Ее зарядили в проектор, и она прекрасно прошла от начала до конца, держась только на слюне Эйзенштейна. Чем он потом очень гордился.
"Композиция фильма удивительно стройна и гармонична, - отмечает Ростислав Николаевич Юренев. - Язык фильма образен, метафоричен. Массовые сцены динамичны и монументальны. Эйзенштейн понял, что художник в кинематографе может свободно владеть не только пространством и движением, но и временем. Монтаж дает возможность ускорять, уплотнять, концентрировать время, а при необходимости замедлять, растягивать его. Открытие Эйзенштейна творчески использовали и другие мастера советского кино. Пудовкин назвал его "Время крупным планом"
На одном из кораблей эскадры Черноморского флота видна трёхорудийная башня главного калибра. В 1905 году русских линкоров с трёхорудийными башнями ещё не было в проекте, а на броненосцах стояли двухорудийные башни главного калибра.
Кульминация "Потемкина" - сцена расстрела на одесской лестнице, когда мирные люди гибнут под пулями и сапогами карателей. Потрясают детали этой сцены: молодая мать, сраженная пулей детская коляска, стремительно катящаяся вниз по ступеням убитый ребенок под ногами солдат лицо старой учительницы, рассеченное казацкой нагайкой...
И оптимистичный финал картины: раскрашенный от руки красный флаг гордо реет над броненосцем,
как символ торжества революции.
Красный революционный флаг раскрашивался на плёнке вручную.
***
Еще он мне, - продолжает Рязанов, - рассказал историю о том, как на съемках "Броненосца "Потемкин" добился разрешения, чтобы черноморская эскадра сделала один выстрел специально для фильма - ему по сюжету нужен был этот залп. Договорились, что Эйзенштейн будет стоять возле памятника Ришелье, что наверху одесской лестницы, и по взмаху его шляпы эскадра должна шарахнуть холостыми. Но тут Эйзенштейн увидел какую-то смазливую барышню и стал ее клеить. Объясняет ей, что я, мол, режиссер, снимаю про "Потемкина", вот эскадра наготове, и она выстрелит, как только я сниму шляпу, - вот так. Он снял шляпу, и эскадра шарахнула, но ни один оператор этого не снял, потому что камеры еще не были готовы.
Вранье это или нет, не могу сказать, но красиво.
***
Для мировой кинокультуры "Броненосец "Потёмкин" явился откровением. В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти восьми кинорежиссерам Европы и Америки назвать десять лучших фильмов всех времен и народов.
В итоговом списке "Броненосец "Потёмкин" занял первое место.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3103/nashenasledie2008.11/0_1e8c3_12685887_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3104/nashenasledie2008.11/0_1e8c4_359f1922_M.jpg)
Великий фильм поднял его создателя к вершинам славы.
Американская киноакадемия признала "Броненосец "Потемкин" лучшим фильмом 1926 года, а на Парижской выставке искусств он получил высшую награду - "Супер гран-при". В 1929 Эйзенштейн, Александров и Тиссэ были командированы в Западную Европу и Северную Америку для ознакомления с техникой звукового кино.
В Берлине, Париже, Цюрихе, Брюсселе, Лондоне, Антверпене Эйзенштейн читал лекции и доклады о кино, встречался с Б. Шоу, Л. Пиранделло, Дж. Джойсом, Ф. И. Шаляпиным, в берлинском институте сексологии изучал феномен гомосексуализма.
Весной 1930 советские кинематографисты прибыли в Голливуд по приглашению фирмы "Парамаунт".
По-своему отметил всемирный успех режиссера домовой комитет на Чистых прудах -
побывав на премьере в кинотеатре "Художественный", выделил Эйзенштейну отдельную комнату.
***Одесский краевед Михаил Пойзнер
рассказывает:
- Всё, что мы знаем о «Потёмкине» сегодня, особенно в массе людей - это кинофильм! Нельзя путать реальные события на «Потёмкине» с кинофильмом. И лестница Потёмкинская не была задействована в событиях - и так далее. Безусловно, события на «Потёмкине» - я не называю это восстанием! - так или иначе вошли в историю, в память людей.
- Если начать с того, с чего действительно всё началось - с броненосца «Потемкин»… Вы говорили о том, что на тот момент это был совершенно новый корабль. Что за команду на него набрали, кто был на этом корабле?
- Корабль был очень молодой, примерный год постройки - 1900-й, как и памятник Екатерине. Судно было несчастливое, году в 1923-25-м оно уже было списано, ушло на металлолом, но за эти не очень долгие годы своего плавания оно трижды меняло названия, сначала называлось «Князь Потёмкин Таврический», потом это судно называлось «Святой Пантелеймон», потом - «Борец за свободу». Этот броненосец вошёл в строй и стал боевой единицей только лишь с весны 1905 года, это было совершенно необстрелянное, малоопытное судно с только что набранным экипажем, ещё не сплоченным, неспаянным.
События на «Потёмкине» грянули с 12-13 июня, то есть не было времени экипажу как-то быть ближе, притереться друг к другу. 12 числа «Потёмкин» снялся из Севастополя вместе с миноносцем №267, пошел на Тендровскую косу расставлять щиты для учебных стрельб, а потом должна была подтянуться к Тендре вся эскадра - 6-7 крупных судов. Видно, начальство или командование флотом с самого начала не было уверено в этом судне, поэтому его, наверное, и отделили от других судов и отправили раньше. 13 числа, после того, как броненосец и миноносец дошли до Тендры, миноносец отправился в Одессу за продовольствием. В Одессе купили порядка 30 пудов мяса. Покупали не один-два человека, покупала комиссия, в комиссии был ревизор, один артельщик, не менее двух коков. Я думаю, что, как в обычных армиях и тогда, и теперь, нашлись нечестные люди, которые купили мясо не совсем свежее, что и послужило конфликтом. После того, как мясо привезли, часть отправили на камбуз, часть - вывесили на палубе. 14-го утром матросы заметили, что мясо с душком, что там появились черви. Был немедленно оповещён командир, прислан врач, Смирнов, который, как говорит история, сказал, что ничего страшного нет, что надо смыть солёной водой - и мясо готово к употреблению. Эту ситуацию можно обсуждать, как так получилось, прав он или не прав - но это стало поводом для бунта! До этого момента, грубо говоря, всё понятно - а вот дальше ничего непонятно, масса противоречий.
Нужно смотреть по литературе, только не той, где переписывалось из одних книг в другие - а поднять первоисточники, материал из Севастополя, который приходил в 1906 году, воспоминания очевидцев, которые были изданы тоже здесь, и не только здесь (в 1905-м, 1906-м, 1907-м, 1917-м годах, например, «Потёмкинские дни в Одессе» 1917 года), некоторые закрытые книги, которые издавались в 1945-1946 году, много другой литературы. Так вот, тогда мы натыкаемся на массу противоречий. Например, непонятна роль Вакуленчука на судне. То, что он бесспорно не принадлежал большевистской партии, не был вообще ни в какой партии - это точно. Как и Матюшенко, который возглавил это восстание. Тем не менее, вся литература, начиная с 20-30-х годов, утверждает, что он был не просто большевиком, а закалённым большевиком и так далее. А если проследить по первоисточным материалам - что произошло, как он погиб - тоже никакой ясности нет. По одним материалам, он был заколот, по другим - застрелен капитаном второго ранга Гиляровским, по третьим - его вообще выбросили за борт. По одним материалам, он был разводящим корабельного караула, которого позвали, чтобы арестовать группу тех, кто отказался есть мясо, по другим - он находился в этой группе, а по третьим материалам - когда командир корабля Голиков приказал, чтобы те, кто будет есть мясо, отошли в сторону, - он первым отошёл для того, чтобы не поднимать шум на корабле, но его же первого застрелили, непонятно почему.
- Что сделали потёмкинцы дальше, когда начался этот бунт?
- Дальше надо вопрос разделить на две части: на морскую и береговую.
На «Потёмкине» было порядка 20 офицеров, 4 механика и около 700 нижних чинов. По закону любой армии мира, отказ от приёма пищи квалифицируется однозначно - нарушение присяги, подстрекательство (и другие подобные формулировки), то есть это наказывается в любой армии мира, поэтому ситуация там вполне была ясная. Если вернуться к памятнику, к тому, что там изображено… Изображено, что на них набрасывают брезентовый чехол и хотят расстрелять, хотя, по морским законам, когда расстреливали - чехол стелили под ноги, потом сворачивали и предавали воде, но не наоборот. В Одессе в это время была очень серьёзная обстановка - нельзя рассматривать эти события в отрыве от итогов русско-японской войны, позорного поражения флота на Цусиме. В Одессе были забастовки, но не было общегородского бунта, бастовали несколько заводов, были случаи, когда полиция убила несколько рабочих в перестрелке. В эту обстановку «масла подлил» и броненосец, который начал занимать сторону, непонятно какую, в этом конфликте между властями и городом.
Разный непонятный сброд начал громить склады в порту, пакгаузы, некоторые занимались поджогами, много было провокаторов, по городу пошли слухи: все устремляйтесь в порт, можно всё взять! И туда пошли женщины, дети, люди били ящики с вином, с водкой. В порту оказались два бесхозных парохода, команда под страхом поджогов покинула эти суда - начался грабёж этих судов, подъезжали извозчики, начинали увозить мануфактуру, велосипеды - всё, что попало. Когда начался поджог, под угрозой стал весь город, потому что горела уже эстакада, горели склады на новом молу. На Польском спуске, когда туда поехала пожарная команда, люди начали её забрасывать камнями, не пускали в порт.
- Потёмкинцы принимали участие в этой... нестабильности?
- Они поддержали эти события и, когда были похороны Вакуленчука в Одессе, внезапно «Потёмкин» выстрелил два раза по Одессе. Непонятно, почему он стрелял: по одним данным, они объявили ультиматум городу, чтобы город снабдил «Потёмкин» продовольствием и углем. По другим данным, они начали стрелять по той причине, что, якобы, моряки, которые сошли на похороны Вакуленчука, к сроку не вернулись. И тогда в городе началась паника, власти сами начли искать этих моряков, чтобы побыстрее отправить на судно. Дальше в литературе чётко описано, что броненосец из шестидюймовых орудий стрелял по Одессе, было два выстрела. Один снаряд угодил в дом Фельдмана, это улица Спиридоновская угол улицы Нежинской, второй снаряд попал на Бугаёвку, в район Дюковского сада, там даже были жертвы. По одним источникам, стреляли в колокольню собора. Почему-то считали, что на плацу перед собором стояли войска… По другим данным - думаю, что это ближе к правде, - они стреляли по нашему оперному театру, потому что в оперном театре заседал военный совет. В литературе 40-50-х годов пишется, что из-за «предательства» сигнальщика, который сбил ориентир, снаряды перелетели и не попали в театр. Известна ещё цитата Ярославского, который сказал: «Жаль, что сложилась такая ситуация, - ведь хватило бы двух-трёх небольших выстрелов по городу, и тогда потёмкинцы могли бы взять власть в городе!».
- Кто тогда командовал броненосцем - офицеры или матросы?
- Многих офицеров матросы убили прямо на судне. Забивали прикладами и так далее…
- Реакция государственной власти на демарш потёмкинцев, думаю, понятна. Что оставалось делать опальной команде?
- Они ушли в Феодосию, где совершили попытку захватить топливо, уголь. В дальнейшем «Потёмкин» взял курс на Румынию - и в Констанце сдался властям. Кто-то из моряков остался за границей. Многие возвращались, но были пойманы и осуждены. Матюшенко через какое-то время вернулся в Одессу (по некоторым данным - в качестве шпиона), тоже был схвачен и повешен.
***
Вариант развития событий и судьба героев:
В своем дневнике Николай II назвал известие о восстании «Потёмкина» «ошеломляющим». «Офицеров крепко наказать, с мятежниками-матросами расправиться беспощадно», - так гласил царский приказ. Против «Потёмкина» были мобилизованы почти все наличные силы Черноморского флота.
«Только бы пришла эскадра...» Что бы ни делалось на корабле, какие бы вопросы ни обсуждались, всё кончалось этими словами.
Матросы открыто демонстрировали «Потёмкину» своё сочувствие. Но у самого порога восстания они не знали как начать. У них не было руководителя, и была упущена неповторимая возможность победы. А очередное промедление на «Потёмкине» позволило удрать адмиралам, спасавшим свои корабли от угрозы революции.
В это время матросы «Георгия Победоносца» радостно приветствовали красный флаг на «Потёмкине». Они ждали, что сейчас остановятся и другие броненосцы и восстание станет всеобщим. Но пока «Георгий» семафорил «Потёмкину», эскадра скрылась за горизонтом. С ней исчезла и надежда на присоединение всего флота.
целиком
Участники восстания
***
ЭЙЗЕНШТЕЙН - ЧЕЛОВЕК И БРОНЕНОСЕЦ
РГ: Фильм "Броненосец "Потемкин" - черно-белый, немой, с вручную нарисованным красным флагом, - вот уже сколько лет не покидает список лучших лент всех времен. Почему?
Клейман: По законам, признанным автором над самим собой, эта картина является совершенством. Она совсем не о революции. Протест там возникает не от голода, и дело не в гнилом борще, а в унижении человеческого достоинства. И если такой протест власть начинает давить силой, то последствием может стать бунт. Вот о чем фильм! И Одесская лестница в нем - как "Герника" Пикассо: своеобразная "формула массовых трагедий" ХХ века. Это факт: после очередного освобождения какой-то страны от диктатуры - в Африке, Португалии, Латинской Америке или послевоенной Японии, - на экраны выпускают "Потемкина". Потому что это фильм о том, что надо прекратить насилие.
РГ: И он облечен в завораживающе экспрессивную форму.
Клейман: Это не брехтовское отчуждение, где дается интеллектуальная оценка, а приобщение - вполне в традициях русской фресковой живописи, где разворачиваются панорамы жития. Здесь тоже история великомучеников, и мир в душе и на небесах наступает, когда произносится ключевое слово: "Братья". Эта картина не противоречит ни одной этической или религиозной системе, хотя в ней и есть антиклерикальный мотив - в ситуации, когда корабельный священник на юте благословляет убийство бунтовщиков. Но "лев взревевший" - цитата из Библии: взревевшие камни - образ пророческий. Он говорит, что нельзя строить гнездо на крови и насилии - иначе оно будет развеяно. Так что в этом фильме нет никаких противоречий традиционным представлениям о нравственности и гуманизме.
Диалог двух умниц - Валерия Кичина и Наума Клеймана стоит читать целиком! ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/3006/nashenasledie2008.11/0_1e89a_ee0d4892_L.jpg)
Сергей Эйзенштейн умер от инфаркта в ночь с 10 на 11 февраля 1948 в Москве. "Рядом с ним лежал гаечный ключ, которым он стучал по батарее, чтобы снизу пришли соседи."На столе с разложенными книгами лежала страница последней рукописи. Он писал очередное исследование. Одна строка на листке изломана и перешла в запись: "Здесь случилась сердечная спазма. Вот ее след в почерке." Внизу страницы написаны слова: "Мать - Родина". На месте, где была последняя квартира Эйзенштейна, где когда-то цвели вишневые сады, где снимали бой Александра Невского с немцами, где снимались Н. Охлопков, Н. Черкасов - теперь дорога: дом сломан."
отсюда