Москва. Казанский вокзал.

Jun 16, 2016 00:40

babs71 Москва. Казанский вокзал.
Одно из самых интересных зданий Москвы - Казанский вокзал. Я уже давно собирался сделать о нем пост, но все ленился. Однако после того, как в последнюю поездку мне в руки попал альбом с роскошной подборкой материалов по этому вокзалу, я решил, что хватит лениться. Итак, Казанский вокзал:


Первый вокзал на этой дороге (тогда он именовался Рязанским) был построен в 1863-м году по проекту питерского архитектора Р. И. Кузьмина (именно он являлся автором снесенной Греческой церкви, на месте которой сейчас стоит БКЗ "Октябрьский"):


Постепенно вокзал устарел и 30 апреля 1911 года акционеры Общества Московско-Казанской железной дороги приняли решение о строительстве нового вокзала.


Был объявлен архитектурный конкурс под девизом "Ворота на Восток".


Вокзал должен был символизировать связь европейской России и Азии, сочетая разные стили.


Одним из самых заметных участников конкурса был Ф. О. Шехтель (автор Ярославского вокзала):




Однако победителем конкурса стал А. В. Щусев.


Не исключено, что в его победе был и элемент подковерной борьбы.


Дело в том, что большую роль в победе Щусева сыграл председатель правления железной дороги Н. К. фон Мекк. Его родственник был секретарем великой княгини Елизаветы Федоровны, для которой Щусев построил Покровский собор Марфо-Мариинской обители.


Щусев возглавил мастерскую, которая и стала вести проектирование и строительство.


Техническая мастерская постройки Казанского вокзала в Москве:



Фасад со стороны Каланчевской площади. Вариант. 1912 г.:



Фасад со стороны Рязанского проезда и Рязанской улицы. Вариант. 1912 г.:



Перспектива. 1913:



Перспектива. Вариант. 1913:



Фасад со стороны Каланчевской площади. Вариант:



Перспектива со стороны Каланчевской площади. 1914:


Строительство здания началось в 1913-м году.

О том, как оно шло, мы можем судить по этим фотографиям:

















Этапы строительства запечатлены не только в фотографиях, но и в рисунках и гравюрах:
А. В. Щусев. Строительство Казанского вокзала в Москве. 1919.:



Н.Я. Тамонькин. Строительство башни и теплого перрона. 1915:





Особенно интересной оказалась серия гравюр, выполненная В. Д. Фалилеевым в 1916-1917 годах:
"Теплый перрон". 1916:



"Башня". 1916:



"На лесах". 1916:



"Красная стена". 1917:



"Леса". 1917:



"Под сводами". 1917:


Строительство планировалось завершить к 1 сентября 1916 года.


Однако, планы нарушила Первая Мировая война.




Тем не менее, к зиме 1916/1917 года здание вокзала было подведено под крышу.




Из-за революции, Гражданской войны и последовавшей за ней разрухи строительство резко затормозилось.




В результате, завершилось оно только в 1926 году.


При этом проект был реализован далеко не полностью. Не был построен дебаркадер:
Проект перекрытия платформ. 1914:


Не построили выходившие на Рязанский проезд башню прибытия и Царский дворик:
Фасад по Рязанскому проезду. Вариант. 1914:



Фасад по Рязанскому проезду. Вариант:



Фасад башни прибытия. 1914-1916:



Н. Я Тамонькин. Башня прибытия. Эскиз



Н. Я. Тамонькин. Башня прибытия. Деталь.



Вид на башню прибытия из Царского дворика. Эскиз. 1915-1916:



Фасад царского павильона. Вариант. Эскиз. 1915-1916



Перспектива Царского дворика. Вариант. 1915-1916:



Перспектива Царского дворика. Вариант. Эскиз. 1915-1916:



Восточную часть здания по первоначальному проекту должны были занять магазины:
Магазин Общества потребителей Московско-Казанской железной дороги:



Фасады и перспектива зданий по Каланчевской площади от котельной до магазинов:



Вместо них было построено здание ДК Железнодорожников:



Внутреннюю отделку вокзала завершили только после Великой Отечественной, в 1948-м году:
Е. Е. Лансере. Интерьер башни с панно "Ленин произносит речь". Эскиз. 1939:



Е. Е. Лансере. Панно "Ленин произносит речь". Эскиз. 1930-е:



Е. Е. Лансере. Панно "Победа". Эскиз. 1945:







Зал ожидания I и II класса. Разрез. 1914-1916:



Зал ожидания. Развертка стен. 1924:



Интерьер залов северного крыла:



Интерьер. Эскиз:



Пассажирский тоннель, лестницы и переходы. Эскизы. 1919:







Н. Я. Тамонькин. Развертка стены. 1950:








Главная доминанта комплекса - башня со шпилем, который венчает дракон Зилант - символ Казани.
А. В. Щусев. Перспектива главной башни. Вариант. 1913



А. В. Щусев. Перспектива главной башни, часовой башни и багажного зала. Вариант. 1913



А. В. Щусев. Фрагмент фасада главной башни:











Интересно, что никакой функциональной нагрузки она не несет.
А. В. Шусев. Башня с входом в зал ожидания. Разрез. 1922:




Даже часы находятся не на башне вокзала, а рядом с ней:


Интересно, что циферблат со знаками зодиака многие первоначально сочли моветоном.
А. В. Щусев. Часы со знаками зодиака.


Интересная особенность Казанского вокзала - теплый перрон, огромный зал, перпендикулярный платформам:
А. В. Щусев. Интерьер  теплого перрона. Предварительные эскизы:





А. В. Щусев. Интерьер  теплого перрона.



А. В. Щусев. Детали интерьера теплого перрона.



А. В. Щусев. Выполнил Н. Я. Тамонькин. Теплый перрон. Планы, разрезы, развертки стен. 1920:








К теплому перрону примыкает зал вокзального ресторана.
Интерьер ресторана. 1915.:



Развертка свода ресторана. Эскиз:



Окно ресторана. Эскизы:




Е. Е. Лансере. Роспись центрального плафона ресторана. Эскиз. 1916:



Е. Е. Лансере. Росписи свода ресторана. Эскиз. 1932:



Н. Я. Тамонькин. Интерьер ресторана. 1949-1950:










Напоследок еще один нереализованный проект. В 1918-м году Щусев предлагал построить новый Центральный вокзал на месте Московского и Ярославского вокзалов (свой собственный вокзал он при этом, разумеется, сохраняет):


___________________________

ещё одна публикация про ресторан Казанского вокзала ранее



интерьер ресторана, 50-е, рис Никифора Яковлевича Тамонькина (1881-1951) из книги "Каменное узорочье Москвы"
ещё его рисунки, уже храмов Москвы, - 1947 год, Москва приходит в себя после войны..
в сентябре, на праздновании 800-летия, её уже было не узнать
P.S.
приезжающие в Питер на выходные, обратите внимание!!
В субботу, 18 июня состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").

20-е годы, храмы, начало ХХ века, 40-е годы, Российская империя, Старая Москва, ж/д, архитектура, карты/чертежи/планы/макеты, СССР, графика, интерьеры, 1910-е, 50-е

Previous post Next post
Up