amarok_man:
Кому война, а кома мать родная...Документы НКВД Шёл второй год войны, а в тылу было и вот такое хищение и воровство:
"1942 год. Справка областного прокурора по делу о масштабных хищениях в Маслопроме"
Документ подписан прокурором Актюбинской области Куттумуратовым, имеет гриф «совершенно секретно», адресован секретарю обкома Инночкину. Даты нет, имеется резолюция Инночкина и им поставлена дата 6 января 1943 года. Справка имеет заголовок «По делу управляющего Актюбинского треста «Маслопром Леванова и других».
Резолюция Иночкина в адрес секретаря обкома по промышленности Маленкина - подготовить этот вопрос на бюро обкома с предварительным и детальным обследованием деятельности Маслопрома. Так же им дано указание облпрокурору Куттумуратову - детальней провести расследование и результат доложить бюро ОК.
Облпрокурор сообщает, что Леванов, работая управляющим Актюбинского треста Маслопром, занимался злоупотреблением служебным положением, также хищением и разбазариванием сливочного масла, именно:1. В апреле 1942 года при приеме сливочного масла кладовщиком Бойченко от бывшего мастера маслотопки Кумок передача производилась по весу брутто, а впоследствии тара не взвешивалось, таким образом за масло м атериально никто не отвечал, что дало полную возможность его расхищать, вследствие чего по Актюбинской базе Маслопрома на 1 сентября 1942 года выявилась недостача сливочного масла 7200 килограммов.
2.Леванов выписал и подписал наряд на Темирский завод Маслопрома об отпуске для завода 620 литров молока, командировав туда главного бухгалтера треста Маслопром Польского, который вместо молока получил 29 кг. масла и пытался разделить его между Левановым, Кислером и собой, но масло было изъято милицией на квартире Польского.
3.Таким же образом было совершено хищение 28 кг. масла с Алгинского завода Маслопром.
4.На протяжении апреля-декабря 1942 года Левановым разбазарено с экспортного склада Маслопрома 350 кг. сливочного масла, которое раздавалось по запискам Леванова и зав. базой Перепелкина разным лицам. Недостача покрывалась за счет нарядов Гормолзавода, выписанных Облторготделом.
5.Из разбазаренных 350 кг масла 50 кг. по указанию Леванова было покрыто за счет невыбранного фонда жедезнодорожного буфета, от имени которого ст. бухгалтер Маслопрома Смолин внес деньги деньги в банк на счет Маслопрома и оформил фиктивные накладные.
Кроме этого, из-за преступной деятельности Леванова у кладовщика у кладовщика базы Маслопром Разюпина произошла недостача 548 кг. сливочного масла при перевозке из Байганинского района в Актюбинск. Несмотря на то, что кладовщик категорически возражал отгружать масло в маслотопку до окончательного от него приема и перевеса, Леванов дал распоряжение загружать масло в маслотопку, в результате чего следствию не представилось возможным установить конкретных виновников хищения 548 кг. масла.
Также в результате преступного руководства со стороны Леванова на заводах Маслопрома происходили систематические хищения в районах Степном, Хобдинском, Темирском, Челкарском и других. Дела районными прокуратурами закончены и находятся в судах.
По делу Леванова арестованы и привлекаются кроме него самого еще три должностных лица.
Прокурор сообщает, что следствие не окончено, так как имеется еще целый ряд злоупотреблений и хищений, которые связаны с выездом в районы Актюбинской области (для расследования).
Суть понятна: в тресте Маслопром и, судя по всему, практически во всех его подразделениях в Актюбинске и в районах, целые группы работников во главе с управляющим и главным бухгалтером треста воровали систематически и продолжительное время.
Как видно из содержания документа, - это продолжалось практически весь 1942 год. А такого рода хищения обычно не вскрываются в полном объеме.
Война шла уже полтора года, и какую ценность имело в то тяжелейшее и голодное для большинства время сливочное масло, нам и представить трудно.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №12, арх. дело №32
источник * * *
1942 год. Разъяснение прокурора Актюбинска по факту непривлечения за дезертирство
Прокурор города Сидоренко письмом от 19 февраля 1942 года в адрес Актюбинского обкома партии разъясняет ситуацию с непривлечением к уголовной ответственности за дезертирство Гавриленко Михаила Ивановича.
Он был исключен из партии за дезертирство Азовским райкомом партии Ростовской области, уволен с работы уполномоченного наркомата заготовок с отдачей под суд. Материал на Гавриленко оказался в прокуратуре г.Актюбинска, поскольку он был эвакуирован сюда и работал на время рассмотрения вопроса в штате Уполномоченного наркомата заготовок.
Как сообщается в документе, проведенной проверкой установлено, что Гавриленко 1896 года рождения, имел справку Азовского райисполкома от 20.10.41г. об эвакуации в глубь страны. По прибытии в Актюбинск встал на воинский учет, врачебной комиссией признан негодным к службе ввиду болезни.
Следовательно, сообщает прокурор Актюбинска, при наличии справки об эвакуации и то, что Гавриленко встал по прибытию на учет, вопрос о его привлечении к уголовной ответственности задержан. А в Азовский райисполком отправлен запрос, действительно ли ими выдана справка.
Интерес обкома партии, скорее всего, был вызван тем, что Гавриленко был исключен из партии, но к суду не привлечен. То есть вопрос завис, и бюро обкома должно было рассмотреть его персональное дело о партийности и либо утвердить исключение или отменить решение Азовского райкома.
Документы из государственного архива
Актюбинской области
Фонд №13, опись №11, арх. дело №23
источник