2009 год, после VI Международнго фестиваля патриотического кино "Волоколамский рубеж".
известия: Ирина Константиновна, чем для вас интересен этот фестиваль?
ирина скобцева: В жизни каждого человека существует нечто дорогое и любимое, к чему относишься с трепетом. К Волоколамской земле у меня особые чувства. В 1962-1963 годах здесь снимались эпизоды "Войны и мира", и я прожила самое счастливое время своей творческой жизни - вместе с семьей, с Сергеем Федоровичем. Мы жили в селе Теряево. В те годы еще были видны следы войны... Потом я приезжала в Иосифо-Волоцкий монастырь, к митрополиту Питириму. И вчера я там села возле иконы Божьей Матери. Икона нетрадиционного письма, но есть в ней какой-то особый свет и взгляд, который направлен только на тебя и излучает внутреннюю тишину. Она мне сейчас нужна. И народ на этой земле живет светлый и добрый. Поэтому когда шесть лет назад мне предложили стать президентом фестиваля патриотического кино, да еще названного именем Сергея Федоровича Бондарчука, конечно, я согласилась.
и: Какие эпизоды из "Войны и мира" здесь снимались?
скобцева: Московские. Возле Иосифо-Волоцкого монастыря была выстроена декорация, и местные жители участвовали в массовых сценах, играли москвичей, бегущих от пожара. Недавно подошла ко мне местная учительница и показала альбом, в котором собраны фотографии участников тех съемок. Она тогда была маленькой и снималась вместе со своей мамой. Увидела я и наше объявление: собираем массовку, съемочный день - три рубля.
и: "Война и мир" поражает не только масштабом, но и деталями.
скобцева: А вы знаете, что многие из них - подлинные? Например, в фильме есть сцена, где император в Кремле подходит к окну и смотрит на площадь. А там устанавливают его статую, которую он привез с собой. Так вот, эту скульптуру Сергей Федорович нашел в кремлевских подвалах. Неучтенную.
фото Stan Wayman
и: Как это?
скобцева: Комендант Кремля разрешил Сергею Федоровичу пройтись по историческим подвалам. В одном из них он увидел какой-то ящик. Комендант сдвинул дощечку, показался белый нос. Когда разобрали упаковку, оказалось - Наполеон. Никто об этой скульптуре не знал. А Сергей Федорович, словно археолог, почувствовал или что-то свыше подсказало... Вот так подлинная статуя 1812 года попала к нам в фильм.
и: У вас абсолютно аристократическая внешность и манеры. Даже княгиня Мещерская в Париже признала вас за свою.
скобцева: Откуда вы знаете? Да, в Париже была очень красивая премьера "Войны и мира". Собрался весь свет. Передо мной сидели Мария Каллас и один из потомков Романовых. Было очень интересно за ним наблюдать: прямая спина, прямая шея, сидел не шелохнувшись. И только во время эпизода охоты сделал едва заметный жест, чтобы смахнуть слезу. А во время перерыва подошла ко мне княгиня - я была в очень красивом платье от Кардена - и спросила с незабываемым прононсом: "Вы тоже титулованная?" Я ей так робко: "Нет, я артистка...".
и: Вы не интересовались своей родословной?
скобцева: Я больше интересовалась корнями Сергея Федоровича. Мои мама и бабушка были рядом, и я всё время думала, что еще успею. Но я знаю, что бабушка из рода купцов Корзинкиных. Они были меценатами, собирали древнерусскую живопись. Наверное, и во мне сработали эти гены, поэтому я пошла учиться на искусствоведческий. Студенткой много занималась иконописью..
.
и: ...А дипломную работу защищали по творчеству Валентина Серова. И вдруг - Школа-студия МХАТ.
скобцева: Я всегда любила театр. Учась в университете, играла в самодеятельности. В итоге меня приняли сразу на третий курс. А вот в кино студентам Школы-студии сниматься не разрешалось. Была известная история со студентом Владимиром Дружниковым: его пригласили на главную роль в экранизации "Без вины виноватых". Он согласился, и его отчислили. Поэтому все усердно учились. Я, например, до диплома даже не знала, где этот "Мосфильм" находится.
и: Сергей Бондарчук любил рисовать. Это под вашим влиянием?
скобцева: Нет, он самоучка, но рисовал всё время. О том, что Сергей Федорович, мой будущий партнер по "Отелло", хорошо знает живопись, я убедилась в первой поездке в экспедицию. Мы вечером как встали в поезде у окна, так только под утро и разошлись. Всю ночь проговорили. А писал Сергей Федорович иконы. У нас дома есть его работа, повторяющая икону, которой венчали Бориса Годунова на царство. Есть еще икона Христа с бездонными глазами... Сергей Федорович был разносторонним человеком. У меня день рождения 22 августа. А где в экспедиции можно что-то найти для подарка? Так он из березового полена вырезал Льва Николаевича Толстого и подарил. Правда, классик получился похожим на Герасимова.
и: Говорят, вы хорошо разбираетесь в разных мужских делах - электропроводке, сантехнике...
скобцева: Всё преувеличено. Конечно, я старалась освободить Сергея Федоровича от бытовых проблем, но серьезными навыками не обладаю. Лампочку вкрутить могу. Хотя быт и дети были на мне. Сергей Федорович как-то записал: "Я не видел, как росли мои дети, я не смог похоронить маму и отца, потому что я все время снимал, снимал и снимал".
фото Stan Wayman. 25 сентября - день рождения Сергея Фёдоровича и юбилей, ему исполнилось бы 95 лет.
и: О раскадровках "Войны и мира" сегодня слагают легенды.
скобцева: Вот об Александре Сокурове писали, что он первым всё снимал одним планом - в Эрмитаже (фильм "Русский ковчег". - "Известия"). А я вспоминаю съемки первого бала Наташи. Он весь снят одним планом. У оператора были роликовые коньки. Он кружился вместе с танцующими, поднимался и спускался на операторском кране, а Сергей Федорович, одетый Пьером, успевал перед камерой то веером взмахнуть, то красным платком. Конечно, у него были ассистенты, которые следили за расположением мизансцен. И накладок никаких не было. Так что это вовсе не легенды, а колоссальный труд. Каждое движение, каждый кадр сначала рисовался, а потом воплощался на съемочной площадке. Это не означает, что не было актерских импровизаций, но Сергей Федорович без точного плана не смог бы работать. Представьте себе: в каждом из четырех томов романа четыре времени года. Поэтому весной снимали все весенние сцены, зимой - зимние и так далее. Достаточно представить объем эпопеи, чтобы понять, с каким напряжением шла работа, с каким объемом информации должен справляться режиссер. Но самая большая беда подстерегала нас с советской кинопленкой "Свема", которая имела 22 вида брака - то неровный полив эмульсии, то перфораций не хватало, то соринка. И когда под технический брак попадали сложнопостановочные сцены, я видела такое отчаяние Сергея Федоровича...
и: И что вы делали в подобные минуты?
скобцева: А что бы вы сделали?
и: Я бы испугалась за жизнь любимого человека...
скобцева: Вот и я пугалась, и волновалась, и утешала. Когда у него была клиническая смерть, я умирала вместе с ним. Мне иногда говорят, что снималась я не так много, как должна была. Но мне было так интересно с Сергеем Федоровичем! Когда он работал над сценарием "Войны и мира", то проигрывал все мужские роли, а я - женские. Мы слушали друг друга, говорили о романе. И это мне так дорого, что не хотелось ничего другого.
и: В "Войне и мире" он был Пьером Безуховым, а вы - Элен, и отношения этой пары ничуть не напоминали ваши...
скобцева: Во время съемок реальный мир исчезает абсолютно. Переход в другую эпоху, а там уже не было ни Сережи, ни Ирины. Роль Элен мне не нравилась, я долго сопротивлялась. Мне нужен был какой-то манок. И только когда придумали крик Элен, я поняла, что смогу сыграть характер.
и: С премьерой "Войны и мира" вы проехали много стран. В чем выходили на красную дорожку?
скобцева: В платье от Кардена. Оно было сшито из золотой парчи с набивными цветами, а силуэтом напоминало русский сарафан.
и: В вашей творческой биографии много драматических ролей, но ведь вы еще обладаете комическим талантом.
скобцева: Комедию я люблю. Данелия даже говорил, что я его талисман. У меня есть одна любимая роль - очень смешная. В фильме Александра Столпера "Неповторимая весна" я играла генеральшу - молоденькую, кудрявенькую, хорошенькую Клавдию Новожилову. "Кто по специальности твой муж? Археолог? Ты счастливая жена. Чем дальше будешь стареть, тем больший интерес он будет проявлять к тебе..."
и: Вы собрали книгу воспоминаний о Сергее Федоровиче. Будете продолжать издательскую деятельность? Например, молодым режиссерам было бы очень полезно изучить те же альбомы с раскадровками - с вашими комментариями.
скобцева: Когда ушел Сергей Федорович, я сразу написала три главы, но больше не смогла. Теперь, когда прошло уже 15 лет, думаю, что надо продолжить. Хотя сейчас пишут по-другому, используют компьютер. Я-то по старинке, от руки. Сегодня мне кажется, что нужно облегчить текст. Я иногда листаю книги, которые читают мои внуки. Там уже всё другое.
и: Но у вас ведь умные и творческие внуки.
скобцева: Сережа, сын Феди, учится в киношколе, в Лос-Анджелесе. Костя Крюков, сын Алены, окончил Юридическую академию, много снимается.
и: Почему Сергея Федоровича Бондарчука-младшего не отправили во ВГИК?
скобцева: Хотелось показать, что существуют другая жизнь и другие отношения. Там не важно, чей он сын или внук. Он учится самостоятельно постигать мир, профессию, решать свои проблемы. Повзрослев, Сережа стал похож на Пьера Безухова, такой же добрый мальчик.
и: Фамилия не всегда помогает в период становления?
скобцева: Да, Алене и Феде было очень тяжело. А Алена еще такая бескомпромиссная. Люди-то у нас "добрые", любят в спину шипеть. Мои дети выстояли, потому что примером для них были жизнь и творчество отца. Федор такой же трудоголик. Он вечно полон идей.
и: Вы много лет вместе с Сергеем Федоровичем вели во ВГИКе актерскую мастерскую. С бывшими своими студентами общаетесь?
скобцева: Да, постоянно. Очень горжусь Валей Ганевым, ведущим сегодня драматическим артистом Болгарии. С нежностью вспоминаю красавицу литовку Гражину Байкштите и серьезную финку Улу Рейненкайне. Недавно звонила Наташа Андрейченко. Дочка родила ей внучку. Радовалась и в шутку переживала, что уже стала бабушкой. У каждого теперь своя жизнь, кто-то даже профессию поменял. К сожалению, они попали в лихолетье, многие не пережили свою невостребованность.
и: Вам нравится новое поколение актеров?
скобцева: Сейчас, говорят, опять есть приток во ВГИК. Но наша профессия только кажется легкой. Одну роль, то есть самого себя, может сыграть каждый человек. Но существует Профессия, и она требует определенного таланта. Не может музыкант быть без слуха, а оперный певец - без голоса. К сожалению, сейчас в нашей профессии главенствуют мода и штампы. И лишь единицы актеров и актрис можно назвать истинными звездами..
источник .
Министр культуры СССР Е. А. Фурцева, Н. Н. Рыбников, С. Ф. Бондарчук, В. В. Тихонов, Н. В. Мордюкова, А. Д. Ларионова, И. К. Скобцева и другие на загородной даче во время встречи руководителей партии и правительства с деятелями культуры и искусства.
Июль, 1960, РГАКФД