Старая Русса Ф. М. Достоевского

Jan 21, 2015 17:27


kirill_moiseev: Старая Русса Ф. М. Достоевского

1) Рассказ об однодневном визите в Старую Руссу Новгородской области я начну, пожалуй, с дома-музея Ф. М. Достоевского, в котором он прожил несколько из последних лет жизни и работал над романами "Братья Карамазовы" и "Бесы", ставшими вершиной его творческой деятельности.

Название поста "Старая Русса Ф. Достоевского" в чём-то созвучно школьным темам сочинений, зато для курса литературы будет неплохое погружение в атмосферу города, получившим в романе "Братья Карамазовы" названием Скотопригоньевск.

О своих впечатлениях о городе я ещё напишу в последующих частях о городе, поэтому начну с такой посылки, что город имеет значение международного уровня по линии познавательного туризма, дело только в "перерождении города".
От железнодорожного вокзала до дома-музея я шёл 3 км, постоянно сворачивая вправо-влево в различные переулочки и закоулки, пытаясь найти дополнительный исторический фон города.





2) В 1872 году семья Достоевских по совету друзей отправилась на лето в Старую Руссу, где и поселились в доме священника Румянцева. в 1873 году семейная чета сняла двухэтажный деревянный дом на набережной реки Перерытицы, принадлежащему отставному полковнику А. Гриббе. После смерти хозяина, писатель выкупает дом у наследников подполковника, который стал его первой недвижимой собственностью, до этого он всей семьёй жил на съёмных квартирах (среди которых известна мемориальная мемориальная квартира писателя в Петербурге на Кузнечном переулке, дом 5).

Дом в Старой Руссе стал семейным гнездом, где Фёдор Михайлович получил желаемое уединение и тишину вдали от крупных тогдашних городов, где он работал над романом "Бесы" и "Братья Карамазовы".

Впоследствии, писатель в 1878 году выехал в Петербург, где он жил вплоть до его смерти в 1881 году.




3) теперь, дорогие мои читатели, настало время совершить такую своеобразную фотопрогулку по его дому, ставшему в 1909 году государственным музеем, пережив ВОВ, оставшись среди немногих зданий в городе, переживавших 2 мировую войну.

Дом был сохранён, отреставрирован к 1961 году силами местных жителей, писателя, сотрудника Института Литературы АН СССР, Владислава Глинки, и помощи Г. И. Смирнова в 1971 году, к 150-летнему юбилею момента рождения Фёдора Михайловича, была открыта экспозиция, ставшей основной музея.




4) на первом этаже располагаются служебные помещения, а на втором как-раз и проживала вся семья в 6 комнатах, где была восстановлена обстановка, окружавшая Достоевских, представлено много подлинных вещей на момент 60-70-х гг. XIX века.
Очень понравилось, что на набережной вдоль улицы Достоевского близ его дома сохранился цельный участок дореволюционной мостовой кладки. Жаль, была зима, и мощёнка не очень хорошо видна. Для меня это первый случай, где я имел возможность пройтись по старой мостовой, не считая Выборгской брусчатки и Петербургской улицы Репина с сохранившимся мощением центральной улицы.

Это копия портрета писателя, выполненная кистью участника Товарищества Передвижных Художественных выставок Валентина Перова (оригинал находится в Третьяковской галерее, автора копии - Нина Нератова). Художник уловил на портрете минуту творчества Достоевского. "Такое выражение я много раз примечала в лице Фёдора Михайловича, когда, бывало, войдёшь к нему, заметишь, что он как бы в себя смотрит, и уйдёшь, ничего не сказав"- вспоминала супруга писателя А. Г. Достоевская.




5) Теперь давайте пройдёмся по помещениям этого дома и погрузимся в атмосферу островка старого дореволюционного провинциального российского "ландшафта".

Это передняя. Во времена Достоевских передней называли прихожую. Здесь представлена типологическая обстановка, так жили во 2 половине XIX века дворянские семьи среднего достатка, вся мебель датирована этим же временем.




6) Во времена Великой Отечественной Войны погибло большинство вещей Достоевского. Но сохранились несколько подлинных вещей, среди которых: лайковая перчатка, ковровая скатерть и газеты того времени, которые выписывал писатель.




7)



8)



9) В этой комнате Достоевские принимали гостей. На стенах гостиной фотографические портреты хозяев и их детей: Любы, Феди и маленького Алёши, родившегося в этом доме и скончавшегося в 3 года от роду в Петербурге".

В этом помещении и устраивались семейные вечера.




10) Кабинет писателя.

Интерьер этой комнаты восстановлен по фотографии, сделанной Анной Григорьевной после смерти Ф. М. Достоевского, эта комната всегда была открыта для посетителей, даже когда она вынуждена была сдавать дом постояльцам.

В этом кабинете писатель работал долгие ночные часы. Обычно он в 22.00 садился за работу, когда домочадцы ложились спать, и писал до 4-5 часов утра.




11) Здесь создавались две части романа "Подросток" и "Пушкинская речь" из "Дневников писателя", большая часть "Братьев Карамазовых", основанной во многом на реалиях старорусской действительности.

В кабинете два рабочих места: стол Фёдора Михайловича и шкаф-бюро, за которым Анна Григорьевна ежедневно стенографировала под диктовку мужа то, что было написано в ночные часы.

Над ночным столом Достоевского-фото его близких: супруги, дети и его родители.

На стенах кабинета, копии с любимых картин Рафаэля, Тициана, Гольбейна, портреты Пушкина, творчеством которого Достоевский восхищался, ощущал глубинную связь героев, связанных их воображением, с персонажами его произведений.




12) Столовая.

Здесь проходили семейные трапезы. На столе, накрытым на 6 человек, настоящий столовый сервиз из фарфора и столовое серебро, которым пользовались домочадцы. Обычно за приёмом пищи собиралась вся семья: Фёдор Михайлович и Анна Григорьевна, Люба, Федя, няня Прохоровна. Часто обедал кто-нибудь из гостей. Трапеза проходила неспешно, старались не обсуждать то, что находилось выше понимания детей. Отец часто расспрашивал об их впечатлениях от проведённого дня.

По вечерам в столовой проходили семейные чтения Державина, Пушкина. Настольным книгами детей были "История Государства Российского" Карамзина и Евангелие.

Иногда здесь устраивали домашние спектакли. К примеру, в одном из вечеров 1879 года дети разыгрывали басни Крылова.




13) Раскрытый рояль напоминает, что в семье любили музыку. Любимыми авторами Ф.М.Достоевского были Бетховен и Глинка.




14) Комната Анны Григорьевны.

В своей спальне супруга писателя расшифровывала свои стенограммы, чтобы потом принести их на правку мужу, а затем отправить в издательство, также она вела переписку с издателями, кредиторами, так она стремилась освободить время мужа для его занятия творчеством.




15)



16) Детская комната.

На стенах можно увидеть снимки Любы и Феди Достоевских, детей священника Румянцева, бывших частыми гостями этого дома.
Судьбы детей писателя сложились по-разному. Люба занималась публицистикой, написала два романа, сборник рассказов, книгу воспоминаний об отце. Она так и не вышла замуж, детей не имела, много путешествовала, умерла за границей 1926 году.
Фёдор Достоевский стал владельцем конных заводов, которые были национализированы после революции. Сын Фёдора Андрей собирал архивы творчества деда. Сейчас в Петербурге живёт его сын - Дмитрий Андреевич Достоевский (правнук писателя).




17) Прообраз дома, в котором жила героиня романа "Братья Карамазовы" Катерина Ивановна Верховцева на улице Карла Маркса.




18) А это дом старорусской мещанки Агриппины Ивановны Меньшовой, ставшей прототипом Грушеньки Светловой в романе "Братья Карамазовы" на Речном переулке почти напротив дома Ф. М. Достоевского.

Спросил смотрителя музея, почему дом в таком состоянии с заколоченными окнами. она сказала, что из-за тяжбы на землю и права владения строением дом в таком состоянии, ибо никто жить не может пока в нём, пока не определится постоянный владелец.




19) Георгиевская церковь 1410 года, бывшая приходским храмом семьи писателя в 500 м от его дома. О храме будет подробнее рассказано в последующей части о Старой Руссе.




20) Медный памятник Ф. М. Достоевскому (2001г.), изготовленный московским скульптором Вячеславом Клыковым. Установлен в сквере улиц Сварога и Красных командиров.




Вот примерно такое наследие Ф. Достоевского, связанного с этим городом, названным в романе "Братья Карамазовы" Скотопридоньевск. В следующей части мы познакомимся с храмами Старой Руссы.

Новгород Великий и Новгородская область, памятник, музей, храмы, 19 век, фоторепортаж, интерьеры, деревянная архитектура

Previous post Next post
Up