впервые опубликована в журнале «Русская мысль», в № 12 за 1896 год.
Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра.
Постановка Е. П. Карпова. Роли исполняли: Сорин - В. Н. Давыдов, Нина Заречная - В. Ф. Комиссаржевская, Тригорин - Н. Ф. Сазонов, Шамраев - К. А. Варламов, Полина Андреевна - А. И. Абаринова.
Премьера состоялась 17 октября.
1896 - Таганрогский городской театр.
1896 - Театр Н. Н. Соловцова (Киев).
1896 - труппа драматических артистов (Ярославль; также в 1900 году).
1898, Премьера состоялась 17 декабря - Московский Художественно-общедоступный театр, постановка К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Роли исполняли: Аркадина - О. Л. Книппер-Чехова, Треплев - В. Э. Мейерхольд, Сорин - В. В. Лужский, Нина - М. Л. Роксанова, Шамраев - А. Р. Артём, Полина Андреевна - Е. М. Раевская, Маша - М. П. Лилина, Тригорин - К. С. Станиславский, Дорн - А. Л. Вишневский, Медведенко - И. А. Тихомиров, Яков - Андреев). Спектакль был возобновлен в 1905 году (Нина - М. П. Лилина, Маша - М. Г. Савицкая).
1901 - драматическая труппа во главе с В. Ф. Комиссаржевской и Далматовым (Нина - Комиссаржевская). 1902 - Александринский театр 1905 - Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской (Петербург; Нина - Комиссаржевская, Тригорин - Бравич). 1944 - Московский Камерный театр. Концерт-спектакль. Алиса Коонен- Аркадина, Тригорин - Борис Терентьев, Треплев - Виктор Ганшин.
А. Г. КООНЕН - О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВОЙ (Датируется по репетициям «Чайки» в Камерном театре) Июль (до 15-го) 1944 г. Москва Дорогая, любимая Ольга Леонардовна. Очень жалею, что не могу прийти с Александром Яковлевичем к Вам - у меня сегодня вечером репетиция (А. Г. Коонен готовила роль Нины Заречной. Генеральная репетиция состоялась в день 40-летия смерти А. П. Чехова - 15 июля 1944 г. Режиссер спектакля - А. Я. Таиров). Очень прошу Вас, моя родная, благословить меня, как когда-то в давние годы, на этот раз - на «Чайку». Работаем с большим трепетом, вспоминаю свои детские годы в Художественном театре и нежно вспоминаю Вас, дорогая, когда, помните, я, девчонкой, сидела на корточках у диванчика в Вашей уборной и, затаив дыханье, слушала Ваши чудесные рассказы об Антоне Павловиче. Целую Вас с неизменной любовью и очень прошу прийти посмотреть нашу работу. Ваша Алиса
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник писала: Есть одно свойство у Чехова, которое дает нам право считать его великим писателем. Мы читаем его всегда по-новому, и в его рассказах, перечитываемых из года в год, всегда находим для себя что-то новое, что-то, чего мы раньше не заметили и до чего мы «доросли». Мне недавно, например, пришлось пережить такую минуту с «Чайкой». В первую постановку «Чайки», да и в последующие ее постановки на русской сцене, установилась традиция играть Нину в последнем акте в состоянии такой истерики, такого почти безумия, что у зрителя не оставалось ни минуты сомнения в ее близкой и неизбежной гибели - в пруду, под поездом, но непременно гибели. И вот недавно я слышала монолог «Чайки» в исполнении А. Коонен в Камерном театре, «в сукнах» - и вдруг поняла, что Нина не погибнет, не может погибнуть.
1954 - Театр им. Евг. Вахтангова. Тригорин - А. Л. Абрикосов, Нина Заречная - Г. А. Пашкова 1954 - Театр им. К. С. Станиславского 1954 - Таганрогский драматический театр имени А. П. Чехова. Театр им. Ленинского комсомола. аркадина - С. Гиацинтова. 1960 - МХАТ. Режиссёры В. Станицын, И. Раевский; художник Шифрин.
1966 - Театр им. Ленинского комсомола (Москва). Постановка А. Эфроса; художники В. Лалевич, Н. Сосунов. Нина - Ольга Яковлева, Аркадина - Елена Фадеева. Треплев - В. Смирнитский, В. Гафт, Тригорин - Всеволод Лврионов, Александр Ширвиндт, Маша - Антонина Дмитриева. Записи репетиций спектакля были впервые недавно опубликованы. В 1962 году Анатолий Васильевич собирался снимать фильм, сохранился сценарий.
1968 - МХАТ. Режиссёр Б. Н. Ливанов; художник Э. Г. Стенберг. В ролях: Аркадина - А. Степанова, Тригорин - Л. Губанов, Треплев - О. Стриженов, Нина Заречная - С. Коркошко, Маша - И. Мирошниченко, Сорин - С. Колчицкий, Дорн - В. Давыдов 1970 - «Современник». Режиссёр О. Н. Ефремов.
В 1919 году Федор Комиссаржевский (1882-1954) эмигрировал в Англию. Он поставил "Князя Игоря" в оперном театре Ковент-Гарден, а также "Ревизора", "У врат царства" Гамсуна, "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло в драматических театрах Лондона. Английская сцена поразила его своей оторванностью от европейских театральных исканий. Комиссаржевский старался приобщить английскую публику к экспериментам мировой, в первую очередь русской, режиссуры - впрочем, делал он это с осторожностью, считаясь с традиционным британским консерватизмом.
В 1925 году антрепренер Филипп Риджуэй пригласил Комиссаржевского поставить в маленьком театре Барнз, наскоро переделанном из кинотеатра, цикл чеховских пьес - "Иванова" (1925), "Дядю Ваню", "Три сестры" и "Вишневый сад" (1926). В 1936 году в тетареНью Ф. Комиссаржевский поставил "Чайку". Аркадина - Эдит Эванс, Тригорин - Джог Гилгуд.
Чтобы подготовить лондонскую публику к восприятию непривычного драматурга, "Комис", как называли его английские актеры, устроил публичную беседу с Риджуэем о пьесах Чехова. В противоположность уже установившемуся в Англии взгляду на Чехова как мрачного пессимиста (спектакль Фэгена известной мере исключением). Комиссаржевский говорил о чеховском мужестве и чеховском юморе. Первым спектаклем "Комиса" в Барнз стал "Иванов" с Р. Фаркерсоном в главной роли. В спектакле Комиссаржевского Иванов был фигурой высокой трагедии. Он застреливался потому, что должен был казнить себя за измену идеалам юности. Спектакль строился на резком стилистическом контрасте: трагическому прочтению главной роли противостояли эксцентрические краски, которыми режиссер рисовал толпу мещан.
Критиков поразило оформление "Иванова", созданное самим режиссером, они писали о том, сколь красноречивыми могут быть на сцене обыденные вещи: "Это русские комнаты, какие они на самом деле. Они дышат русской атмосферой, говорят о том, почему живущие в них люди неудачливы. Несмотря на удобную мебель, они неуютны, вещи в них брошены как попало, в них запах несчастья, лени, рухнувших, некогда возвышенных надежд",- писал Дж. Грейн. <..> Постановки Комиссаржевского в Барнз оказали огромное влияние развития английской режиссуры. Однако Чехов в 20 годы оставался в стенах "малых театров", посещавшихся преимущественно интеллигенцией. Достоянием широкой английской публики русского драматурга стали в следующее десятилетие.
На рубеже 20-х 30-х годов в развитии английской театральной культуры происходят явственные перемены. Годы мирового экономического кризиса открыли перед Великобританией новые трагические проблемы, привели к обострению социальной борьбы, политической активизации общества. Время требовало новой режиссуры. Однако ни Майкл Сен-Дени, ни Тайрон Гатри, ни даже Федор Комиссаржевский, не были способны поставить английское режиссерское искусство на уровень театральной идей современности. Перемены в английском театре совершались прежде всего в сфере искусства актера и преимущественно на материале классики - Шекспира и Чехова.
В течение последних двадцати лет самым могучим магнитом для молодых писателей многих стран был Чехов... Великая победа Чехова заключается в том, что он сумел сделать спокойствие волнующим, как волнует прерия или пустыня всякого, кто впервые встречается с ними. Как он этого добился - это его секрет, прямо говоря, не всем доступный.
Джон Голсуорси. 1928.
You can watch this video on www.livejournal.com
Премьера фильма состоялась 23 декабря 1968 года в Нью-Йорке.center