antikdesign:
История Гурьевского сервизаВ магазине Императорского фарфорового завода (Бывший ЛФЗ) увидела вот такие красивейшие тарелки по умопомрачительной цене.
Как оказалось, это реплики знаменитого Гурьевского сервиза
Вот его история
В период царствования Александра I (1801-1825) ИФЗ управлял доверенное лицо императора граф Д. Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.
Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а являлся отражением национальных тем и сюжетов в искусстве. Отечественная война 1812 г. послужила рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени, особенно прославленных полководцев.
«Гурьевский» сервиз был заказан управляющим графом Гурьевым для Александра I, выполнен под руководством модельмейстера, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова (1809-1816 ). Существует предположение, что общая разработка «Гурьевского» сервиза принадлежала выдающемуся архитектору Жану Тома де Томону. «Гурьевский» сервиз прославлял русский народ и Россию. В Петергофском дворце он «был употребляем по комнатам приезжающих сюда принцев», к «Гурьевскому» сервизу постоянно выполнялись доделки. Всего к «Гурьевскому» сервизу было сделано 4500 предметов, на декорирование было использовано несколько килограммов золота.
Сначала сервиз был назван "Русским", и во всех российских архивных документах до 1824 года включительно он записан именно под этим "говорящим" названием. Свое же второе имя - "Гурьевский", под которым этот комплект посуды хорошо известен во всем мире, он получил позднее.
Сервиз был заказан Главным Дворцовым Управлением для Зимнего Дворца. На всех предметах набора изображены сцены из жизни русского общества. На чашки, супницы, тарелки, вазы и т.д. мастера нанесли виды Петербурга с картин и гравюр величайших российских и иностранных художников, а также иллюстрации из книг "Народы России" и "Петербургские сцены и типы". Что касается отдельных сцен из жизни крестьян, которыми украшен ряд фарфоровых предметов, то они были "позаимствованы" с рисунков Венецианова.
Больше всего в сервизе тарелок - с темно-вишневыми бортами и золотым орнаментом, индивидуальным для каждого диаметра и типа. В центре предметной сервизной композиции - десертные вазы со скульптурными подножьями в виде фигур крестьян и крестьянок. Девушки в национальных красочных костюмах изображены и на самих вазах.
Особенностью Гурьевского фарфорового сервиза, или как его еще называли- набора, является полное отсутствие в нем чайников. И это не удивительно! В те времена в России чайниками практически не пользовались, а чай гостям подавали уже разлитым по чашкам.
В 1848 году сервиз был передан в Петергоф, на хранение. Там и по сей день находится его основная часть. Однако, отдельные предметы знаменитого посудного набора можно встретить во многих музеях России и мира. Есть гурьевские тарелки и в частных коллекциях. А иногда предметы сервиза "всплывают" на антикварных аукционах, и уходят, что называется, "с молотка" по баснословным ценам! Так, в 2008 году на торгах в Финляндии были выставлены две тарелки со стартовой ценой в 30 тысяч евро каждая.