К 100-летию Великого Мастера Владислава Микоши
открылась фотовыставка в «Фотоцентре» на Гоголевском.
В ней две экспозиции: «Арктика», посвящённая 75-летию спасения Челюскинцев и «Героический Севастополь» - к 65 летию освобождения города.
Характер - это судьба. Если бы легендарный конооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, из него бы получился прекрасный летчик, хирург, моряк. В любой области, в какую бы он ни окунулся со всем жаром внутреннего огня, своей веры в то, что он делает, он бы добился успеха.
Владислав Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком - как отец.
На операторский факультет государственного техникума кино (через год - ВГИК) в 1929 году поступил чудом: на экзамены не принёс фотографий, обязательных для допуска к экзаменам. К тому времени фотоаппарата он не держал в руках и снимать не умел. И тем не менее - поступил - оказался среди восьми процентов принятых (из ста, допущенных к экзаменам). Фотографией в институте занимался с увлечением, истово. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора Совкинохроники (тоже чудо!) снимал профессионально для газет и журналов. Работу оператора совмещал с фотографией. Так возникла фото-серия «На спасении челюскинцев». Как оператор с того самого 1931 года, когда он стал им, снимал много и по всей стране - от Севастополя до Владивостока, и оставил на пленке такие значимые события, как разрушение Храма Христа Спасителя (1931-1932 гг.), Первая Олимпиада РКК (1933 г.), спасение челюскинцев (1934 г.). И на кинопленке, и в фотографии.
В 1936 году, увлекшись фотографией всерьез, Микоша принял предложение газеты «Известия» и, уйдя из кино, стал ее штатным фотокорреспондентом. Снимал и для других газет и журналов, для ТАСС, для Интуриста, для кого только не снимал…
Цветом в советской фотографии начал заниматься одним из первых.
Война вернула его в семью конооператоров. Но и здесь Микоша был не только оператором и фотокорреспондентом, но и блистательным публицистом, репортажи которого печатались в главной газете Советского Союза - в «Правде», спецкором которой он был всю войну.
Он снимал обору Одессы, Севастополя, Кавказа, Северный и Атлантический конвои, бомбёжку Лондона, гибель Керченского десанта, освобождение Кавказа и Крыма, Румынии, Болгарии и Польши, бои в Померании и Восточной Пруссии, форсирование Одера, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури»…
Война занимала одно из главных мест в его творчестве, но трудно перечислить все что снято им после войны: восстановление Варшавы, Сталинграда, Днепрогеса; провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина с Мао Цзэдуном и Хрущева с Кеннеди; съемки Неру, Сукарно, Эйзенхауэра, Насера, Тито, Гагарина. Бидструпа, Клиберна, Нуриева, Улановой …
На фото после войны снимал в основном для журналов «Огонёк», «Советский Союз», «Вокруг света»…
В его кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства. Документальность трансфомируется с годами в художественность - это неоспоримый факт.
Выставки Микоши «Арктика» и «Героический Севастополь» (более 200 фото), вместили в себя лишь малую толику обширного фотоархива Владислава Микоши. Наша выставка - лишь начало «открытия» данного автора в новом, экспозиционном рассмотрении его творческого пути.
Не стремившийся при жизни ни выставлять свои работы, ни позиционировать себя как мастера фотографии, - сегодня он словно бы проживает новую жизнь, возвращаясь к нам как признанный классик советской фотографии.
Выставку проводят Объединение «Фотоцентр» Союза журналистов и Московский Дом фотографии при содействии Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов г.Москвы, Ассоциации полярников.
http://www.museum.ru/N38209 _________________________________________
… Первый раз я увидел вдали сияющий, как солнце, золотой купол - задолго до появления Москвы, куда я ехал на поезде сдавать экзамен в ГТК.
- Храм Христа Спасителя! - сказала пожилая женщина, стоявшая рядом у окна, и перекрестилась.
Храм доминировал над городом и вместе с Иваном Великим создавал главный силуэт Москвы. Потом, в дни летних каникул, мы часто проводили время под его притягательной сенью.
Это было любимое место прогулок, встреч и свиданий москвичей. При съемках фильма об испытании Бухгольца мне удалось через поплавок амфибии снять с воздуха, далеко внизу на берегу Москва-реки храм Христа.
Сейчас я держу этот снимок в руках и не могу поверить, что на его месте - лужа. Снова и снова, глядя на снимок, возвращаюсь почти 60 лет назад.
В конце лета мены вызвал Виктор Соломонович Иосилевич.
- Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу! Только будет лучше, если об этом меньше болтать! Понял? Есть указание свыше! - и он поднял выше головы указательный палец. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал: - Есть указание - снести храм Христа! Будешь снимать.
Мне показалось, что он сам не верит в это «указание». Я, сам не знаю почему, вдруг задал ему вопрос:
- А что, Исакий в Ленинграде тоже будут сносить?
Читать дальше _______________________________
Адрес: Гоголевский бульвар, 8, (проезд: ст.метро «Кропоткинская»)
Выставка будет работать по 15 ноября 2009 г., ежедневно,
кроме понедельника, с 11.00 до 19.00
«Фотоцентр»(495) 690-6996