При торжественной закладке памятника в его основание вложена вызолоченная доска с надписью:
"В лето от Рождества Бога Слова 1893-е, Мая в 14 день, при державе Благочестивейшего Самодержавного Великого государя нашего, Императора Александра Александровича всея Руси, при Супруге Его Благоверной Государыне Императрице Марии Федоровне, при Наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Николае Александровиче и при Великом Князе Сергии Александровиче, Генерале-губернаторе Московском, заложен сей памятник почившему в Бозе в лето 1881 года, Марта в 1-й день, Великому Государю Нашему, Императору Александру Николаевичу всея России, созидаемый доброхотным иждивением русского народа, в Кремле Московском, по чертежам и под наблюдением художника Павла Жуковского и зодчего Николая Султанова".
Павел Васильевич Жуковский - сын
Василия Андреевича Жуковского и Елизаветы Жуковской (урождённой Рейтерн). Родился в 1845 году во Франкфурте-на-Майне. Годами жил в Италии, Франции, Германии и потому был хорошо знаком со многими западноевропейскими деятелями искусства - например, с немецким композитором Р. Вагнером. Разработал эскизы декораций и костюмов для первой постановки его оперы "Парсифаль" в Байрейтском театре (Италия). Наконец, не имея специального художественного образования, он обладал несомненным талантом к изобразительному искусству и добился успехов во многих его жанрах.
На родине был членом Московского общества любителей художеств, Общества поощрения художеств, Общества художников исторической живописи. Среди его работ получили известность: "Pieta" (1867), "
Богоматерь с телом Спасителя" (1876), "Святое семейство" (1880) (изображена семья Вагнера и сам П. Жуковский в виде Иосифа), "Дафнис и Хлоя" (1889), "Св. Цецилия" (1902); "Женский портрет" (1876), "Портрет Р. Вагнера", "Портрет госпожи К. Вагнер" (оба - 1880), "Портрет генерал-адмирала Ф. М. Апраксина"; "Вид на Везувий с мыса Позилиппо", "Аллея" (1888).
П. В. Жуковский не ограничивался одной живописью: он принимал участие в проектировании памятника Александру II для Московского Кремля (1889-1890) и здания Музея изящных искусств в Москве (1900). За общественную деятельность ему было присвоено звание почетного вольного общника Академии художеств (1869), в 1893 он стал ее действительным членом.
Именно ему Василий Андреевич
посвятил свой перевод Нового Завета:
Дарю эту рукопись на новый годъ и въ день рожденія сыну моему Павлу, которому ныне исполнился одинъ годъ. Да будетъ надъ нимъ благодать Господа Бога и нашего Спасителя Iисуса Христа. Аминь
Павел Васильевич сделал все, чтобы сохранить в памяти потомков добрые дела своего отца, его стихотворные и графические архивы.
П. В. Жуковский был членом-учредителем по устройству Русского музея в Петербурге.
В 1903 г. П. В. Жуковский принял участие в 1-й Тульской выставке картин местных художников. В 1910 г. он посетил г. Белев и с. Мишенское, где родился его отец. По его инициативе 1 сентября 1910 г. был открыт
Белевский земский научно-образовательный и художественный музей. Этому музею он подарил 33 картины, ранее хранившиеся в Русском музее в Петербурге. После его смерти в 1912 г. имя П. В. Жуковского было присвоено Белевскому музею. За три года существования число экспонатов составило 5656 экземпляров. Была создана небольшая музейная библиотека. После Великой Октябрьской революции музей продолжал расширяться, получив название краеведческий. Актом от 10 ноября 1929 года экспертами Главнауки он был признан одним из лучших среди районных музеев. В октябре 1941 года здание музея сгорело, экспонаты частично погибли, частично были расхищены. Только 28 марта 1960 года исполнительный комитет Белевского районного Совета депутатов трудящихся постановил: «Открыть в Белеве с 1 мая 1960 года краеведческий музей». В год открытия его посетило 575 человек. Из года в год посещаемость музея возрастала и в 1965 году составила 9600 человек. Значительный вклад в пополнение музейной коллекции внесла Надежда Петровна Ходасевич (Леже) - ученица, а затем друг и жена французского художника Фернана Леже, которая некоторое время жила и училась в гимназии города Белева Тульской губернии (1914-1918 гг.).В 1968 году Н.П.Леже из Франции отправила в дар Белевскому музею более ста копий с лучших произведений мастеров мирового искусства, выполненных по её личному заказу. Сейчас музей занимает 2 этажа купеческого особняка конца 19 века. Имеет отделы: «Природа», «История», «Художественный». Основной фонд музея составляет более 18 тысяч единиц хранения. Из года в год фонд пополняется новыми предметами и коллекциями.
Умер в 1912 в Веймаре.
отсюдаотсюдаотсюда