Лучшие художники, модельеры, хореографы и танцоры, объединенные одним делом. Так создавался знаменитый "Русский балет" Сергея Дягилева, покоривший Европу в начале прошлого века. В этом году отмечается столетие легендарной труппы, и в честь юбилея в Москве пройдет выставка уникальных вещей, связанных с историей дягилевских сезонов.
Костюмы, расписанные Матиссом, афиши и декорации, созданные Пикассо, Бакстом, Бенуа - большинство из этих экспонатов привезены в Россию впервые.
Дягилевская труппа даже спустя сто лет не перестает удивлять. Вот - костюм к одному из спектаклей, талия - просто фантастическая, самый маленький - детский манекен - для этого платья и то великоват: застежки не сходятся. Эти костюмы, фотографии, макеты декораций десятилетиями собирали музеи и частные коллекционеры. Что-то хранилось в Москве, большая часть - в Монако и Великобритании. Выставку собирали буквально по экспонату. Вот, например, пуанты Тамары Корсавиной, в которых она танцевала в "Карнавале". Сохранились они просто чудом - бывший владелец, не разобравшись, хотел выбросить их на помойку. А вот - платье из "Песни соловья". Это сейчас к нему прикасаются только в перчатках и хранят на шелковых подушках. А до этого оно несколько десятилетий пролежало на сыром чердаке.
Ольга Юдина-Мазур, коллекционер: "Их многие покупали для того, чтобы носить. Например, известная английская актриса Ванесса Редгрейв купила очень много костюмов по дизайну Рериха к балету "Весна священная". Она в них ходила, насколько известно. Но потом уже к владельцам приходит осознание того, что это важные вещи и они чаще всего заканчивают свой путь в музеях".
А вот этого в России вообще не видел еще никто. Макеты декораций к балетам Дягилева из запасников Нового национального музея Монако достали только этим летом. О некоторых отечественные историки только что-то слышали - не более.
Лидия Иовлева: "Это была уже послереволюционная жизнь дягилевской антрепризы, что мы о ней знали вообще ничего. И только сейчас мы узнаем. И все, что делалось тогда - осталось за рубежом".
Этот экспонат тогда тоже остался за границей. Занавес к балету "Голубой экспресс", нарисованный Пикассо, в России вообще никогда не был. Так что сегодня у него - премьера.
Лидия Иовлева: "Это пожалуй, самая масштабная вещь здесь, самая оригинальная - это вот этот занавес Пикассо. Есть огромная серия акварелей и гуашей, там вот эти, как мы говорили, танцующие менады. Они не воспроизводят точно то, что происходило на сцене, потому что это такие, я бы даже сказала, пикассовские пропорции, олицетворяющие начало его классического периода, возвращения к классике".
На этой выставке, как и в "русских сезонах" Дягилева в начале прошлого века культуры и имена смешались в неповторимый коктейль - ни на какой другой выставке не встретишь сразу работы двух десятков гениев - художников, модельеров, хореографов, танцоров начала прошлого века, работавших вместе.
Репортаж Александра Лукьяненко.