17 ноября 1898 года в городе Ташкент родился Лев Александрович Шварц, будущий любимый советский композитор, прекрасный мелодист.
скупые энциклопедические сведения гуляют из одной статьи в другую:
В 1927 году окончил Московскую консерваторию по классу К.Н. Игумнова (фортепиано), композицией занимался у
Г.Л. Катуара.
В 1927-1930 годах преподавал фортепиано в музыкальном техникуме им. Гнесиных.
В 1931-1933 годах был концертмейстером Всесоюзного радиокомитета, выступал как пианист.
Автор инструментальных и вокальных произведений, детских песен, музыки к более чем тридцати художественным и мультипликационным фильмам, экранизациям произведений советских писателей.
Экспериментировал с необычной тембральной окраской звучания при помощи «рисованного звука» и других технических методов). Работал с А.Л.Птушко, Н.П.Ходатаевым, С.Я.Мокиль, Марком Донским и другими режиссёрами. Входил в Худсовет «Союзмультфильма».
им написаны:
оперы - детская опера Джаннат (1942, пост. 1944, детский коллектив Дворца пионеров, на сцене Т-ра им. Мукими, Ташкент), Чудесный поток (1947, Оперная студия при Ленингр. консерватории);
кантата для хора с орк. - За синим морем (сл. А. С. Малышко, 1954);
для орк. - симфония (1942), Романтическая сюита (1948);
концерты для инструментов с орк. - для фп. (1934), для скр. (1941); марш для дух. орк. Узбекистан (1943); камерно-инстр. ансамбли - Вариации для струн. квартета (1939),
Восточные сюиты для квартета деревянных дух. инструментов - на узб. темы (1932), на туркм. и тадж. темы (1932), Вечер в туркменской степи (1933), на турецкие темы (с удар. инструментами, 1934);
песни для хора с фп. - За лучших из лучших (сл. С. Б. Болотина, 1938), Песни Победы (сл. С. Б. Болотина и Т. С. Сикорской, 1938);
для голоса с орк. - цикл песен на сл. А. Гидаша (1933), Песни американских рабочих (1954, с эстр. орк.);
для голоса с фп. - 6 колыбельных песен (сл. Т. В. Чурилина, 1936), 6 стихотворений А. С. Пушкина (1937), романсы на сл. М. Ю. Лермонтова (в т. ч. Парус, 1938), Негритянские песни протеста (1947), Песни борьбы (1953);
музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Мещанин во дворянстве" Мольера (1954, Центр. детский т-р);
музыка к кинофильмам и мультфильмам:
1934
Вор1935
Карьера Фиалкина.
1935
Новый Гулливер1935 Хижина старого Лувена
1936 Девушка с Камчатки.
Песня из кинофильма. Слова А. Гатова. Исполняет Владимир Захаров.1936
Чудесница1937
Сказка о рыбаке и рыбке.
1937 Лиса и Волк. Первый советский цветной мультфильм.
http://www.youtube.com/watch?v=A0nWoImzwTU1938
Болотные солдаты1938
В людях1938
Детство Горького1939
Мои университеты1939
Золотой ключик1940
Бабы1940
Любимая девушка1940 Максим Горький (документальный)
1940
Тимур и его команда1941
Приказ выполнен. Боевой киносборник №41941
Волшебное зерно1941
Романтики1942
Как закалялась сталь1942
Юный Фриц (короткометражный)
1943
Радуга1944
Телефон (анимационный)
1945
Слон и верёвочка1945
Непокорённые1946
Каменный цветок1947
Робинзон Крузо1947
Сельская учительница1948
Суд чести1949
Алитет уходит в горы1953
Васса Железнова (фильм-спектакль)1954
Аттестат зрелости1954
Анна на шее1955
Княжна Мери1955
Мать1955
Судьба барабанщика1957
Дорогой ценой1957
Екатерина Воронина1958
Дружок1958
Над Тиссой1959
Сомбреро1959
Фома Гордеев1960
Конец старой Берёзовки1960
Операция "Кобра"1961
Друг мой, Колька!1962
Павлуха Весенний марш.
Ансамбль п/у Пятигорского, 1948 год Краснофлотская. Слова Я. Сашина 1938г.
Исполняют: А.Волнов, В.Лапин, 1938г.Шла девица по лесочку Szła dzieweczka do laseczka. Польская народная песня (обр. Л.Шварц - С.Болотин и Т.Сикорская).
Исполняют Людмила Исаева и Леонид Невероввот эти ленты Вы вряд ли видели:
Click to view
Click to view
Click to view
из воспоминаний о Шварце
Юрий Хазанов:
Невысокого роста, седой, с приятным лицом, живой и остроумный, он мне сразу понравился. Лев Александрович был к тому времени уже довольно известен, его музыка к кинофильму "Новый Гулливер" даже заслужила похвалу Чарли Чаплина, о чем мне почти сразу было сообщено. Шварц заинтересовался американскими песнями и взялся за обработку народных мелодий, которые были, как я позднее узнал, почти все в стиле "кантри"<...>
Вспоминаю, как Лев Александрович Шварц, раскладывая на своем столе очередные записи народных песен, взывающих к обработке, говорил с улыбкой:
- А знаете, Юра, как начинался музыкальный фольклор? Сидят себе на завалинке древние люди из гущи народа. Сидят, молчат. Вдруг один из них, кто посмелее, заявляет: "Братцы, что это мы зря сидим? Давайте чего-нибудь отчебучим, а? Народное, для фольклора то есть. Чтобы потом они... эти, как их... композиторы... обработали..." И пошло-поехало... Кстати, если серьезно, то опера "Борис Годунов" просто пронизана русским фольклорным духом. Однако ни одной прямой цитаты из него там нет. Такое уметь надо! Недаром Дебюсси, который жил в России и был музыкальным гувернером в доме баронессы фон Мекк, называл себя впоследствии учеником Мусоргского, а Равель сделал партитуру его "Картинок с выставки...".
Музыка... Вы спрашиваете, что такое музыка? В чем ее отличие, например, от обыкновенного шума? Хороший вопрос. Научный... Если, скажем, сесть задницей на клавиатуру рояля, то это что? Шум? Грохот? Музыкальная абракадабра? А вот и нет. Любой авангардист скажет вам, что это кластер, и произведенные чьей-то задницей звуки определит как музыкальную пьесу под названием "На рынке", "В толпе" или еще как-нибудь. В общем, интуитивное творчество...
Что такое "интуитивное творчество"? Тоже неплохой вопрос. Это когда скрипач берет кларнет, кларнетист - виолончель, виолончелист - трубу, а трубач садится за рояль в то время, как пианист хватает скрипку. И потом все играют без всяких нот, по "интуиции"... Я понятно объясняю? Но, конечно, все немножко сложнее...
Между прочим, Юра, модернист модернисту рознь. Их тоже голыми руками не возьмешь: среди них и великий Скрябин, и Прокофьев, и Шостакович. Никогда они не тушевались перед консерваторами и еще в начале века пустили шутку про старомодного, с их точки зрения, директора Петербургской консерватории композитора Глазунова: "Глазу нов, а уху стар". Однако "рутинер" Глазунов, напрочь не признавая модернистских веяний в искусстве, подписал Сергею Прокофьеву диплом с отличием и подарил именной рояль... Были тогда благородные люди и среди композиторов...
Так все же, что такое музыка, Юра? Музыка - это такой вид искусства, который... которое... Ну, я вижу, вы поняли...
Да, музыка непростая штука. И, главное, ее понимают и о ней судят абсолютно все. И короли, и члены ЦК. После премьеры "Волшебной флейты" король пригласил Моцарта к себе в ложу и сказал: "Нам понравилась ваша опера, но не много ли в ней нот?" На что Моцарт ответил: "Ровно столько, сколько их существует, ваше величество. Всего семь"...
...Кстати, о Рихарде Вагнере. Великий композитор. Отец современного оркестра. Всесторонний человек - кроме опер писал книги, статьи. Одна из них, "Еврейство в музыке", стяжала ему славу антисемита, такую громкую, что его возлюбили вожди третьего рейха. Но ходили упорные слухи, что его подлинным отцом был некто Людвиг Гейер, дрезденский певец и по совместительству еврей. Между прочим, про Гитлера тоже говорили такое. Уж не болезненный ли это комплекс?
Вагнера однажды спросили, как он относится у музыке Джакомо Мейербера (чье настоящее имя Якоб Либман Бер). Он ответил, что "его музыка не лишена теплоты, но это теплота навозной кучи". Представляете, Юра, что мог бы он наговорить о наших композиторах - Кручинине (Кацмане), Белом (Вейсе), Терентьеве (Глузберге)?.. А также о тех, кто без всяких псевдонимов - Блантер, Дунаевский, Кац, Фельцман?.. И ваш покойный слуга Шварц?..
...Немного о цифрах. До революции за всю историю российской музыки можно было насчитать не более двадцати композиторов. Но какую музыку они писали! Сейчас их в сто раз больше...
Никогда не догадаетесь, мой друг, чем можно определить значимость нашего композитора? Яйцами!
В середине войны я увидел в Союзе композиторов на доске объявлений список на получение яиц. Он выглядел так:
Народный артист СССР А. Хачатурян - 100 яиц
Народный артист РСФСР Д. Шостакович - 80 яиц
Заслуженный артист РСФСР Н. Будашкин - 50 яиц
Заканчивался список композитором М. Мееровичем - 2 яйца.
Не чужды композиторы поэзии. И Бог не обделил их юмором. Ну разве не хороши такие строки, сочиненные композитором Игорем Бэлзой:
Прослушав этот опус Каца,
Я стал морально опускаться.
На что Сигизмунд Кац незамедлительно ответил:
Музыку Бэлза
Слушать нэлзя.
А такая эпиграмма, в которой обыгрываются имена бессменного председателя Союза композиторов Тихона Хренникова, его жены Клары Вакс, а также Роберта Шумана, чью жену звали Клара Вик:
С карьерой тот простится вмиг,
Кто скажет необдуманно,
Что Кларе Вакс до Клары Вик,
Как Тихону до Шумана.
О развитии национальной музыки в советских республиках ходит немало шуток. Одна из них - по поводу киргизской оперы "Алтын Кыз", которую ее автору "помогли" написать московские композиторы Власов и Фере:
Два арапа и киргиз
Сочинили "Алтын Кыз".
Существует мнение, что литератором быть опасней - его можно запросто обвинить в отклонении от принципов социалистического реализма со всеми вытекающими отсюда последствиями. А как у нас, у композиторов?.. Однако сначала, что оно такое - социалистический реализм? Кто-то умный и пожелавший остаться неизвестным сказал: это умение восхвалять наших вождей в доступной для них литературной форме... Но ведь у музыки тоже есть форма. Вот послушайте, что не так давно говорили о нас и о ней на высоких собраниях и писали в газетах.
"...Смакование банального, пошлого, ничтожного, следуя примеру западных мастеров... Грубейший физиологический натурализм и болезненная преувеличенность... Его музыкальное мышление оказалось более действенным для выражения зловещих образов фашизма, чем для воплощения положительных образцов нашей современности... Космополитизм музыкального языка..."
Это о ком, догадываетесь?.. О Шостаковиче, а также о Прокофьеве. Досталось и Хачатуряну, Мясковскому, Книпперу... Где досталось? На I Всесоюзном съезде композиторов. От кого? От нового секретаря союза Хренникова и других стражей порядка. За что? Если еще не поняли, объясняю: за отступление от принципов соцреализма в музыке. А что оно такое - "соц. реализм"? Тут начинается сказка про белого бычка, или, если угодно, про кол, на котором мочало...
Да, Юра, от этих церберов (считайте, что я выругался) не ждите, что они, несмотря на различие взглядов и вкусов, подарят вам рояль, как Глазунов Прокофьеву. Скорее, с голоду уморят. Лишат всякой возможности печатать и исполнять ваши произведения... Если не хуже...
Ну, да ладно, что мы все о грустном? Хотите еще парочку хохм? Вот, к слову сказать, о том, кто из композиторов лучше: "Хоча турян или лучше Чем берджи, но Шо с такович?.." (По-моему, великолепная лексическая шутка, у которой, как у многих великих изречений, невпроворот авторов.)
И еще одна (детям до 16 зажмурить глаза). Исполняется на мотив известного в свое время матлота (матросского танца):
Или рыбку съесть,
Или на х... сесть;
Или на х... сесть,
Или рыбку съесть...
Все бы ели бы, да пили бы,
Да срали бы, да спали бы,
Да больше бы не делали бы ни х...!
(Приписывается, страшно сказать, блестящему пианисту и педагогу Якову Флиеру.)
Конец дивертисмента.
* * *Супруга композитора - Александра Гавриловна Снежко-Блоцкая -
режиссёр всех наших любимых мультфильмов. Снежко-Блоцкая и ее коллеги считали себя счастливым поколением, создавшим искусство высокого стиля, подарившим детям и взрослым великую магию гуманной русской мультипликации. (
отсюда и
здесь подробно и очень интересно)
Сын Льва Александровича -
Александр Львович Шварц - художник, дочь - Сюзанна Львовна (по мужу
Богданова) - биохимик -
написала воспоминания о своих родителях.