женщины на Руси

Oct 12, 2013 08:52

tatyana_phoenix 7 экзотических женских ремесел на Руси



Русские женщины всегда славились как мастерицы и затейницы. Оказия ходить по полыхающим избам и кидаться на коней представлялась нашим праматерям не так уж часто. Но и в «мирное» время они находили себе необычные, а подчас и экстремальные занятия.

Плакальщицы: свадьба и похороны
Провожая домашних в последний путь, родственники должны были голосить как следует. Иначе бы их заподозрили, как минимум, в равнодушии к покойному. Мастерицы художественного рыдания своим талантом и всех настраивали на нужную трагическую волну. Во многих деревнях они не только создавали настроение, но и диктовали отлетевшей душе, как и куда двигаться, чтобы обрести блаженство.

Профессионалки ценились не только за способность стенать часами, но и за умение складывать свои причеты конкретно для каждого случая. Приглашали их не только на похороны, но даже и на свадьбы. Ведь невесте на крестьянской свадьбе полагалось быть зареванной и скорбной, а далеко не каждой девице удавалось так расстроиться. И вот только завопит плакальщица: «Ой, да ж прости-прощай, родимая донюшка…» - так, глядишь, слезы сами собой наворачиваются, а значит, все приличия соблюдены.


Горшечницы: каждому - свое
Когда люди еще слыхом не слыхивали об обществе потребления, главенствовал простой закон: каждый все делает для себя. В те времена гончарное ремесло было целиком в женских руках. Красотой и функциональностью эти изделия не отличались. Обычно это были миски, сделанные простым незатейливым способом. В глиняном коме выдавливалось отверстие приблизительно посередине или каталась меж ладоней длинная колбаска и укладывалась спиралью. Зато креатив, ручная работа и авторский стиль! У каждой хозяйки миски были свои - попробуй укради. Добавляли мастерицы в глину различные примеси - и белый речной песок, и камешки, а кому посчастливилось найти - и мелкий жемчуг. «Пекли» рукодельницы и другие вещи: глиняные бусы, игрушки для малышей, свистульки.

Пастильщицы: Сладкие женщины
«Требуются крепкие девки на пастилу» - вполне могли запросить производители воздушного лакомства. Набирали барышень сильных, и выносливых. Две девушки без остановки взбивали двое суток однородную массу из кислой антоновки. Затем крестьянки раскладывали пасту ровным слоем для подсыхания и несколько суток ждали пока застынет яблочное пюре. И только потом аккуратно нарезали ровными полосками. Зато можно было вволю полакомиться оставшимися обрезками. Так что - с одной стороны вкуснота и сладость, с другой - тяжкий труд. Кстати, супруга Льва Николаевича Толстого, с пониманием относилась к его слабости к пастиле. Она изобрела даже свой особенный рецепт, который среди друзей и гостей дома назывался «пастила Толстых».

Поляницы: чужие или свои?
На нашей земле ходит множество легенд о целых армиях русских женщин, отличающихся безмерной отвагой и даже готовых к потере одной груди. Но ученые историки только насмешливо фыркают: «Сказки и фантазии!». Но найденные древние захоронения девиц в полном воинском снаряжении и с оружием, ненавязчиво намекают, что были-таки богатырки на Руси. Да и слова Никифора, патриарха Константинопольского подтверждают молву. Он упоминает, что при осаде его прекрасного города племенами славян и кочевников, можно было наблюдать женщин в боевых доспехах, сражающихся наравне с мужчинами. Есть, правда, мнение, что поляницы - это не наш «продукт», не отечественный. Дескать, это то ли сарматки, то ли половчанки, а то и вообще - первая западная волна феминисток. Но в основе каждой народной сказки есть фактическая подоплека, а уж слишком много на Руси сказок о барышнях в доспехах.

Наузницы: вязаные лестницы
Нередко упоминаются в мифологии и различные узлы. Нечисть на Руси путала конские гривы и пряжу. А особо проказливые духи могли дальнюю дорогу или даже судьбу в узел завязать. Но и у людей были свои доки по части художественной вязки - наузницы. По поверьям, эти знахарки узкой специализации могли призвать удачу, вылечить от тяжелой болезни, приворожить или даже погубить насмерть. Для сложных случаев знатоки хитросплетений делали обереги «лестнички». В эти длинные шелковые или шерстяные веревки, вплетались весьма экзотические предметы. Это могли быть кости, иглы, крылья летучих мышек, змеиные выползки. Такая магия слыла очень сильной. И не мудрено: найдет противная соперница такое у себя на крыльце - и магии почти не надо! От испуга случится у любого расстройство желудка или икота.

Свахи: бабушки маркетологов
Профессия свахи не уходит корнями в глубокую древность. Раньше браки заключались незатейливо - либо украл, либо купил. А вот при усложнении этого процесса и развитии обрядовости посредник срочно потребовался.
Настоящая «профи» могла сотворить невозможное: уговорить на брак несогласных маму и папу, убедить разборчивую девицу, что именно этот «фрик» - ее судьба. Даже, скрыть потерю невинности невестой до брака могли эти умелицы. Первым человеком, которому дозволялось войти в спальню к новобрачным, была именно сваха. К тому же она должна была знать миллион подходящих примет, говорить сладко и убедительно. Да и все время быть начеку приходилось: родители невесты или жениха то и дело норовили нежданно нагрянуть друг к другу в гости. И тут нужно было их догнать, перегнать и устроить достойный прием.

Повитухи: что они вили?
Если уж женщина приняла в твоей семье ребенка, то привечать ее следовало всю жизнь. А иначе, упорно твердила молва, на том свете придется ей лизать ладони бесконечно долго. В гроб хороших повитух клали в варежках, из уважения к их волшебным рукам. У этих женщин, а мужчин долго не подпускали к роженицам, существовал целый кодекс поведения. Нельзя было отказать в помощи, надо было знать древние молитвы и заговоры, иметь в доме достаток (а то еще заразишь бедностью новорожденного!). Бабка оставалась с новоиспеченной матерью аж 40 дней - помогала купать, лечить и …вить. Именно витьем раньше называлось пеленание.

источник
____________________________

по всей видимости, уважали таким образом повитух у всех славян.
например, у болгар:
«На Бабинден каждая женщина должна полить бабе-повитухе на руки, называя ее мамита или мамийка. По народным поверьям, поливание говорит о том, что баба должна вымыть руки, которые были выпачканы нечистотами при рождении ребенка. И если женщина-мать не проведет этот обряд, притом после первого года рождения ребенка, то, по преданию, на том свете она будет облизывать нечистые руки бабы-повитухи. Женщины как бы наперегонки старались одна перед другой раньше выполнить свой долг, чтоб именно ее ребенок был всегда и везде первым. К этому стремились особенно те женщины, у которых рождались наследники. Они вставали до восхода солнца, брали кусок мыла, новое полотенце, теплую воду, цветы и шли к повитухе.

Возле огня ставили деревянное корыто, баба над ним простирала руки, молодица подавала ей мыло и цветок, затем поливала водой. Женщина желала повитухе долголетия, здоровья и в следующем году снова быть «бабой». И обязательно воду, которой мыли руки, выливали под куст чайной розы, чтоб дети выросли здоровыми и румяными.

Женщины-старожилы, присутствующие на празднике, рассказывали свои истории о том, как их матери и бабушки принимали участие в этом обряде: «Женщины-первородки одаривали бабу бусами из трав и цветов. На что повитуха дарила их детям оберег от сглаза - красно-белую мартеничку со старой монеткой».

По преданию, после обеда все выходили во двор и собирались на хоро. В зависимости от того, сколько в селе акушерок, столько и хоро. После чего бабу-повитуху сажали на подводу и везли на реку купать. Иногда в это действие подключали и мужа бабы-повитухи, который обещал всех, кто выкупает его супругу, угостить вином.

Затем уже вечером женщины собирались у бабы в нарядных убранствах на гулянья. По исконно болгарской традиции на праздник приходили только женщины. Со временем матери стали брать своих детей, а с середины ХХ века, когда акушерским делом стали заниматься и мужчины, всем семейством шли к бабе в гости.»
отсюда

вот, что ещё делали повитухи на Руси



Народное акушерство и педиатрия в Российской империи

детство, русская цивилизация, Маковский, быт, Российская империя, медицина, живопись

Previous post Next post
Up