Щусев. Троицкий собор Почаевской лавры.

Oct 06, 2013 06:17

av_otus Щусев. Троицкий собор Почаевской лавры. Пост № 2

Как говаривали-писывали некогда некоторые авторы, 8 октября великому архитектору Алексею Викторовичу Щусеву исполнилось бы 140 лет :-)
Музей архитектуры, носящий его имя, на предстоящей неделе сей юбилей отмечает. В понедельник состоится конференция. Несмотря на то что я в ней как докладчик не участвую, однако по такому случаю не мог отказать М.Г.Рогозиной в просьбе помочь с красивыми картинками посещенных ОИРУ храмов Щусева на Украине. Вот и пришлось резко обработать летнюю съемку Овруча и Почаева.
Почти 4 года назад у меня уже был пост про этот памятник. Я много слов тогда написал, там их и читайте :-) А красивые картинки - здесь! В этот раз, в отличие от серого дождливого июньского дня 2009 года, свет был чудесный, и, обрабатывая фотографии, я понял, что хотя бы поэтому не могу их не выложить. А еще потому, что Щусев классный. Почаевский собор, как и многие его другие работы, невероятно интересно не просто смотреть, а рассматривать. Что и предлагаю вам сделать.



С 2009 года в лавре кое-что изменилось, в том числе и в облике собора. Кровли стали медными, что хорошо. Однако рядом, у входа в монастырь, выросло новое здание с балюстрадой и глупыми фонариками (они уже тогда "украсили" ведущую к собору лестницу). Плюс нового здания один - с его крыши Троицкий собор хорошо снимается.





Но в целом территория лавры все больше несет печать "новорусского" (или "новоукраинского") благоустройства, Но самое нерадостное, что в северо-западном углу ее территории растет новый собор, здоровенный, многоглавый, в духе некоторых  аляповатых храмов середины XIX века.



Вон он, растет сзади. Будет во всех панорамах.
Да и вся атмосфера в лавре недушевная ни капли. На фотографиях этого не видно, они не про то, они про красоту архитектуры и неба.





Мозаика Н.К.Рериха на южном фасаде. Эксклюзивная щусевская скобянка дверей на месте. А неорусский авторский фонарь (см. прошлый пост) заменили на нечто "без роду - без племени".









Вот эти вещи меня восхищают, никто в неорусском стиле так не больше не делал, даже столь любимый мною Покровский.








Всё-таки для меня остается непонятным, соответствует ли построенный собор проекту по углу ската кровли и высоте барабана? Уж слишком глава "проваливается" с ближних точек.



Вот как бы окончательный вариант проекта, датированный 1908 годом. И здесь собор кажется "головастым", а на деле он воспринимается в основном снизу и выглядит эдаким плоскостным кубом, на горизонтальную поверхность которого поставлен барабан. чтобы понять, что кровля имеет достаточный уклон, надо отойти сильно далеко, а по многим ракурсам это невозможно. Видать, не рассчитал мастер :-)



Это наиболее соответствующий проектному чертежу фотовид.



Вот они, нарочитые и очаровательные щусевские "средневековые" неправильности, от которых он потом, в 1910-е, откажется.



Напомню, мозаичное панно западного фасада выполнено П.Н.Нерадовским по эскизу Щусева. Почему портал такой "пластилиновый"-неразработанный, неясно - он и в проекте такой. Фонарь и здесь заменили, и у северного портала!..















Никто, кроме Щусева, в начале ХХ века не делал таких красивых закладных крестов.








ну чем не перестроенный новгородский храм? :-)







Северный портал. Мозаика выполнена в глубоком ХХ веке, как я понимаю. Никакой информации о ней я не нашел.


Опять щусевская скобянка.


В соборе шла уборка, но он не был закрыт, и народу в нем почти не было, так что удалось поснимать внутри.



Иконостас спроектирован Щусевым. Иконы писали братья Чириковы. Паникадило по рисунку Щусева - дар Николая II. Росписи основного объема - 1970-х гг.
До революции В.С.Щербаков успел расписать лишь притвор и апсиду.











Щербаковские росписи притвора, которые хорошо видны на старом фото. Явно прописаны, хотя иконография сохраанена.





Мало кто видел восточный фасад троицкого собора. чтобы его увидеть, надо выйти за ограду монастыря. Сразу за апсидами начинается склон, и в некоторых ракурсах получается прямо рериховский пейзаж.





Обратите внимание, что апсиды имеют разную высоту и срастаются наверху в одну.



Отсюда барабан кажется широким, как на проектном чертеже.



Колокольню снести (Что я такое пишу?! Но, правда, она тут как бы лишняя... Или щусевский собор лишний? :-) Во всяком случае, лаврские постройки не дружат между собой. Так хотел владыка Антоний Храповицкий.)



А иногда находили такие тучи, которые собору Щусева тоже к лицу.
Всё!

архитектура, музей, храмы, интерьеры, юбилей, иконы/росписи, Малороссия/Украинская ССР/Украина

Previous post Next post
Up