Репортаж из Гомеля. Какой спокойный гармоничный город.

Sep 21, 2013 05:34

crazy_reader: Беларусь, Гомель, август 2013

Гомель оставался последним из областных центров Беларуси, куда не ступала моя нога человека. Теперь пробел заполнен и можно подвести некоторые итоги. С одной стороны, от города не осталось цельного впечатления, как это было с Брестом, Витебском, Гродно, Могилёвом и Минском - не сложился паззл, получился набор из трёх самостоятельных фрагментов: дворцово-парковый ансамбль, набережная Сожа и комплекс центральных улиц (Советская, Кирова, Ленина, плюс ещё несколько более мелких). Поэтому я не могу сказать, что у города есть лицо и ярче всего его представляет то-то и то-то. В этом отношении остался некоторый сумбур. К тому же, к моему великому сожалению, в Гомеле нет пешеходной улицы, которая обычно служит прекрасной приправой к «завтраку туриста». С другой стороны, можно сказать, что город многолик, да и в целом, если резюмировать, то Гомель мне понравился. Наверное, на такое неоднозначное восприятие оказали влияние и ещё два фактора: в то время была сильная жара (объявлен красный уровень опасности) и приехали мы из тихого, неторопливого Турова, а попали во второй по численности населения город Беларуси с его суетой и шумом. И ещё - обстоятельства сложились так, что вместо запланированных на осмотр четырёх дней пришлось ограничиться двумя и полетел в тартарары план осмотра как достопримечательностей, так и обыденной жизни города. Но результатами прерванного туристического акта я всё-таки поделюсь и начну с дворцово-паркового ансамбля



Гомель вырос на месте деревеньки Гомий, которую Екатерина II подарила генерал-фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву (1725-1796) за выдающиеся победы в войне с Турцией. При нём в 1777 году и было начато строительство дворца, который, в итоге, и стал прародителем нынешнего Государственного историко-культурного учреждения "Гомельский дворцово-парковый ансамбль". А иначе, за неимением ансамбля, Гомель имел шансы так и остаться Гомием - одной из деревушек на берегу Сожа. В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856), граф Эриванский, светлейший князь Варшавский. В I половине XIX в. было завершено формирование архитектурно-паркового ансамбля. Дворец, его богатые собрания, редкие коллекции впоследствии и стали основой для создания Художественно-исторического музея, который был официально открыт 7 ноября 1919 года. Это краткая историческая справка. А теперь можно посмотреть и на составляющие ансамбля.
Выше была видна верхняя часть фамильной часовни-усыпальницы князей Паскевичей, которая состоит из двух частей - наземной и подземной. Наземная представлена часовней высотой 18 метров, а подземная усыпальница находится в 32-х метровом туннеле. Во время нашего посещения всё это находилось за строительным забором и попасть в часовню не удалось.

Это фрагменты дворца, который целиком в мой объектив не поместился





Видно, что подходы к дворцу охраняют две небольшие пушечки, однако, при рассмотрении их устройства  вблизи «пушка» внезапно превратилась в тыкву урну. Это подтвердило справедливость двух положений: во-первых, то, что в голове находится хранилище образцов внешних объектов и увиденное сравнивается с хранящимися образцами, в результате чего происходит быстрое распознавание объектов внешнего мира, ну и во-вторых, поскольку такая схема сработала внутри меня, то ещё раз подтвердилось, что я тоже человек. Правда, не военный, что и привело к ошибочному выводу.
А вот пушка настоящая



Это башня дворца, в котором расположена часть экспозиций Художественно-исторического музея - этажа на четыре, подниматься же приходится пешком



В самом дворце интересны экспозиции Художественно-исторического музея. Фотографировать в музее запрещено практически везде, кроме пары мест, в одном из которых я приметил макет той самой церкви XII-го века, разрушенной землетрясением 3 мая 1230 и о которой я уже упоминал в рассказе о Турове



А ещё во дворце проходят разнообразные выставки, на одну из которых нас затянуло любопытство, да и как пройти мимо, ведь выставлялся сам Никас Сафронов. Сотрудницы музея виновато предупреждали, что цены на выставку высокие, но их установили не они, а приезжие. Для информации: цена взрослого билета составляла в то время 70 000 рублей. Хорошо, что белорусских, а в переводе на привычные рубли получалось всего 266. Наверное, есть приверженцы и у Сафронова, я же после просмотра коллекции ещё больше полюбил Шишкина. Ограничусь тремя примерами (с нарушенной цветопередачей). Это Джонни Депп, если кто не узнал



Ну а Майю Плисецкую и Софи Марсо легко опознать и без подсказок





Но гомельский ансамбль на то и ансамбль, что состоит не только из дворца, а включает в себя и парковую зону, занимающую весьма приличную территорию. В то время, когда раскалённое солнце плющило асфальт и опрометчиво выскочивших из тени прохожих, под деревьями было прохладно и тихо.











Для отдыха в жаркий день выделена специальная зона, расположенная на противоположном берегу Сожа. Напомню, что было начало августа, а не середина дождливого сентября.





А это материализация уэллсовских фантазий из «Борьбы миров»



Теперь пора выйти на улицы. К сожалению, не всё из намеченного удалось увидеть. Например, новые районы Гомеля вообще остались за рамками внимания, разве что только те, которые проезжали на пути к центру города. Запомнились симпатичные, аккуратные улицы и, что характерно для Беларуси, непривычные для моего взгляда свободные пространства в городской черте. А мой личный опыт ограничился тремя большими центральными улицами и несколькими мелкими, соединяющие Советскую, Кирова и проспект Ленина. Архитектура этой части города сильно напоминает Ярославль или Нижний Новгород, разве что стены домов не изуродованы пёстрой и безвкусной рекламой, а на перечисленных выше улицах нет нагромождения припаркованных автомобилей: то ли дорожные службы вытеснили их в переулки, то ли такие сознательные гомельчане живут в Гомеле, что сами оставляют машины во дворах или в переулках. Ну и состояние самих домов также не в пользу российских.





















Площадь Ленина и гомельский Ленин в стандартном исполнении





Слева Арт-кафе, в котором три раза обедали - очень неплохо и удобно, поскольку находится совсем рядом с дворцом и не обременено наплывом народа



Ах, казино, казино, казино... Напомню, что в Беларуси игорный бизнес не запрещён



Ещё несколько результатов прогулок













Издалека, в силу описанного выше эффекта «урны и пушки», приписал фигурку Шарлю де Голлю (образец - памятник генералу в Москве у гостиницы Космос), но при ближайшем рассмотрении фигура превратилась в доктора Айболита



Андрей Андреевич Громыко, знаменитый "мистер нет", в 1909 году родился в селе Большие Громыки теперь Гомельской области



Фигурок в таком жанре в Гомеле совсем мало, я даже и не припомню, видел ли что-то ещё



Популярный Интерне-персонаж, будущий котяра



А точку в рассказе о Гомеле я поставлю на вокзале и его ближайшей окрестности





Теперь все областные центры Беларуси посещены и последняя заноза вынута. Можно отдохнуть до следующего года.
.

архитектура, музей, Плисецкая, графика, парки, актёры, Белоруссия

Previous post Next post
Up