Click to view
В понедельник к филиале Института реставрации открылась художественная выставка "От Репина до авангарда".
Экспозиция была задумана и подготовлена Саввой Ямщиковым. О нем и его деятельности на благо отечественной культуры говорили художники-реставраторы, коллекционеры.
У этих картин нет почти ничего общего. Разные жанры, разные авторы. И место, которое эти художники заняли в истории искусства, тоже оценивают по-разному. Здесь представлены и Репин, и Серов, и мастера, которые мало известны широкой публике.
Однако у всех работ есть одна общая черта. Это - золотые крупицы, которые почти никогда ранее не выставлялись. Они хранились в частных коллекциях и ждали своего часа. Еще в начале года эта выставка задумывалась вместе с Саввой Ямщиковым. Однако кончина реставратора отодвинула это событие и превратила его уже в вечер памяти.
"Мы опять присутствуем при действии, основы которого были заложены Саввой. Это лучшая память о нем, это лучшее, что мы можем сделать для него, если он видит и слышит. Мы продолжаем его дело", - говорит Александр Трезвов, директор ГосНИИ реставрации.
Все эти работы собрал искусствовед Валерий Набоков-Алексеев. Около 60-ти полотен предстали перед критиками, художниками и зрителями.
"Здесь представлены вещи, которые встретились на моем пути. Вообще серьезный коллекционер не может существовать без ученых, искусствоведов, которые помогают не только тем, что занимаются реставрацией, но и помогают выявить значимость памятника", - отметил Валерий Набоков-Алексеев, собиратель живописи.
Таким ученым и стал для коллекционера Савва Ямщиков. Это их общая попытка обобщить вехи и тенденции живописи XX века. "От Репина до авангарда" - именно так называется выставка.
"От реалистической школы, импрессионизма, символизма - до авангарда, до московского андеграунда. Есть художники, которые входили в какую-то традицию, а есть те, которые стояли вне традиции", - объяснила Нина Зайцева, заведующая отделом пропаганды художественного наследия ГосНИИ реставрации.
Это последний портрет дочери Ильи Репина, написанный отцом. Он много раз ее рисовал - а такой увидел в конце своей жизни. Ефим Честняков мечтал стать учеником Репина. Но мастер сказал художнику: "В вас горит огонь таланта, а я его только испорчу".
"Через 10-15 лет после его смерти холсты сохранились, они были на руках у крестьян. Сначала костромские реставраторы, затем московские во главе с Саввой Ямщиковым стали эти вещи собирать. И когда они их отреставрировали, они вдруг обнаружили, что это великий русский художник, который впервые заговорил голосом русского крестьянина", - рассказывает Сергей Маркус, культуролог.
Портрет современного художника Натты Конышевой. Ей 71 год, она носит кепку и говорит, что написала 30 тысяч холстов.
"Да, самая простая, ничем не отличаюсь, хожу по камушкам, как все. Трудоголик. Больше плотник, чем художник", - говорит Натта Конашева.
Почти все работы появились на выставке, как говорит сам коллекционер, благодаря дружбе с художниками. Почти все полотна - дары. Многие стоят баснословные суммы. Тем более теперь, когда искусствоведы осознали их истинную ценность.
Анастасия Белая