ПИАНИСТА, ДИРИЖЁРА - ИГОРЯ МИХАЙЛОВИЧА ЖУКОВА
Многие критики, как и любители музыки, по праву считают Игоря Жукова одним из величайших пианистов своего поколения.
Он концертировал во многих городах России, почти во всех европейских странах, в США, Сингапуре, Малайзии, Гонконге, Японии. В советский период вышло свыше сорока его пластинок! В «новое» время его записывали Telos, A&E, MCA, RCD, Olympia, Live Classic, BMG, Denon. Неизменно дорогие, в том числе и в денежном эквиваленте, аудио- и видео-записи выдающегося пианиста пользуются огромным спросом во всех странах Европы, в России же - на родине пианиста - являются раритетами, предметами гордости ценителей и коллекционеров. Click to view
Каждый сезон фортепианные вечера этого пианиста привлекают внимание любителей музыки содержательностью программ и нешаблонностью художественных решений. Жуков работает с завидной интенсивностью и целеустремленностью. Так, за последнее время он приобрел репутацию "специалиста" по Скрябину, исполнив в концертах множество произведений композитора и записав все его сонаты. Такой сонатный альбом Жукова выпустила в сотрудничестве с "Мелодией" американская фирма "Энджел". Можно отметить и то, что Жуков один из немногих пианистов, включивших в свой репертуар все три концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. В поисках резервов пианистической литературы он обращается и к полузабытым образцам русской классики (Фортепианный концерт Римского-Корсакова), и к советской музыке (помимо С. Прокофьева, Н. Мясковский, Я. Иванов, Я. Коха и другие), и к современным зарубежным авторам (Ф. Пуленк, С. Барбер). Удаются ему и пьесы мастеров далекого прошлого. В одной из рецензий журнала "Музыкальная жизнь" отмечалось, что он открывает в этой музыке живое человеческое чувство, красоту формы. "Теплый отклик аудитории вызвали изящная „Дудочка" Дандрие и грациозное „Паспье" Детуша, мечтательно-печальная „Кукушка" Дакена и стремительная "Жига".
Все это, конечно, не исключает и обычных концертных пьес - репертуар пианиста чрезвычайно широк и вбирает в себя бессмертные шедевры мировой музыки от Баха до Шостаковича. И здесь сказывается интеллектуальный склад дарования пианиста, на что обращают внимание многие рецензенты. Один из них пишет: "Сильные стороны творческой индивидуальности Жукова - мужественность и целомудренная лирика, образная яркость и убежденность в том, что он делает в каждый данный момент. Это пианист активного стиля - вдумчивый и принципиальный". С этим соглашается Г. Цыпин: "Во всем, что делается им за клавиатурой инструмента, ощущаются солидная продуманность, обстоятельность, взвешенность, на всем лежит отпечаток серьезной и требовательной художественной мысли". Творческая инициативность пианиста сказалась и в ансамблевом музицировании Жукова совместно с братьями Г. и В. Фейгиными. Это инструментальное трио предложило вниманию слушателей цикл "Исторических концертов", в который вошла музыка XVII-XX веков.
Во всех начинаниях пианиста так или иначе сказываются некоторые принципы нейгаузовской школы - в Московской консерватории Жуков учился сперва у Э. Г. Гилельса, а затем у самого Г. Г. Нейгауза. Именно с тех пор, после успеха на Международном конкурсе имени М. Лонг - Ж. Тибо в 1957 году, где он завоевал вторую премию, и началась регулярная концертная деятельность артиста.
Теперь центр тяжести его артистической карьеры сместился в другую сферу: любители музыки чаще встречаются с Жуковым-дирижером, нежели с пианистом. С 1983 он возглавлял Московский камерный оркестр. В настоящее время руководит Муниципальным камерным оркестром г. Нижний Новгород.
Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.
программа одного из концертов в Нижнем и замечательные комментарии Дорогой Игорь Михайлович!
Держитесь! Здоровья тысячу раз! Вы всем нужны!
Храни Вас Господь!