Сегодня Леониду Георгиевичу Куксо исполнилось 82 года. И как Вы думаете, как он его отпраздновал? В Театре оперетты - слушал с супругой "Мистер Икс".
Полон сил, готовит книгу стихов - наконец-то! Настроение - цирковое и боевое. И, как всегда и как у многих людей этого поколения, на удивление оптимистичное.
Леонид Георгиевич всегда был в Вашей жизни, только Вы этого не знали или не замечали.
Если вспомнится хоть одна реприза Никулина, Шуйдина, Карандаша, Олега Попова - наверняка её написал Куксо, а ленинградцы - так и вовсе видели его живьём в паре с Константином Берманом.
Леонид Георгиевич написал роскошные книжки. Первая - "Молодые мои москвичи". О Москве 30-60х. Продаётся еще, говорят. Герои её - Григорий Александров, Сергей Бондарчук, Майя Булгакова, Галина Волчек, Савелий Крамаров, Олег Стриженов, Всеволод Ларионов, Любовь Орлова, Борис Сичкин… Иосиф Сталин, Никита Хрущёв, Анастас Микоян, Вячеслав Молотов.. Василий Чуйков и Константин Рокоссовский, Юрий Гагарин Луи Арагон, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Булат Окуджава, Василий Шукшин… Святослав Рихтер, Василий Соловьёв-Седой, Клавдия Шульженко, Микаэл Таривердиев… Александр Старостин, Игорь Нетто… и многие другие.
Вторая - "Необыкновенное явление - цирковое представление" - исчезла с прилавков, едва появившись.
"Неизвестный Никулин" - наделала шуму лет 5 назад.
И сейчас - увлечённо собирает все свои стихи под одну обложку. Работы - море, потому что их очень много.
А теперь прочитайте представление от первого лица (на обложке первой пластинки) и напевайте, напевайте))):
"В старинной церковной книге я как-то вычитал навсегда запомнившиеся слова: «Голос - есть душа человека». Как ясно и просто сказано! Именно - голос. Его оттенки И интонации точней всего передают суть человеческого характера. А уж в песне - и подавно. Песня - удивительная спутница жизни. Она выражает наши чувства, мысли, настроение... Древняя, как мир, и загадочная, как НЛО... Меня песни сопровождали с малолетства - моя мама часто пела, аккомпанируя на гитаре. Она-то и научила меня первым гитарным аккордам. А когда с Севера возвращался отец - полярный летчик (его расстреляли В 37-м.) - и сходились друзья-зимовщики, песням и подавно не было конца! В моду входили пластинки Утесова, Козина, Руслановой, Шульженко... Подпольно же слушали Петра Лещенко и Вертинского... Подпольно, потому что эмигранты. А раз эмигранты, почти - антисоветчики... Грянула Великая Отечественная, и начальную школу заменила мебельная мастерская, где мы - мальчишки - в три смены делали ящики для мин и снарядов, где бодрые радиопесни заглушал дробный грохот молотков и монотонный звон электропилы. В те дни в нашем старом домишке на Бронной поселился летчик-подполковник дядя Костя - приятель моего отца. Главным имуществом дяди Кости был баян. И когда, играя на нем, он пел: «Прощай, любимый город... Уходим завтра в море...» - все понимали, какой смысл он вкладывал в эти слова: не сегодня - завтра ему снова предстояло лететь на бомбежку вражьих тылов... Позднее, волею судеб, в нашей тесной коммуналке обосновались солисты джаза Эдди Рознера. Уехали рознеровцы, приехали утесовцы. Я и мои однокашники были их первейшими друзьями: дрова привезти, напилить-наколоть - нет вопросов! Руки музыкантов надо беречь! Зато на концертах джаза мы были своими людьми. Думал ли я тогда, пацан-семиклассник, что сам Эдди Рознер станет когда-то моим соавтором по песне для мюзик-холла «Дождь в Москве», а знаменитый Леонид Утесов запишет пластинку с моей песней на музыку М.Табачникова «Растаяла Одесса за кормою»!! Но это все - потом. А пока мама оказалась я Карагандинских лагерях... Куда лишь раз в месяц разрешалось отправлять продуктово-вещевую посылку.
Начинал учиться в архитектурно-строительном техникуме, в Одесской мореходке, в музучилище и в театральной студии на Пресне... Но где брать деньги на ежемесячные посылки! Подвернулся «Мосфильм» с его массовками в эпизодами. Спел даже под гитару песенку в кинофильме «Поезд идет на Восток». Подрабатывал в загородном джазике на стадионе «Спартак» - пел популярные песенки и первые - свои. Одна из них - о Тарасовке, где находился стадион, - особенно полюбилась футболистам и болельщикам. Напоминания дирекции об отходе последней электрички не действовали, и песня бисировалась снова и снова... В клоунской студии гремевшего в те годы комика М.Румянцева - Карандаша - судьба свела
меня с чудесным человеком, ставшим другом на всю жизнь, впоследствии народным артистом СССР - Юрием Никулиным. Трудно сказать, что нас тогда больше увлекало: клоунада, акробатика, жонгляж или - песни! Наши гитары из города в город ездили в одном кофре и расстались, лишь когда я, становясь профессиональным литератором, ушел из цирка, впрочем, «ушел» - это не совсем точно. И сегодня на цирковых манежах исполняются мои репризы, клоунады и представления. Большой период жизни отдан созданию эстрадных номеров и спектаклей, радио- и телесценариев, среди коих - популярный «Голубой огонек», а также пьес для театров оперетты и музкомедии. Написаны стихи песен к фильмам: «Когда казаки плачут», «Это было в разведке», «Неподсуден» и многим другим. Однако накопилось немало песен, написанных не по заказу, а, что называется, по велению души. Что делать с ними! Бегать по композиторам! Рассылать почтой и ждать, когда их посетит вдохновение!.. Порой поэтические опусы годами лежат на композиторских роялях... Неужто этим душевным излияниям навсегда оставаться в безвестности! Авось они да способны в потоке нынешнего суматошно-жестокого времени согреть и обласкать человеческие сердца! А спел стихи под гитару на импровизированный мотив, и песня, вроде, ожила! Но барду, как известно, нужна своя аудитория. Где ее найти! На улице! В подземном метропереходе! У концертных боссов свои фавориты. И вот однажды услыхал ночную бардовскую радиопередачу «Я песней с вами говорю» и вскоре пришел с гитарою на радио, немало удивив редакторов: «Зачем это вам - петь самому! Песни на ваши стихи с музыкой известных композиторов (Л.Афанасьева, Н.Богословского, Л.Лядовой, Е.Птичкина, А.Мажукова и других) и так звучат в эфире в исполнении популярных певцов и ансамблей». Объяснил, что хочу петь, как бард-любитель. Оказалось, любителю порой проще стать профессионалом, нежели профессионалу - любителем. И все же долгожданной летней ночью вышел в эфир цикл моих авторских песен. После чего строгая в оценках жена убежденно изрекла: «Утром проснешься знаменитым». В тревожном волнении дождался утра... Одного, второго, третьего... Ох, уж эта женская фантазия! Впрочем, со временем пришли на радио одобрительные отзывы. Передачу повторили. Особо ценной для меня была похвала изумительного эстрадного пианиста Михаила Борисовича Брохеса, некогда аккомпанировавшего несравненному Александру Вертинскому. Это придало мне духу явиться на фирму «Мелодия», и привередливый редактор Вл.Рыжиков поддержал идею создания моего авторского диска. Словом, взял гитару и спел, как сумел, а помог мне молодой гитарист Сережа Будкин. (Для меня - Незабудкин). И если голос, и впрямь, есть душа человека, у вес в руках - живая человеческая душа, запечатленная на пластинке «Первая ласточка». Даст Бог - не последняя."
Борис Михайлович Сичкин, сыгравший роль Бубы Касторского в фильме "Неуловимые мстители", рассказывал: "Не представляете, как знаменит был Куксо еще мальчишкой, в тридцатые годы. Его знала вся Москва. Нет, не игрой на гитаре, не пением, не стихами. Он был знаменит белым медведем, которого ему привез из Арктики отец из полярной экспедиции. Вся Москва ходила смотреть на маленькое чудо". Куксо о Высоцком Так что теперь, как услышите эту звонкую весёлую фамилию Куксо - берите, читайте, слушайте, смотрите, в ЦДРИ, говорят, в новом сезоне будет вечер - идите и получайте удовольствие!
А еще Леонид Георгиевич прошёл войну. Оттого, наверное, жизнелюбив и доброжелателен.