Обычный вопрос: Дельвиг - это друг Пушкина?
Нет, другом великого поэта он не осмелился бы себя назвать. Он был его знакомым. А другом - его двоюродный брат, Антон Дельвиг.
В доме брата Андрей, курсант корпуса инженеров путей сообщения, проводил почти каждый вечер. Часто там бывал Пушкин. О чем они говорили?.. Примерно в это время создавался «Евгений Онегин», и в великом романе есть строчки: «Шоссе Россию там и тут, Соединив, пересекут».
Андрей Дельвиг стал крупным инженером. Он создавал и воплощал в жизнь многие масштабные проекты ХIХ века - первые в России шоссейные и железные дороги, каналы, мосты, важные городские постройки. У него были хозяйственная хватка и честность, в которой соединились немецкая пунктуальность и русское представление о праведности. Без таких людей отпущенные средства в России во все времена просто разворовывались.
Андрея Дельвига мы можем считать нижегородцем. Как многие настоящие инженеры путей сообщения, он часто менял города. В жизни Дельвига было три нижегородских периода: в 30-х, 40-х и 60-х годах XIX века. Результатом его работы здесь стали новый план застройки Нижнего Новгорода, первое в губернии шоссе - Московское (оно, самое загруженное в регионе, до сих проходит именно там, где построили в 1840-х годах), водопровод. И железная дорога Нижний Новгород - Москва. Дельвиг женился на дочери нижегородца Николая Левашова, помогал ему как инженер и архитектор обустраивать усадьбу в Галибихе (ныне Воскресенский район), а после его смерти унаследовал часть имений на Ветлуге и причислил себя официально к дворянству Макарьевского уезда Нижегородской губернии.
Родился Андрей Дельвиг в селе Студенец (сейчас - Задонского района Липецкой области) в 1813 году в обедневшей семье военного. Он был барон. Этот невысокий дворянский титул в России носили потомки немцев. Имя же ему дали в честь русского деда - князя Андрея Волконского.
В 16 лет как отличник военно-строительного училища Дельвиг без экзаменов поступил сразу на третий курс корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Преподавали там Михаил Остроградский, Матвей Волков, Павел Мельников, Станислав Кербедз - весь цвет русской инженерной науки. ХIХ век был эпохой, когда инженеры путей сообщений были в обществе авангардом техники и науки. Спустя столетие их место займут ученые, занимавшиеся космонавтикой и ядерной физикой.
Первой инженерной практикой в 1831 году для Дельвига стали изыскания шоссейной дороги от Москвы до Бреста. На следующий год Дельвиг был назначен руководить реконструкцией водопровода в Москве, который почти не работал. Начинающий инженер составил план полного обновления водопровода с использованием паровых машин и быстро воплотил его в жизнь.
Став нижегородским помещиком, Дельвиг искренне хотел сделать жизнь крепостных в своих деревнях достойней. И придумал совершенно невероятную вещь - разработал систему поощрений, среди которых - письменные благодарности помещика и даже присвоение звания «Почетный крестьянин».
В 1844 году Дельвиг был направлен на строительство шоссе Москва - Нижний Новгород. По нему к тому времени уже шли ежедневные омнибусы с продажей билетов. Но - убийственно долго: пять дней. Шоссе проложили кратчайшим путем. Но оно первой же весной стало непроезжим. Отчего? Как быть?
Для Дельвига причины были очевидны. Средства разворованы, грубо, безалаберно нарушена технология, а дорогу прокладывали по болотам, по зыбким пескам. И молодой инженер берется жестко наводить порядок, переламывает ситуацию, увольняет воров и взяточников. Дорога начинает жить, работать. И тот булыжник, который был отобран для стройки Дельвигом, держал Московского шоссе до 90-х годов ХХ века. Тогда, меняя полотно, дорожники с удивлением и уважением обнаруживали добросовестно сделанный фундамент!
Честных и грамотных инженеров в провинции можно было пересчитать по пальцам. И Андрей Дельвиг, командированный в Нижний Новгород правительством, стал здесь счастливой находкой. Его просят возглавить губернскую строительную комиссию. Выявились недостатки только что утвержденного плана развития города. Нарисовано все на нем было красиво, но многие улицы, даже Большую Покровку, требовали «немного подвинуть». С городовым архитектором Кизеветтером горожане стали «договориваться». Все знают, что означает в России это слово. Андрей Дельвиг, увидев немало злоупотреблений, уволил со всех должностей почтенного - без иронии - человека. Тот долго и безуспешно судился с нижегородскими властями. В город были приглашены молодые, честно относящиеся к делу архитекторы. Дельвигу удается решить важную, но чрезвычайно сложную инженерную задачу - провести в центр на высоту сто метров водопровод. В 1847 году на главной городской площади заработал построенный им фонтан - и работает до сих пор! Но инженер покидает Нижний. «Урусов совершенно мне опротивел», - признается он в своем отношении к губернатору, которого видел и принимающим подношения, и в отвратительных сценах самодурства. Это и стало причиной рапорта с просьбой перевести его куда угодно.
После пуска магистрали Санкт-Петербург - Москва становится ясно: в Россию пришел новый транспорт, мощный и масштабный. Дельвиг создает одно из акционерных обществ, чтобы строить железные дороги, привлекая русский частный капитал. Оно блестяще справляется с первой задачей, прокладкой линии Москва - Сергиев Посад, которая принесла доход уже спустя год после начала эксплуатации, а через пару десятилетий стала началом магистрали на Ярославль и Архангельск. Но, не дождавшись пуска, Дельвиг уходит из общества: его назначают на государственную должность - главным инспектором и начальником Управления частных железных дорог.
Первой линией главного инспектора стала Московско-Нижегородская. Предприниматели безошибочно определили прибыльное направление. Дельвиг же представлял на стройке интересы государства: следил за законностью землеотводов и финансовых операций, за обеспечением безопасности движения поездов. Акционеры обязались открыть движение к ярмарке 1862 года. Но технически безграмотные иностранные инженеры совершили множество ошибок, вымогали взятки, отклоняли линию от проекта. Насыпи были местами сомнительной прочности, а мосты могли не выдержать ни веса поездов, ни паводка. Дельвиг пытался отсрочить пуск линии, чтобы исправить все, что возможно, добивался от подрядчиков технически верных решений, от которых они отказались, экономя (а практически уворовывая) средства. Однако не все было в его силах. Как известно, первый поезд из Нижнего Новгорода в Москву, пущенный практически за несколько минут до истечения последнего назначенного срока, потерпел крушение из-за недоделок на линии. Дельвиг с горечью описал в мемуарах эту беду, не снимая с себя вины: не смог жестко провести свою волю и запретить эксплуатацию дороги.
За 11 лет работы в своей должности Андрей Дельвиг участвовал в строительстве и приемке 32 железных дорог общей протяженностью около 12 тыс. верст. В июне 1865 года Главное управление путей сообщения и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщения, и во главе его встал легендарный Павел Мельников. Мощной государственной структуре подчинялись шоссейные и водные пути. При Мельникове (а с 1869 году при министре Владимире Бобринском) Андрей Дельвиг был председателем Совета МПС, управляющим министерства, начальником Управления железных дорог. Он во всем стремился к порядку и на всех дорогах желал видеть понятные, управляемые по вертикали структуры, чтобы люди отвечали за свой круг обязанностей, а не за все сразу и ни за что в итоге. Именно по его инициативе на магистралях родилась система служб, которая существует до наших дней и понятна каждому железнодорожнику: П - путь, В - вагоны, Т - тяга, Л - люди, пассажиры, Д - движение…
В 1871 году Дельвиг уволился со службы по состоянию здоровья. Он был уже немолод, и позади были десятилетия кочевой жизни инженера пути. Но Дельвиг оставался председателем Съезда главных деятелей по машиностроению. По его инициативе на благотворительные взносы от частных железных дорог создавалась система школ для транспортников и их детей. Она просуществовала до 1990-х годов. И сейчас продолжают действовать железнодорожные технические школы, которые возникли тогда в рамках МПС.
ещё фотографии Дельвигов из коллекции Геннадия Звягина они были найдены в подвале старого дома в Гамбурге. Ранее они принадлежали Лизелотте Круглевской- Андерс. Во время второй мировой войны - участница антифашистской подпольной организации «Свободный Гамбург». После войны - политический деятель, депутат СПД, доктор политической экономики и куратор по искусству Гамбурга. Написала несколько книг по искусству и художественной педагогике. Была знакома со многими знаменитыми художниками того времени. Поддерживала культурные связи с Россией и считала себя православной по вере. Предки её мужа, Круглевского, когда-то жили в Росии и имели какие-то родственные связи с Дельвигами. Наверное поэтому в их семье и хранились эти фотографии. Лизелотта Круглевская-Андерс скончалась в 2006 году , в возрасте 94-х лет. Её вещи, в основном книги по искусству, лежали в подвале, а затем, когда потребовалось его освободить, их раздали друзьям и знакомым. Так у меня оказались несколько её книг и эти фотографии, - пишет Звягин
Но еще была тайна, которую Дельвиг при жизни не раскрыл никому, доверив ее потомкам. С молодых лет он вел записи. У него был талант не только инженера, но и блистательного очеркиста. Недаром же он был своим в кругу литераторов.
Дельвиг рассказал почти о целом веке в лицах и событиях. Лица эти - от крестьянина Лещова в ветлужской деревне Чухломке до императора Александра Второго. Это Лермонтов, Некрасов, Герцен…
За несколько лет до смерти Дельвиг явился в Румянцевский музей
(впоследствии - Государственная библиотека имени Ленина, Российская государственная библиотека) и принес большие запечатанные пакеты с книгой «Мои воспоминания». Дельвиг назначил время вскрытия пакетов - 1910 год. В оценке многих людей он был жесток. К моменту выхода книги практически все ее герои должны были покинуть историческую сцену. Все останется в прошлом - и добро, и зло, в настоящем будет только общий результат жизни его самого и его современников.
Дельвиг оставил крупную сумму - тысячу рублей, чтобы мемуары были изданы.
Он умер в Санкт-Петербурге в начале 1887 года.
Могила его в некрополе Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге найдена недавно. Книга вышла в 1912 - 1913 годах тиражом 500 экземпляров и быстро стала библиографической редкостью. Ее часто цитируют специалисты, изучающие историю литературы, инженерной науки и транспорта, жизнь выдающихся современников автора. Потому что лучше Андрея Дельвига русский ХIХ век - с его победами, несчастьями и тайнами - знали немногие.
Николай Морохин* * *
История Нижегородского водопровода началась с фонтана на центральной площади города. Директивное отношение № 7360 о создании городского водопровода было выпущено в мае 1846 года.
Автором проекта выступил инженер-подполковник, барон Андрей Дельвиг, двоюродный брат известного поэта и лицейского друга А. С. Пушкина.
1 октября 1847 года на Благовещенской площади в качестве источника воды начал работать фонтан
Год спустя, 1 октября 1847 года в чугунную чашу фонтана потекла вода.
Густые толпы народа окружили фонтан, перед которым устроен был амвон, покрытый красным сукном, а на нем поставлен аналой. Здесь архимандрит с прочим городским духовенством начал обычное богослужение для освящения воды. Фонтан был пущен, в толпах народа пронесся радостный говор... Все пили и хвалили воду, которую после удаления духовной процессии повезли и понесли по всем домам города.
отсюда и дальше Проведённые им в
1853-
1858 работы по переустройству
Мытищинского водопроводанамного улучшили водоснабжение Москвы.
Дельвигу принадлежит первое в России и одно из лучших для того времени
«Руководство к устройству водопроводов» (1856).
Эта книга была удостоена Петербургской Академией Наук
Демидовской премии и долгое время служила основным пособием при проектировании и строительстве водопроводов.