Край мой тихий, мать Украйна,
Чей ты искупаешь
Грех великий, за кого ты
В муках погибаешь?
Или ты молитвы ранней
Богу не творила?
Иль детей своих ты честно
Жить не научила?
"Я молилась, я трудилась,
Я глаз не смыкала,
Й Детей своих я в добрых
Нравах наставляла.
Как цветочки в чистом поле,
Вырастали дети,
Знала власть я, знала волю
На широком свете.
О Богдан мой, сын мой милый!
Горе мне с тобою,
Что ты сделал, неразумный,
С матерью родною?
Над твоею колыбелью
Песни злой неволи
Пела я и со слезами
Ожидала воли.
О Богдан, когда б я знала,
Что мне жизнь судила,
Я тебя бы в колыбели
Насмерть задушила.
Овладели чужеземцы
Моими степями,
Дети мой на чужбине
Бродят батраками.
Днепр мой, брат мой, высыхает
Средь степей унылых,
А москаль по степи бродит,
Роется в могилах.
Не свое он роет, ищет,
Могилы тревожит;
Но растет уж перевертень...
Вырастет, поможет
Он хозяйничать в отчизне
Чужаку... Спешите
И рубаху вы с матери
Худую снимите!
Звери, звери, мать родную
Терзать помогите!"
Вся раскопана, разрыта
Старая могила...
Что нашли в ней? Что отцами
Закопано было?
Эх, когда бы отыскать нам...
Отыскать нам кладьі, чїо земля сокрыла
Не плакали б дети, мать бы не тужила!..
9 октября 1843.
Березань.
Из воспоминаний Петра Ивановича Мартоса, товарища Николая Васильевича Гоголя по Нежинской гимназии, издателя "Кобзаря":
Я познакомился с ним в конце 1839 года в Петербурге, у милого, доброго земляка Е. П. Гребенки, который рекомендовал мне его как талантливого ученика К. П. Брюллова ... Я просил Шевченко сделать мой портрет акварелью, и для этого мне нужно было ездить к нему. Квартира его была на Васильевском острове, недалеко от Академии художеств, где-то под небесами, и состояла из прихожей, совсем пустой, и небольшой, с полукруглым вверху окном, комнаты, где едва могли поместиться кровать, что-то вроде стола, на котором беспорядочно было разбросано малярное принадлежности хозяина, всевозможные разорванные списаны напри и эскизы, мольберт и один напивзламаний стул; нельзя сказать, что комната была опрятная: везде лежала толстым слоем пыль, на полу тоже валялись куски исписанной бумаги, под стенами стояли обтянутые в рамах полотна, на некоторых были начаты портреты и разные рисунки.<...>
Дело о выкупе Шевченко на самом деле выглядело так:
В конце 1837 или в начале 1838 года некий генерал заказал Шевченко свой портрет масляными красками. Портрет получился очень удачный и, главное, чрезвычайно похож. Его превосходительство был очень некрасивым; художник, изображая его, не отошел от правды. Возможно, это, а возможно, и то, что генералу не хотелось дорого, как ему казалось (хотя он был очень богат), платить за такую гадкую физиономию, но он отказался забрать портрет.
Шевченко, замазав генеральские атрибуты и украшения, навесил вместо них на шею полотенце и, добавив к нему бритвенные принадлежности, отдал портрет в цирюльню для вывески. Его превосходительство узнал себя, и вот загорелся генеральский гнев, который надо было унять хотя бы там ...
Узнав, кто такой Шевченко, генерал пристал к Энгельгардту, который находился тогда в Петербурге, с предложением купить у него крестьянина. Пока они торговались, Шевченко узнал об этом и, понимая, что его может ожидать, бросился к Брюллову, умоляя спасти его. Брюллов сообщил об этом В. А. Жуковского, а тот - императрицу Александру Федоровну. Энгельгардта предупредили, чтобы он воздержался продавать Шевченко.
Непременным условием удовлетворения ходатайства о Шевченко императрица потребовала от Брюллова закончить портрет Жуковского, Брюллов давно уже обещал, даже начал рисовать, но оставил, как это очень часто бывало с ним. Портрет вскоре был окончен и разыгран в лотерее между высокими лицами императорской фамилии. Энгельгардту внесены были деньги за Шевченко ...
<...>
Шевченко в стихах и на словах, по кабакам, везде проповедовал смуту. Вот ходячий по этому поводу анекдот.
Как-то в праздничный день сидел Шевченко в мужичьем свитке в кабаке, перед ним стояла бутылка с водкой. В трактире всегда много порядочных людей на праздники.
Тарас, попивая водочку, вынул из кармана несколько пригоршней ржаного зерна и высыпал его на столе в одну большую кучку, затем от нее отделил вторую, меньшую, а третью - еще меньше.
«Что это ты, дядя, делаешь?» - Спросил его один из присутствующих. «Вот что, - отвечал он. - Эта большая кучка - это мы, мужики, меньше - это господа, а эта, маленькая, - это царь. Теперь смотрите! - И, взяв пригоршней всю большую кучку, засыпал ею обе меньше. - Теперь нет ни господ, ни царей - только мы »...
1863
Апрель
отсюда * * *
Click to view
Сергей Бондарчук - Тарас Григорьевич Шевченко
Владимир Честноков - Николай Гаврилович Чернышевский
Николай Тимофеев - Николай Александрович Добролюбов
Гнат Юра - Михаил Семёнович Щепкин
Иван Переверзев - Сигизмунд Сераковский
Евгений Самойлов - Николай Александрович Спешнев
Лаврентий Масоха - профессор Костомаров
Павел Шпрингфельд - Пантелеймон Александрович Кулиш
Алексей Консовский - Курочкин, редактор журнала «Искра»
Григорий Шпигель - Карл Павлович Брюллов
Михаил Названов - Николай I
Марк Бернес - капитан Косарев
Дмитрий Милютенко - майор Усков
Марианна Стриженова - Агафья Андреевна Ускова
Михаил Кузнецов - солдат Скобелев
Наталья Ужвий - Ярина Шевченко, сестра Тараса Григорьевича
Михаил Трояновский - шеф жандармов
Александр Хвыля - пан Барабаш
Гарэн Жуковская - пани Барабаш
Михаил Высоцкий - Евдоким Апполонович Лукашевич
Геннадий Юдин - провокатор
Леонид Кмит - штабс-капитан Обрядин
Александр Баранов - Потапов
Константин Сорокин - рыжий ефрейтор
Владимир Сошальский - прапорщик Николай Момбелли, друг Шевченко
Латиф Файзиев - киргиз
Станислав Чекан - извозчик
Степан Шкурат - крепостной бандурист
Дмитрий Капка - священник
Вячеслав Тихонов - эпизод (представитель петербургской молодежи)
Марина Ладынина - графиня Потоцкая
Николай Гринько - крепостной-бунтовщик
Анатолий Чемодуров - студент
Олег Голубицкий - студент
Иван Савкин - эпизод (представитель петербургской молодежи)
Всеволод Санаев - эпизод
Владимир Трошин - крепостной-бунтовщик
Анна Кушниренко - эпизод
Фёдор Гладков - эпизод
Юрий Критенко - эпизод
[править]Съёмочная группа
Автор сценария и режиссёр-постановщик: Игорь Савченко
Операторы:
Аркадий Кольцатый
Даниил Демуцкий
Иван Шеккер
Композитор: Борис Лятошинский
Режиссёры: В. Лапокныш, И. Шмарук
Звукооператор: А. Бабий
Дирижёр: Натан Рахлин
Художники-декораторы:
Леван Шенгелия
Борис Немечек
Художник по костюмам: Ю. Майер
Художник-гримёр: С. Чевычелов
Реквизит: М. Солоха
Музыкальный редактор:
Комбинированные съёмки: В. Королёв
Ассистенты режиссёра:
Александр Алов
Владимир Наумов
Григорий Мелик-Авакян
Л. Файзиев
Директор: Л. Корецкий
Киевская Киностудия
1951 год