Click to view
Постановка 1973 года в ред. Н. А. Римского-Корсакова.
Дирижёр - Борис Эммануилович Хайкин
Мусоргский писал «Хованщину» с перерывами 9 лет. Но опера была завершена в виде клавира. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов из Третьего действия и Песня Марфы. Всю оркестровку выполнил Николай Андреевич Римский-Корсаков. Модест Петрович слышал кое-что и остался доволен В 1883 году, спустя 2 года после смерти автора, была издана партитура. А ещё через три года - 9 февраля 1886 - она была впервые поставлена в СПб силами Музыкально-драматического кружка любителей на сцене
дома Кононова на Мойке, 63. Здесь проходили многие музыкальные премьеры того времени. В 1877 году в зале Кононова выступал Ференц Лист. В 1882 году после отмены монополии Императорских театров в зале Кононова была открыта первая в Петербурге частная антреприза - "Русский театр Коровякова". Затем был "Театр русской комической оперы", Театр русской драмы", "Частная русская опера", "Французская оперетта", "Новый театр" актрисы Л. Яворской, для которой Т. Щепкина-Куперник переводила пьесы Э. Ростана.
В начеле 70-х у Римского-Корсакова были абонементы Бесплатной музыкальной школы, в одном из них как раз и прозвучали Пляски персидок из Хованщины, обработка которых понравилась Мусоргскому. Может, это кому-то будет интересно - Римский пишет: Мелодию песни Марфы и славленье (свадебная песня) с их оригинальным текстом, с разрешения Мусоргского, я взят в свой сборник 100 русских песен.
9 февраля 1886 «Хованщиной» дирижировал Эдуард Юльевич Гольдштейн, известный в то время критик, пианист, педагог (преподавал фортепиано в Придворной капелле), дирижёр, композитор, который стоял во главе этого кружка.В течение второй половины сезона 1885/86 г. и первой половины сезона 1886/87 г. «Хованщина» прошла на сцене Музыкально-драматического кружка восемь раз.